Ну вот, вы, наконец, решились и летите вместе с другими такими же счастливцами в далекую Бирму, страну инопланетных ландшафтов, древних сокровищ, красочной культуры. Вы полны предвкушений, ожиданий и волнений. Самолет приземляется и вот вы уже на месте. Вы осматриваетесь, и первое, что бросается вам в глаза, впрочем как и любому другому, приехавшему впервые в Мьянма, так это буйная тропическая растительность, яркие цвета, жаркое солнце и улыбчивые приветливые люди, населяющие эту страну.
Кто живет в Мьянме
Здесь живет около 60 миллионов человек более чем 135 национальностей со своими диалектами и обычаями. Поэтому название страны Союз Мьянма абсолютно оправдано. Когда эта страна называлась Бирма, то люди, живущие в ней назывались бирманцы, сейчас это Мьянма, а люди, живущие в ней, носят название мьямма. Также называется самая многочисленная национальность страны.
Плотность населения Бирмы неравномерна: в речных долинах она значительная, а в горных районах жителей совсем мало. По общей плотности населения Мьянма занимает одно из последних мест по Азии. В стране семь центральных административных областей – Иравади, Пегу, Магуэ, Мандалай, Сикайн, Танинтайи, Янгон и семь национальных областей – Мон, Карен, Кайя, Шан, Качин, Чин и Аракан.
Население Бирмы, при всем своем богатом этническом разнообразии, можно представить таблицей:
-
- бирманцы – 68%,
- шаны – 9%,
- карены – 7%,
- араканцы – 4 %,
- моны – 2%,
- чины – 2%,
- качины – 2%
- и другие национальности.
Каждый этнос живет в своем штате: карены живут Нижней Бирме, шаны проживают возле границы с Таиландом, моны располагаются в около дельты, чины обитают в горах на Северо-Западе, качины – на севере рядом с Китайской границей. Каждая из этих народностей в свою очередь состоит из множества входящих в него этнических групп.
Проблемы многонациональной Мьянмы
В состав населения Бирмы входят народности и племена, стоящие на различных уровнях общественного развития, порою очень низких.
Чего стоит хотя бы народность нага, проживающая на территории Индии и пограничных с нею территориях Мьянмы. Одежда, которую они носят пожалуй, наиболее красочная во всей стране. Их наряд дополняют перья, клыки, зубы, какие-то затейливые шарики. Лица женщин украшают татуировки на лбу и подбородке.
Их прежде, да и порой и теперь, называют “охотниками за головами”. Был у них такой милый обычай доказывать свою храбрость при вступлении во взрослую жизнь и правоту при всяких разборках, отрубая и высушивая голову поверженного врага. А потом этими мумифицированными трофеями украшать свое жилище.
А на груди носить колье с изображением голов. Сколько отрубил – столько и навесил изображений. А еще они практиковали человеческие жертвоприношения, задабривая духов. Правда в 70-х годах XX века главы кланов под давлением правительства официально запретили убийства людей, но прочно заработанная репутация все еще идет за ними следом.
Малые народности, живущие высоко в горах или на труднодоступных горных плато не ведают о существующих между пограничными странами границах и перемещаются куда им заблагорассудится между Бирмой и Таиландом, Лаосом, Камбоджей.
А некоторые из племен продолжают на высокогорье выращивать опиумный мак и коноплю, хотя это законодательно запрещено. Одна из бед современности – наркомания. И производство белого опиумного мака играет в этом не последнюю роль. Власти пытаются вести с наркомафией борьбу, но это непросто и в силу географической дислокации и из-за вооруженных сопротивления банд, охраняющих свои плантации.
Еще одной серьезной проблемой Мьянмы является сепаратизм национальных меньшинств. Некоторые из них в своем стремлении обрести национальную автономию или независимость даже ведут вооруженную борьбу.
Например народность Карен (или Кайин), представляющие обширный конгломерат племен, уже более полувека находятся в состоянии войны с властями, желая создать собственное независимое государство. И политические проблемы при этом здесь наслаиваются на проблемы с выращиванием и трафиком наркотиков. Решая их, правительство Мьянмы получило в стране свою Чечню, да к тому же и не одну.
Население Бирмы проживает в основном в сельской местности и занято производством риса, который является основной сельскохозяйственной культурой страны. Живут в деревянных или бамбуковых домиках. В свободной время любят совершать паломнические поездки к известным пагодам Мьянмы. Живут очень просто.
