В какой-то момент у императора Нерона — повелителя Рима, утонченного аристократа, любителя искусств и всего экстравагантного — что-то случилось с головой. И тогда по его приказу во дворец был тайно доставлен опасный и кровожадный зверь. Пойманный где-то в болотах Центральной Африки, монстр жил, не зная солнечного света, и питался страхом людей так же, как и их плотью. Как утверждала молва, после смерти Нерона загадочная тварь на какое-то время укрылась в катакомбах, а потом обжилась в подземельях Колизея, где среди ауры страданий к ее услугам были горы мяса, какую-то минуту назад бывшие живыми существами. Когда же чудовище перестало получать останки людей и животных, то стало болеть, хиреть, а вместе с ним начал рушиться Колизей…
Вечный город переполнен легендами и преданиями. Это было бы совершенно невероятно, чтобы о таком здании, где погибло несколько тысяч человек насильственный смертью, не ходили разные слухи, истории и легенды. Но мы отмахиваемся от жутковатых древних мифов, хотя у нас сегодня по плану Колизей. Я всегда хотела его посмотреть, особенно после знаменитого фильма «Гладиатор». Да и наша дочка любит историю. Солнечный день, синее небо, фотоаппарат в руках, настроение приподнятое.
И вот он перед нами… Вау! Как же он огромен… «Девочки, не забудьте закрыть рот», – шутит Саня. Может, рот и открылся от восторга, но ведь в шаге от меня, в центре современного города — грандиозный монумент Древнего Рима! Культурное достояние ЮНЕСКО! Здание, включенное в список «Новых семи чудес света», что отбирались среди архитектурных достопримечательностей по всему миру через SMS-голосование…
Но ночью зрелище еще круче!
Тогда особенно величаво выглядит его расколотая чаша, эффектно подсвеченная десятками мощных прожекторов. Потрясающая луна над Колизеем.
Но что же случилось с этой махиной, почему от нее отвалился кусок? Не похоже, чтобы она сама по себе разрушилась от времени… Несчастья к древнему колоссу подкрались неожиданно. Первый ущерб зданию был нанесен в 217 году, когда от удара молнии вспыхнул пожар. Потом последовала череда землетрясений, в результате сильнейшего из них обрушилась южная сторона.
Медленно, но верно делали свое черное дело повреждения и трещины, просадки части фундамента, дожди и ветры, что подтачивали внешние стены. Обломки и части здания не оставались лежать невостребованными. Рачительный, но непросвещенный римский народ все средневековье разбирал заброшенное здание, растаскивал, что мог, и использовал материалы в новых постройках.
Вот тогда Колизей с его мрачной биографией получил славу мистического места, обзавелся массой легенд и рассказами о творящихся в нем разного рода паранормальных явлениях.
Что означает название Колизей
Ну, вообще-то, так называться он стал, начиная с VIII века. От латинского «colosseum». Скорее всего из-за внушительных — колоссальных, как мы бы сказали сегодня, — размеров. Однако в античности его так никто не называл, и сотни лет он был известен как Амфитеатр Флавиев – самый величественный амфитеатр древних времен.
Что такое амфитеатр?
А вот это слово уже имеет греческие корни. На русский его можно было бы перевести как «театр с обеих сторон». Представьте: если взять два полукруглых греческих театра со ступенчатыми трибунами и соединить их так, чтобы они образовали полную окружность, тогда места для зрителей окажутся со всех сторон. Интересная идея была воплощена в жизнь. Разве что вместо окружности в середине оказалось удобнее использовать эллипс. Да-да, Колизей, который кажется на первый взгляд круглым, на самом деле построен в форме эллипса.
К середине I в. н.э. чисто римское архитектурное изобретение – амфитеатр – определилось со своими основными чертами. Для данного типа сооружений характерны: арена как центральный элемент, окружающие ее ступенчатые трибуны и радиальные коридоры. Амфитеатры строились во всех римских провинциях, на территории империи их насчитывалось более двух сотен.
