В самом сердце одного из старейших районов Рима, запертая посреди лабиринта узких улиц, находится площадь Пьяцца делла Ротонда. Уютная, красивая и очень оживленная. Вокруг множество баров и ресторанов, а в центре — великолепный фонтан с египетским обелиском и квадратной чашей, в которую льется вода из пасти лупоглазых дельфинов и ртов двуликих масок.
Но своим названием площадь обязана не художественным творениям из порфира и мрамора, и уж конечно не своей форме, которая, кстати говоря имеет самую обычную прямоугольную планировку. Имя ей дал великий Пантеон.
Стоящий на площади архитектурный и инженерный шедевр, жители Рима фамильярно называют Ротонда или Санта Мария Ротонда, все прочие произносят уважительно и с придыханием – Пантеон.
Среди дошедших до нашего времени античных памятников он наиболее хорошо сохранился, выдержав пожары, землетрясения, загрязнение атмосферы, автомобильные выхлопы, а также каждодневное нашествие тысяч туристов.
В наши дни это уникальное здание одновременно представляет собой музей, действующую католическую церковь, усыпальницу. А также, как и прежде, оно является источником вдохновения творческих людей.
Как все течет: народы, царства, боги.
А он стоит, для веры сохранен,
И дом искусств, и мир в его чертоге,
Не тронутом дыханием времен.
О, гордость зодчества и Рима — Пантеон.
Пожалуй, разговор о нем стоит начать с выяснения, что означает само слово Пантеон.
Посвященный всем богам?
Слово «Пантеон» фактически является заимствованием из греческого, где «pan» означает «все», а «theon» означает «боги», то есть «совокупность богов». Но почему его так называли? Какую функцию он выполнял в древнем Риме? Скудны сведения о нем в античных источниках.
В те древние времена существовала тьма-тьмущая сверхъестественных существ, которым поклонялись в римских храмах. Не исключено, что Пантеон действительно был святилищем, посвященным всем богам. А может быть, так его прозвали из-за многочисленных статуй божеств, установленных для украшения вдоль стен. Или, что тоже вполне вероятно, название зданию дал сводчатый купол крыши, который напоминал о небесном жилище правящих миром богов. Так предполагал римский сенатор и историк Дион Кассий, живший в начале третьего века.
Сегодня в христианской церкви о языческих обычаях ничто не напоминает, зато на суверенной территории Святого престола — в Ватикане — мы встретили кучу античных богов и богинь. Вот, например, познакомились с этим товарищем…
Знаете выражение «красив, как бог»? Наш новый приятель может предстать красавцем разве что в глазах родной мамы. Его зовут Силен, и он принадлежит к сонму божеств незначительного ранга, но тем не менее входит в компанию закадычных друзей бога Диониса. А это уже парень другого масштаба в тусовке бессмертных.
А вот еще один представитель божественной элиты – мускулистый Юпитер. Он обожает ходить голым по пояс и, как бы случайно, играть мышцами, демонстрируя накачанный пресс и прекрасную физическую форму. Рядом его супруга. Гера – самая прекрасная богиня в мире и очень ревнивая жена.
И знаете что? Если уж кому из богов и поклонялись в Пантеоне, то скорее всего дюжине самых крутых из них. Олимпийцам – Юпитеру, Гере, Нептуну, Меркурию, Венере, Сатурну, ну и так далее по списку…
Пантеон в деталях
Мы подходим к Храму всех богов. Как подумаешь о том, сколько ему лет, дух захватывает и мурашки по коже. Огромное серое, тусклое здание, подробности которого едва угадываются в темноте. Но это даже хорошо, спешить не будем. А пока давайте внимательно рассмотрим план Пантеона. Видите? Постройка состоит из трех основных частей:
- портика с коринфскими колоннами.
- большого цилиндрического тела с полусферическим куполом, которое называют ротондой.
- и небольшой, украшенной серией пилястр, промежуточной структуры с лестницей для доступа к верхней части ротонды.
Чем необыкновенна архитектура Пантеона
Что делает Пантеон особенным с архитектурной точки зрения? Оглушительной новинкой в римской архитектуре стало объединение прямоугольной области входа, традиционной для классического храма, и цилиндрической купольной постройки, присутствующей позади портика. Подобные ротонды были типичны при сооружении в древнем Риме терм и дворцов, но отнюдь не культовых построек. К тому же ни одна из них не имела таких размеров.
Храм подобного рода с двумя четко различимыми частями появился впервые, но в последующие века его модель будет повторена во многих зданиях по всему миру.
Агриппа и Пантеон
Первое, что бросается в глаза зрителю, это большие бронзовые буквы под треугольным полем фронтона — «M⋅AGRIPPA⋅L⋅F⋅COS⋅TERTIVM⋅FECIT». Надпись сделана на классическом языке древних римлян, который редко кто из наших современников понимает, да еще с малопонятными сокращениями.