Жители городов живут в более современных типовых домах, но тоже часто в свободное время ездят к пагодам. У них больше возможностей для развлечений и отдыха и есть стремление к получению образования. Но разница между сельским и городским жителем просто колоссальна. Общая черта всех бирманцев – трудолюбие.
Так какие же они, населяющие Мьянма люди ?
Наше время характеризуется стремительным и всеобъемлющем процессом глобализации, когда расширяются и углубляются связи между национальными культурами. В связи с этим возникла имагология, новое научное направление, которое исследует и объясняет, как одни народы видят другие.
Что и говорить, в принципе, независимо от национальной принадлежности, люди все одинаковы: когда им хорошо – они радуются, когда плохо – ну, вы поняли. Но все-таки при пристальном рассмотрении, можно найти те, порой еле уловимые, штрихи или детали, в которых люди разнятся. И именно эти различия и придают то своеобразие, которое называется национальным колоритом.
И вот какими же видятся европейцам живущие в Мьянма люди ? Ну пожалуй, бросается в глаза, что людей с лишним весом здесь гораздо меньше, чем в Европе. Множество людей занято обслуживанием туристов, это продавцы сувениров, работники гостиниц, водители такси, гиды и т.д. На лицах людей – улыбки. Никто не пытается обмануть иностранца или ограбить. В такси сразу называют адекватную цену проезда. Невероятная и поразительная честность мьянмцев. Может быть это обусловлено присущей им высокой буддистской моралью?.
В стране почти нет наркоманов и пьяниц. Девушки и женшины в откровенных нарядах по улицам не ходят. Нет в продаже журналов с откровенными фотографиями. Нет развернутой сети секс-услуг. Возможно и это благотворное влияние буддизма, с его оценками того, что является и что не является грехом.
В Мьянме живут очень радушные люди. В одном из прочитанных отчетов о путешествии в Бирму встретилось забавное: на автора в Мандалае залаяла собака, так за ее недостойное поведение перед приезжим гостем потом извинялось полулицы и преступному животному хозяева предрекали вечером в наказание быть съеденным, и лишь благородное заступничество рассказчика сохранило непутевую собачью жизнь.
В один голос все побывавшие в Мьянме говорят, что там живут сдержанные, позитивные, спокойные люди. Ссоры, выяснение отношений – чрезвычайно редки. Но даже если произошла ссора подвыпивших людей, то до рукоприкладства дело практически никогда не доходит. Причем если это незнакомые люди – то могут переругиваться, тыча пальцами друг в друга, но не более, ну а если дело доходит до потасовки, то это конфликт хорошо знакомых людей. Отношение людей Мьянмы к “своим” и “чужим” разительно отличается.
Даже в перенаселенном Рангуне люди спокойны и невозмутимы. Вокруг людской сплошной поток, узкие улицы, забитые машинами, переполненный транспорт – и рангунцы – без ссор, никто никого не толкает , самые распространенные у них выражения : «Ничего, обойдется”, “Не беспокойтесь». Кстати, даже буквы и цифры бирманской письменности без изломов и острых углов, сплошная приятная округлость.
Пожалуй, можно еще отметить, что бирманцы любят размеренную спокойную предсказуемую жизнь, а всякого рода нештатные ситуации приводят их в сильное стрессовое состояние.
Часто людей, проживающих в Мьянме, называют простыми и бесхитростными. Но тут, пожалуй, прав один бирманец, который, обдумав эту характеристику, заметил, что совсем уж бесхитростных людей можно отыскать только на кладбище.
Бирманцы – люди с большим чувством собственного достоинства, попрошаек среди них практически нет. И, в отличие от назойливых жителей африканских стран, они не будут клянчат деньги, заметив направленный в их сторону объектив фотоаппарата. Хотя, если им предложить мелочь, то они ее примут.
Очень чистоплотные люди, всегда опрятны, аккуратно и чисто одеты.
Еще заметно любовное и бережное отношение к детям и уважительное отношение к старости. Бирманские бабушки и дедушки всегда опрятны и досмотрены. Возможно именно поэтому они сохраняют со глубоких преклонных лет бодрость и ясный ум.
Бирманцы чисты и непосредственны, добры ко всему миру, в них нет озлобленности и раздражения, с которыми приходится сталкиваться в нашей жизни.
Конечно, разные поколения населения Бирмы между собой сильно отличаются. И, безусловно, люди Мьянмы тоже очень разные. И все меняется со временем.
Оставить комментарий