Однако среди множества себе подобных, Колизей оставался непревзойденным, крупнейшим в Римской империи и самым совершенным по конструкции и форме.
И тут пора снова вспомнить его собственное имя — Амфитеатр Флавиев. Кто же были такие эти Флавии?
Немного исторического фона и гениальных идей
Итак, окончательно потеряв контроль над ситуацией в империи, экстравагантный поэт и музыкант Нерон закончил свое царствование на печальной ноте. Его потенциальных преемников ждали кучи проблем на фоне непрекращающихся гражданских войн и абсолютно пустая государственная казна.
В конечном счете победил всех претендентов на трон и стал императором успешный полководец Тит Флавий Веспасиан, которого историки обычно называют просто Веспасианом, чтобы различать с правившим после него сыном, носившим точно такое же имя. Сын вошел в историю как император Тит.
А вас, кстати, не поражают длинные имена римлян? Почему у них такая замысловатая конструкция? Дело в том, что они состоят, как минимум, из трех частей: имени в обычном смысле, родового имени – наподобие нашей фамилии, плюс наименование ветви рода или какое-то индивидуальное прозвище. Так что в полном имени императорской династии — «Флавий» означает фамильное имя.
Рассудительному, осторожному и экономному Веспасиану удалось навести в городе порядок, решить вопрос с поставкой зерна, найти общий язык с сенатом и знатью. При этом он хватался за любую возможность пополнить казну. Так, однажды, Тит упрекнул своего папу, что тот обложил податями все что мог, взимая налог даже с общественных писсуаров. «Деньги не пахнут, — ответил император. – Ты все еще наивный мальчишка, хоть и соправитель». Ну, как не гордится таким отцом!
Обладатель многих достоинств и заслуг, Веспасиан, дальновидно решил укрепить свой шаткий режим, завоевав любовь толпы. Для чего существовало не раз опробованное, не знающее осечки средство – дать народу не только хлеба, но и зрелищ. Кстати, это и теперь прекрасно отвлекает массы от сложных проблем внутренней жизни государства!
Потому император решил построить что-нибудь из зрелищных сооружений. Театр, одеон, ипподром, амфитеатр… Или цирк? Нужно что-то такое масштабное… Для невиданных по размаху зрелищ! Где бы он — император — первенствовал на фоне своих подданных. Да, нужен амфитеатр! На десятки тысяч римлян! А где? Пожалуй, на месте рукотворного озера в садах дворца Нерона… Что будет весьма символично! Да и практично – место расчищать не надо. Так что зря его злые языки называли скрягой.
Престарелый Веспасиан заложил свой амбициозный проект в 72 году нашей эры, торжественно открывать его в 80 году довелось уже императору Титу, а завершать работы пришлось в правление брата Тита, Домициана.
Загадки Колизея
С его созданием связана не одна загадка. Вот, например, самая простая: откуда у небогатого рода Флавиев нашлись средства для возведения столь беспримерного по размерам сооружения? Подсказку можно получить, если обратить внимание на Римский Форум.
Там, неподалеку от Колизея высится триумфальная арка в честь победы императора Тита в Иудее. Украшающие ее барельефы изображают, как лихо тащат награбленное там добро римские солдаты. Сказочные сокровища Иерусалима обогатили казну и личное состояние Флавиев. Да еще сотни тысяч пленников были обращены в рабство, обеспечив тем самым бесплатный труд на стройке и в каменоломнях…
О других, связанных с ним, вопросах поговорим чуть попозже.
Колизей как чудо архитектурной и инженерной мысли
Находясь в Колизее, задаешь себе вопрос: Как? Как такое можно было построить две тысячи лет назад? Как обеспечить прочность такой огромной конструкции? Чтобы она не разрушилась под собственным весом?
Его размеры впечатляют даже по современным меркам:
- Сооружение эллиптической структуры, большая ось которого составляет 188 метров, а малая — 156 метров, окружностью в 545 метров.