И я, в чем признаюсь со вздохом, ничем не лучше этого большинства. Но ведь кто-то должен знать латынь и понимать, что там написано! Перевод легко отыскался — «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил»…
И сразу появляются новые вопросы. Кем был этот римлянин? Когда жил? Чем прославился?
Оказалось, что Марк Випсаний Агриппа прекрасно известен в истории. Блестящий политик, правая рука и соратник Октавиана Августа, его верный друг и зять. Человек огромной энергии и силы воли. Полководец и адмирал, одержавший решающую победу в битве против флота Марка Антония и египетской царицы Клеопатры. Географ, которым была составлена наиболее точная для своего времени карта империи. Ее изображение, отлитое в бронзе, украшало портик базилики Эмилия на римском Форуме.
Но при этом Агриппа был также покровителем искусств, грамотным архитектором и талантливым строителем. Имперский Рим обязан этому чрезвычайно деятельному человеку многими своими важными памятниками — термами, акведуками, в том числе под его руководством был возведен знаменитый Пантеоном.
Третье консульство Марка Агриппы датируется 27 годом до нашей эры, но было бы ошибкой думать, что здание, стоящее перед нами, и есть тот самый Храм всех богов, что построил сын Луция. Вы спрашиваете, как же такое возможно? А вот послушайте, дело было так…
Трижды возникший из пепла
Краткое правление императора Тита ознаменовалось страшным пожаром в 80 году н. э., бушевавшем в городе три дня. Тогда Рим лишился многих своих зданий, в том числе дотла сгорела первая версия Пантеона. Частые пожары были сущим наказанием Вечного города. Этому способствовала скученность застройки, а также выбор в качестве основных строительных материалов дерева и травертина. Травертин хоть и не горел, но легко разрушался от воздействия огня и высокой температуры.
Следующий император — Домициан храм восстановил. Причем на том же месте. Но и это священное сооружение простояло недолго: в 110 году его поразила молния, и вспыхнувшее пламя не оставило от храмовой конструкции даже фундамента.
Пантеон, который мы видим, был создан во времена императора Адриана — между 125 и 128 годами нашей эры.
Кто был его архитектором? Часть историков приписывает авторство прославленному Аполлодору Дамасскому, среди достижений которого форум и колонна императора Траяна. Немало других склоняются к мнению, что это был проект самого императора Адриана — человека невероятно одаренного, к тому же наделенного талантом зодчего. Свидетельством его незаурядных способностей архитектора может служить Мавзолей, ныне замок Святого Ангела.
Но правда заключается в том, что император, щедро наделенный природными дарованиями, был далеко не идеален. Известно, что он весьма ревностно относился к чужим достижениям, не забывал и не прощал обид. Так, за неосторожное слово, сказанное юному Адриану, много лет спустя заслуженный Аполлодор будет отправлен в изгнание.
Но то, что на фасаде Пантеона сохранилась великолепная латинская надпись Марка Випсания Агриппы, нельзя расценить иначе, как жест великодушия императора и знак его признательности первому строителю храма.
Римлянин по рождению, высокопоставленный зодчий Адриан буквально благоговел перед эллинской культурой, потому в Храме всех богов наряду с римскими архитектурными традициями ясно прослеживаются элементы наследия Древней Греции.
На крылечке твоем
Огромный колонный фасад почти полностью скрывает остальную часть здания Пантеона и обращает все внимание на себя. И тогда становится заметно, что травертиновые плиты в пустом треугольном пространстве тимпана сохранили следы креплений к каменной кладке.
Специалисты, изучив отверстия, пришли к выводу, что там, на металлических захватах и штифтах, ранее крепилось бронзовое изображение орла в дубовой короне — украшение храма и символ славы имперского Рима.
Вообще говоря, портик в архитектуре был придуман древними греками. Подобный элемент в эллинских культовых зданиях — своего рода вход с колоннами — назывался пронаос. Это слово можно перевести как преддверие наоса — святилища храма, его главного помещения.
Пронаос Пантеона весьма внушителен, размеры его 34 на 16 метров. Коринфские колонны разделяют его пространство на три прохода. Центральный, наиболее широкий из них, ведет к массивной бронзовой двери. Это вход в основную часть храма — ротонду, а оба крайних прохода заканчиваются полукруглыми нишами.
Сейчас углубления в стене храмовой пристройки пустуют, но когда-то в каждой из ниш размещалось скульптурное изображение. Весьма вероятно, что там стояли статуи первого человека в государстве — императора Октавиана Августа и его преданного друга и сподвижника Марка Агриппы.
Сколько туристов даже в дождливый день! Откуда они? Я пытаюсь их сосчитать, но каждый раз сбиваюсь со счета. Говорят, каждый год Пантеон посещают 7 миллионов человек — гостей со всего мира и итальянских соотечественников, приезжающих со всех регионов республики.
