До города Победы Фатехпур-Сикри ехать 45 минут от Агры. Построен он был императором моголов Акбаром где-то во второй половине XVI века и назван в честь одержанных военных побед и в честь рождения долгожданного первого сына. Фатехпур-Сикри являлся столицей империи около десяти лет. Потом беспокойная жизнь императора вынудила его покинуть это место. А за ним покинули город и придворные и большинство простого люда.
До Акбара в Индии строили города, ориентируя их по сторонам света, а он построил город, который следовал особенностям рельефа. Город находится на гребне скалистого хребта, некогда под горой располагалось озеро, но после природного катаклизма – землетрясения – вода ушла. Город стал страдать не только от недостатка внимания повелителя, но и от недостатка влаги. Теперь в городе вся вода – привозная. Сегодня Фатехпур-Сикри – огромный мертвый город с волнующей мистической атмосферой. Очень чистый, он очень хорошо сохранился. В этом безлюдье трудно представить, что некогда здесь процветали ремесла и торговля. Сюда приезжало множество бойких торговцев со всего света. Отдельно стоящие павильоны напоминают палатки, в которых жили кочевые предки Акбара, только ткань заменил камень.
Город красив, он возведен из красного песчаника, в течении дня, особенно к вечеру, тональность его цвета меняется и эти тонкие переливы оттенков красного и розового завораживают. В его архитектуре переплетаются мусульманские и индуистские традиции и стили, поскольку строили его зодчие, исповедовавшие разные веры, ведь Акбар отличался большой толерантностью. На самой высокой точке хребта находится дворец. Каменщики Акбара создали невероятные по красоте дворцы, украшенные изощренной резьбой и чеканкой.
Я рвалась сюда, я мечтала посмотреть город, ощутить его ауру. Год назад, посмотрев фильм «Джодха и Акбар», я прочитала все, что нашла о Акбаре, о его 36 женах, и везде присутствовал этот город, который жил, пока жил Акбар и перестал существовать вместе с ним. Город, удивлявший гостей со всего света и да и самих жителей красотой, Удивлявшей и в давние времена, да и теперь: площади города, его внутренняя крепость, монетный двор – все это архитектурные шедевры
Сахин медленно шел по двору Фатехпур-Сикри, показывая то направо, то налево, я, как китайский болванчик, вертела головой в такт его словам. Смотрела, слушала, и пыталась соотнести этот дворец с тем, что был в фильме: тонкие шелка, колыхающиеся на ветру, Джодха, доверчиво склонившая голову к своему повелителю, яркое солнце, тысячами искр отражающееся от вделанных в стену зеркал… Все было, но все иначе. Был Диван-и–Хас, зал частных аудиенций Акбара. Огромная резная колонна, как и в фильме, возвышалась в центре зала, она поддерживает круглую площадку, где восседал повелитель, четыре мостика соединяют ее с галереей, которая опоясывает стены.
Акбар сидел на этой площадке, а его придворные размещались на галереях и внизу на полу. Вот площадь, отведенная под игровое поле Пачиси. Это большая площадка, вымощенная камнем. В игре фигуры двигаются навстречу друг другу, шаги их соответствуют количеству очков, выпавших на костях. император был азартным игроком. В качестве игровых фигур использовались одетые в яркие костюмы девушки-рабыни. Придворный летописец рассказывал, что были случаи, когда в игре участвовало более 200 человек, и никто не мог прервать игру и уйти, пока не отыграет 16 раундов. А на это могло уйти до трех месяцев…
Клетки черные клетки, клетки белые, мы идем дальше. Сахин продолжает рассказывать, я кручу головой и восхищаюсь: императорским хаммамом или, по-другому, павильоном развлечений. Одна сторона бани обращена к пруду, называемомому “Бесподобный пруд”, где некогда, окруженный ароматной водой, на платформе возлежал и отдыхал повелитель. Посередине круглая площадка, где сидели музыканты. На противоположной стороне, за прудом, расположены личные покои Акбара – Доулат Кхана. Мы лезем на второй этаж, чтобы увидеть каменную кровать императора, смотрим сверху на Фатехпур Сикри.
Торжественно возвышается над всем дворцом здание главного гарема, называемое Дворец Джодх баи, его украшает тюльпановый узор, характерный для всего Фатехпур Сикри. Центральный внутренний двор по сторонам окружают четыре отдельные приподнятые террасы. Две террасы украшают необычные крыши, имитирующие покрытие из бамбука и соломы. Само здание из красного песчаника, а на нем, контрастом, остатки плиток из голубой глазури персидского стиля. Любимые жены жили в нем, в соответствии со своим статусом в глазах Акбара. Джодха – на самом верху. Как главная и любимая из жен, этажом ниже – другая жена и так далее.
Мы прошли через Дворец ветров и Дом приближенных, заглянули в комнатку, где жены наводили красоту. – “Некогда здесь все было в алмазах, – грустя о утерянном, почти шепнул Сахин, – но англичане… они… им…” Мы помолчали минутку, вместе с ним скорбя по утерянному.
Саня, стоя возле старинных туалетов Фатехпур-Сикри, увлеченно фотографировал виды. При этом он нашел себе компанию – кучу индийских ребятишек. Веселые, дружелюбные, открытые. На вопрос, можно ли мне с ними сфотографироваться – звонкое: “Да, конечно!” Правда, в процессе съемки, я оказалась не у дел: все внимание Сани было обращено на мальчишек.
Оставить комментарий