- Высота внешнего фасада над землей 48 метров, что эквивалентно 12-этажному зданию.
- Фундамент толщиной в 13 метров.
«…Особое внимание, — писал римский архитектор Витрувий, живший во второй половине I века до нашей эры, — должно быть обращено на фундаменты». Древний Рим имел свой горький опыт строительных катастроф. Но прежде, чем сооружать основу под столь массивное здание, инженеры и строители должны были решить непростую задачу по осушению искусственного озера из дворцового комплекса Нерона и вырыть яму для фундамента на обнажившемся дне водоема.
А поскольку это место представляет собой низину, окруженную холмами, то нужно было заложить под здание систему гидростоков и дренажа. Вот потому он стоит уже два тысячелетия и не провалился. Уже это позволяет понять, насколько опытными были архитекторы и инженеры того времени.
В отличие от более ранних амфитеатров, которые почти все были врыты в удобные склоны для дополнительной опоры, Колизей стоит как отдельное строение и держится на мощном бетонном основании.
Изобретение бетона — важнейший римский вклад в технологии строительства. Произошло это в конце третьего века до нашей эры, когда строители добавили вулканический пепел в смесь песка, дробленого камня, извести и воды. И вот извольте видеть: прародитель современного бетона – римский опус цементум – если не прочнее, то заметно долговечнее современного и не боится попадания воды.
Колизей снаружи
Колизей красив и исполнен гармонии. Своей упорядоченной красотой он обязан арочной конструкции: один над другим идут три яруса аркад. В каждой из аркад некогда было по 80 арок, каждая 4 метра в ширину и 7 метров в высоту, тогда все они были заполнены расписными статуями богов и императоров.
Вот от уровня земли идут арки нижнего яруса с простыми полуколоннами в дорическом стиле. С коренастым корпусом, они предназначены для поддержки верхних этажей. На втором этаже такие же арки идут одна над другой, но колонны уже другие — более изящные. Третий этаж был выложен коринфскими полуколоннами, которые наиболее декоративны. У них есть тонкие, подобные флейте, столбы наверху декорированные стилизованными листьями.
Выше – на четвертом этаже уже сплошная стена, расчлененная пилястрами и квадратными окнами. Между ними помещались жарко сияющие позолотой бронзовые щиты, неведомо когда исчезнувшие.
Но арки как архитектурный элемент использованы не столько для того, чтобы придать сооружению вид воздушной легкости, гораздо важнее оказалось то, что арочные конструкции позволяют облегчить колоссальный вес строения и при том обеспечивают его прочность. Их использование — поистине гениальное инженерное решение!
Но каждый камень, взвешен и размерен,
Ложился в свой черед по замыслу творца.
И линий общий строй был строг и верен,
И каждый малый свод продуман до конца…
Семья Флавиев сроки ставила жесткие, ждать не хотела – амфитеатр должен быть построен как можно скорее. И тут на помощь опять пришел бетон. Оказалось, что стандартизированные полуциркульные и сводчатые арки можно было создавать где-нибудь в мастерских за пределами площадки, а на стройку доставлять уже готовыми! А это быстро и эффективно. Такую же технику можно использовать при производстве лестниц и сидений.
Из чего же, кроме бетона, строили римляне свое великолепное сооружения? В первую очередь из местных материалов и кирпича. В крупномасштабных строительных проектах Рима кирпич – базовый материал.
Пока амфитеатр строился, производство кирпича шло без остановки по всему городу. В качестве строительного материала для внутренней отделки Колизея использовался вулканический туф. Район Рима богат туфом, есть разные сорта, каждый из которых имеет свой цвет.
Но основной материал — натуральный природный камень травертин из карьеров в Тиволи, что примерно в 20 милях от Рима. Им было полностью облицовано все здание. И это меня неожиданно зацепило. Вмиг пронеслись воспоминания о несравненном парке Налычево, где горбился многокилометровый травертиновый щит цвета охры и ржавчины… Ах, Камчатка… Стряхнув наваждение, возвращаюсь в реальность. В отличие от камчатских, римские залежи травертина имеют приятный нежно-бежевый цвет.
Кстати, те отверстия, что видны на стенах – это следы от металлических креплений, что удерживали травертиновые блоки. Потомки древних римлян за последующие несколько столетий хозяйственно выковыряли все 300 тонн железных штучек, оставив на их месте дыры.
Драгоценный мрамор использовался для сидений, для обшивки внутренних стен, отделки питьевых фонтанов, статуй и прочих украшений. Аналогично, и он по большей части бесследно исчез, варварски растащенный в конце средневековья при строительстве других зданий. Зато стали хорошо видны узкие и тонкие кирпичи, из которых сложены стены Колизея.
Интерьер, вместимость, рассадка
В начале ХХ века миллионом жителей могли похвастаться лишь несколько европейских городов, а за две тысячи лет да этого, в I в. н.э. численность населения Рима уже превысила эту цифру.
Перед строителями стояла задача: Колизей должен вмещать огромные массы людей. Но… Огромные — это сколько? Разные источники дают разные цифры, но сейчас одновременная вместимость Амфитеатра Флавиев оценивается в 50 тысяч зрителей. Надо было хорошо продумать, как при таком скоплении народа избежать толкотни и давки, ведь римляне, оказалось, начисто лишены способности терпеливо стоять в очереди.
Инженерная идея внутреннего устройства Колизея не менее замечательна. Центральную часть занимает овальная арена. Ее окружают 7 концентрических стен, что постепенно повышаются, образуя своеобразную воронку. Ее перерезают 80 стен, которые, подобно лучам, исходят от арены. Словно торт порезанный на куски. На полученном каркасе располагаются проходы, лестничные марши, кольцевые галереи и ряды для зрителей.
Арки нижнего этажа открывались в проходы между радиальными стенами, образуя восемьдесят входов-выходов. Через них амфитеатр заполнялся публикой буквально за четверть часа, и освобождался за считанные минуты.
Ну вот нетерпеливые зрители уже проникли внутрь этой грандиозной махины и хотят скорее усесться. Куда? И сейчас видно, что ряды для зрителей римского Колизея располагались на четырех разных ярусах.
Самый престижный – подиум, где сидели римская элита. В четырех метрах над ареной, отсюда открывался лучший вид на представление. На северной стороне арены в императорской ложе на широких скамьях из цветного мрамора непринужденно располагался сам император с приближенными, напротив них – ложа императрицы и ее женского окружения. Тут же места для весталок, сенаторов и почетное место для редактора — человека, финансировавшего игры. Чаще всего редактором был сам император.
Первый ярус — прима менианум — резервировался для прочих представителей римского высшего класса. Тут были места благородных римских семейств, правительственных чиновников, влиятельного делового класса. На втором ярусе — maenianum secundum – средний класс, те, кто имел право носить тогу: пониже — места для состоятельных граждан, повыше – для тех, кто победнее. Рабы, городская беднота, прочий плебс за событиями на арене следили с самого верхнего яруса.
За исключением первых рядов на подиуме, зрители на своих сиденьях были стиснуты, словно шпроты в жестяной банке. Данные других амфитеатров свидетельствуют о том, что в среднем на одного зрителя приходилось посадочное место шириной в 40 см и 70-сантиметровым пространством для ног. По сравнению с этим предложения авиакомпаний в салоне эконом-класса выглядят весьма щедро! Не представляю, как выходили из положения тучные римские граждане, ведь представления, бывало, длились несколько дней.
Верхняя часть амфитеатра не имела крыши, а избалованная римская публика любила комфорт. Для защиты зрителей от палящего солнца в Колизее натягивали «веларий» – своеобразный полотняный тент, подвешенный на канатах от 240 мачт, которые были установлены в стенах четвертого этажа.
С точки зрения санитарии, содержать 50 000 человек в одном месте — задача нелегкая. Но в Риме было столько воды, сколько требовалось. Чтобы утолять жажду римлян, предусматривалось большое количество питьевых фонтанчиков, связанных акведуком Aqua Claudia — основным водным источником города. Система свинцовых и терракотовых труб решала проблемы с туалетами и канализацией.
Как жаль, что неизвестен архитектор этого замечательного сооружения…
Насколько велик Колизей! Изнутри как-то особенно ощущаются его колоссальные размеры…
Где все происходило
Место «экшн» — арена. Это эллипс, длинная ось которого равна 83, а короткая — 48 метрам. Деревянный пол, покрытый слоем песка. Все события происходили здесь — бились бесстрашные гладиаторы, метались в ярости дикие звери, ревели свирепые львы, кричали в смертельном испуге осужденные на казнь.
Здесь на потеху буйных толп когда-то,
По знаку повелителя царей,
Друг выходил на друга, брат на брата —
Стяжать венок иль смерть в крови своей,
Затем, что крови жаждал Колизей.
Если взглянуть на арену сверху, то на концах ее главной оси находились Триумфальные ворота (запад), откуда входили гладиаторы и выходил победитель, с другой стороны были Ворота Смерти — Porta Libitinaria, через них забирали тела погибших бойцов. Вот уж воистину мистический портал, через который и XXI столетии невозможно пройти, не получив по спине – холодок… Вы тоже так думаете?
Деревянный пол давно исчез, остались лишь обглоданные временем стены, державшие его. Но чтобы наглядно представить себе, как он выглядел раньше, реставраторы восстановили одну пятую часть его. Так вот знайте, что на реконструированный пол арены посетители, буднично переговариваясь и целеустремленно топая, попадают через те самые Ворота Смерти. А для работы воображения нужен особый настрой, уединение и тишина.
Но говорят, что здесь, бывает, кто-то слышит предсмертные крики, иные — испуганный плач, некоторые видят призрачные фигуры в римских одеждах, а кого-то холодным ознобом пробирает прямо под жарким солнышком.
В отсутствии арены, хорошо видна сложная подземная структура под ней, это так называемый гипогей. Предназначенный для подготовки и организации игр, он состоял из двухуровневой сети туннелей, помещений для бойцов, клеток для диких животных, тюремных камер. А также подъемных машин со множеством шкивов и платформ, благодаря которым на арене то тут, то там, как по волшебству, появлялись красочные сценические декорации. Или катапульта резко выбрасывала на песок специально разозленных хищников. Или внезапно – из ниоткуда – возникали готовые к бою гладиаторы.
Гипогей обеспечивал динамику и спецэффекты кровавых спектаклей. Чем более изощренным было действо, разыгрываемое на арене, тем лучше становилось его техническое оснащение. Инженерно-техническая мысль на службе Колизея на месте не стояла.
Колизей, где погибли тысячи людей, сегодня участвует международной кампании против смертной казни. Если вдруг какая-либо страна законодательно откажется от подобной меры наказания, или какому-либо человеку в любой точке мира вдруг отменят подобный приговор, то ночная подсветка памятника поменяется с белой на золотую.
Развлечения в Колизее
Не будем говорить обо всех римлянах разом — обобщения опасны. Наверняка среди миллиона его жителей находились те, кто ценил иные формы досуга, нежели созерцание схваток в Амфитеатре Флавиев, но в большинстве своем народ Рима обожал эти отталкивающие шоу боли и крови.
Мочой и кровью пахнет Колизей,
Безумствует толпа, вкусив свободы.
О, Древний Рим, – апофеоз страстей –
Дрожат от воплей каменные своды.
Все на виду: весталки и цари,
Патриции и плебс, и зрелища арены.
Бесплатный вход – безумствуй и ори.
Распоротый живот, разорванные вены!
Впрочем, в человеческой природе заложена странная тяга к смерти. Вспомните, какие новости привлекают особое внимание в средствах массовой информации? Те, которые сопряжены с техногенными трагедиями, где погибли люди, аварии с человеческими жертвами, убийства. По данным статистики, ребенок до момента своего взросления становится свидетелем 27 тысяч насильственных смертей на телевидении и в кино.
Древние римляне не имели наших медиа-возможностей, и в отсутствии журналов, газет, радио, телевидения и интернета, они сделали источником развлечения реальные убийства. В программу игр входили:
- гладиаторские бои,
- публичные казни,
- травля дикими животными,
- воссоздание сцен из классической мифологии,
- «наумахии», имитирующие морские сражения на заполненной воде арене.
Игры начинались спозаранку и продолжались весь день. Сначала шла презентация всех «звезд» предстоящего шоу, потом наступал черед экзотических зверей из Африки и Ближнего Востока. Римляне жаждали новизны и разнообразия, потому их развлекали носороги, бегемоты, жирафы, леопарды, берберийские львы, каспийские тигры, крокодилы, слоны, страусы, зубры, медведи и даже лоси из северных лесов. Зверей на арене требовалось все больше, ловцы животных работали на износ. И однажды в реке Нил исчезли бегемоты.
Римляне были падки на все новое и любили удивляться. Диких животных сначала выставляли напоказ в естественных пейзажах обитания, которые были тщательно воссозданы техниками, архитекторами и художниками, а затем вынуждали сражаться друг с другом или участвовать в охотничьих шоу с венаторами, вооруженными луками, копьями и кнутами.
Потом, во время полуденного зноя, наступал черед публичных казней. Десятки тысяч римских граждан на трибунах думали: «Любопытно, будет ли все достаточно изобретательно?» и со скукой следили, как хищные звери приводили в исполнение смертные приговоры.
Во второй половине дня начиналось самое захватывающее – публика беснуется, кажется, что Колизей может рухнуть от криков и ритмичного топота тысяч зрителей, – на арене готовятся к смертельной схватке гладиаторы… Ну тут вы и сами все знаете, благо о сражениях гладиаторов полным-полно фильмов.
Последние гладиаторские бои произошли здесь в 435 году нашей эры, по разным оценкам, в них безвременно рассталось с жизнью примерно 500 тысяч молодых мужчин. Последние звериные бои датируются 523 годом нашей эры. Неповинных животных погибло на арене Колизея еще больше – порядка миллиона. По мнению некоторых ученых, жестокие римские забавы опустошили дикую природу Северной Африки и всего Средиземноморского региона, полностью уничтожив некоторые виды животных.
Вопросы, вопросы, вопросы…
Как часто то, то, что мы безоговорочно принимаем за историю, на поверку оказывается мифологией, имеющей отдаленную связь с исторической действительностью. Возьмем, к примеру, гладиаторов. Все и все про них знают – из исторических книг и фильмов. Кино с непревзойденным Расселом Кроу ведь все смотрели? Бесконечные часы тренировок, водоворот стрессов, короткая жизнь. Кто бы сомневался, что профессия гладиатора — сугубо мужская…
Существовали ли когда-нибудь женщины гладиаторы?
Римские гладиаторы — профессиональный бойцы древности, обычно ими становились военнопленные разных племен и народов, рабы или преступники по приговору суда. Бывало, что в погоне за славой и в надежде разбогатеть, это опасное ремесло сознательно выбирали свободные граждане Рима. Случалось, что ряды бойцов вынужденно пополняли родовитые аристократы. Но чтобы женщины…
Как ни удивительно, но в Римской империи женщины тоже участвовали в гладиаторских сражениях! Правда, подобные развлечения были крайне редки, но они существовали. И на великой арене Колизея тоже бились женщины-гладиаторы! Светоний, историк первого века, рассказывает, как по воле императора Домициана воительницы сражались ночью при свете факелов. Но другой император, Септимий Север, чью триумфальную арку мы видели на Римском Форуме, правил сурово («severus» значит «строгий») и запретил женские бои в 200 г. н.э.
Проводились ли на арене Колизея морские сражения?
Наумахия — невероятное римское шоу: на арене, заполненной водой, плавают и разыгрывают морские сражения настоящие военные корабли. Между современными историками идут несмолкающие споры, использовался ли когда-нибудь Колизей для подобных представлений. Возможно ли это? Ведь арена должна быть затоплена на глубину несколько метров, а она пронизана сетью люков, под ареной — смотрите — системы коридоров и камер. Где водонепроницаемые стены и трубы? Не верится, хоть тресни…
Тем не менее, есть свидетельства, что император Тит в 80 году нашей эры провел две наумахии: одну на искусственном озере, другую – в Колизее. На данный момент существует много вопросов, на которые нет внятного и однозначного ответа. Возможно, проводить наумахии стало невозможным после радикальной перестройки императором Домицианом комплекса подвалов и гипогея.
Сколько христиан было убито в Колизее?
…Люки на полу арены распахнулись, львы и леопарды выскочили на арену. Кучка тесно прижавшихся друг к другу людей замерла в ожидании ужасной смерти. Голодные звери, порыскав на арене, кидаются к перепуганным людям. Яростно щелкают зубы, несчастные даже не пытаются увернуться от свирепых комков желтой шерсти. Жестокие развлечения имперского Рима… Был такой популярный сюжет у художников в конце XIX-го века: христиане — жертвы религиозного преследования и терзающие их львы.
Долгое время считалось, что арена Амфитеатра Флавиев напоена кровью первых христианских мучеников. Между тем нет никаких достоверных сведений о том, что в Колизее казнили христиан только за то, что они были христианами. Конечно, при этом нельзя исключать, что какие-то христиане могли быть убиты в Колизее, но — как участники обычных зрелищ, в данном случае их религия была не причем. Однако задокументированы случаи их гибели за веру в других местах имперского Рима.
Там, где сидели римские императоры, современные посетители могут видеть крест.
Аве, Цезарь, идущие на смерть…
Всем известна ритуальная фраза гладиаторов: «Аве, Цезарь, идущие на смерть приветствуют тебя!» К сожалению, это как раз то, что относится к категории мифов. Этикет арены не требовал от бойцов подобных приветственных слов. За всю историю гладиаторов это легендарное обращение прозвучало единственный раз — перед наумахией, причем за двадцать лет до строительства Колизея.
Здесь были Ося и Киса
— Киса, давайте и мы увековечимся? Ей-богу, сейчас залезу и напишу: «Киса и Ося были здесь…»
Ох, многих одолевает подобное желание. Наши туристы — тоже в тренде. Так один из наших сограждан попытался оставить на стене Колизея автограф, но мигом подоспела полиция. За нанесенный ущерб гражданину пришлось расстаться с 20 тысячами евро.
Триумфальная арка Константина – вид из глазницы Колизеевой
Внезапно голос через систему громкой связи информирует туристов, что великий амфитеатр закрывается. Покидаем арену и, вместе со всеми, идем на выход. Уличные торговцы в последнем приступе энтузиазма, предлагают свой нехитрый товар. Толпа потихоньку расходится во всех направлениях…
Около Колизея есть еще один интересный объект — Триумфальная арка Константина. Того самого, кто создал Миланский эдикт о веротерпимости, благодаря которому закончились страшные времена великих гонений на христиан, а чуть позднее христианство провозглашено в качестве официальной, государственной веры. И да, это он перенес столицу империи в Константинополь.
Прощаемся с римским Колизеем, но впереди нас ждет еще много интересного. До скорой встречи друзья!
В качестве послесловия
А это уже Ванкувер, где живет с семьей мой брат Володя. Несомненно, архитектора этого здания вдохновлял образ римского Колизея.
Комментарии к статье
Очень интересная статья. Очень полезно почитать что-то такое перед посещением рима!!!
Спасибо
Будут еще интересные статьи. Заходите, Влад!
Оставить комментарий