Люди двигаются во всех направлениях между гигантскими колоннами пронаоса, некоторые внимательно рассматривают 60-тонные монолитные розовые и серые столбы охватом полтора метра. Как-то так получилось, что из шестнадцати гранитных столпов, вывезенных в незапамятные времена из каменных карьеров Египта, три были утрачены.
Пришел XVII век, и тогда новые колонны заняли пустующие места. Заказы поступили от папы Александра VII и Урбана VIII, последний в миру звался Маффео Барберини. Дубликаты несли на своих мраморных капителях геральдические символы семейств благотворителей. Так, например, выглядел герб рода Барберини.
Верхние части колонн украсили маленькие пчелы, обозначавшие принадлежность к фамилии одного верховного понтифика, а звездочки указывали на семью другого. Наши взоры обращены наверх — попробуем найти эти детали. Пчелки, где вы? Между прочим, их не так-то легко обнаружить! Вздыхаем: вот бы где пригодился наш мощный бинокль, который мы не выпускали из рук все путешествия по Африке…
Разочарованные, разглядываем фермы из кедрового дерева, что поддерживают двускатную крышу, а на память приходит еще одна история, связанная все с тем же папой Урбаном VIII. Кровля пронаоса Пантеона изначально имела бронзовое покрытие, а в 1625 году по приказу этого понтифика, слывшего покровителем искусств, бронзу сняли. А металла было – на минуточку! – 450 тысяч фунтов!
Ценный сплав папа отправил на изготовление балдахина и витых колонн для собора Святого Петра (высота навеса у гениального Джана Лоренцо Бернини получилась тридцать метров, а это, примерно, как здание в десять этажей!), а также на производство 80 пушек для замка Святого Ангела. Горожане тут же язвительно прокомментировали: «Чего не сделали варвары, сделал Барберини».
Как римский Пантеон стал христианской церковью
Если в начале четвертого века в сердце римского императора Константина Великого только закралось сомнение в могуществе языческих богов, то уже в конце этого же столетия другой император Флавий Феодосий под страхом смерти запретил все языческие богослужения.
Храм, посвященный всем богам, ждала печальная судьба…
…Шел 608 год. В это время в Византии правит жестокий и хитрый император Фока, тот самый, в честь которого позднее на римском Форуме будет воздвигнута колонна. Императора преследуют многочисленные заговоры и покушения, у него сложные отношения с константинопольским духовенством, а вот к Бонифацию IV, недавно севшему на папский престол в далеком Риме, он благоволит.
Белые облака беззаботно плыли по византийскому небу, а императора, стоящего у дворцового окна, одолевали тревоги. Определенно, поддержка на Западе для него не стала бы лишней. А что лучше всего укрепляет дружбу? Средство давно известно – небольшие подарки. К тому же, если хорошо подумать, зачем Фоке, правящему в Константинополе, римский Пантеон? Что с ним делать?
И правящий в Риме понтифик получает императорское разрешение преобразовать старый языческий храм в христианскую церковь. Папа Бонифаций IV дар принял и освятил его 13 мая 609 года как церковь Святой Марии и Мучеников (Санта-Мария-ад-Мартирес).
Как повествуют хроники того времени, понтифик стоял перед входной дверью и торжественно читал священные тексты. А злые духи, обитавшие внутри Пантеона на протяжении веков, при этом метались, бились и кричали дикими голосами.
Тогда же родилась еще одна средневековая легенда, по которой демоны, в ужасе убегая, — а, может быть, это был даже сам рогатый дьявол! — выбили из сферического купола гигантскую шишку пинии, до того закрывавшую отверстие на его вершине. Шишка отлетела в сторону и упала на площади, которая после этого получила название — Пьяцца делла Пинья.
Внутри Санта Мария Ротонды сколько не ищи, не найти ни единого следа от дьявольского побега, но огромная бронзовая шишка действительно существует. Сейчас она находится во Дворе Пинья Ватикана, а ее высота почти 4 метра.
Кстати, какие потрясающие деревья эти римские пинии! Они представляют собой редкую разновидность сосны с вечнозеленой зонтообразной кроной. В хвое ее горизонтально распростертых ветвей прячутся здоровенные шишки. Их семена в 4 раза крупнее кедровых орешков, весьма ароматные и очень вкусные.
История Пантеона на протяжении веков
Церемония освящения спасла от разрушения подлинный шедевр древнеримской архитектуры, но ирония судьбы заключается в том, что это не уберегло Пантеон от дальнейших разграблений.
После падения Западной Римской империи Вечный город был неоднократно обобран при разбойничьих вторжениях варваров. Но византийский император Констант II переплюнул всех вандалов и готов. В 663 году он вошел в Рим, где был с энтузиазмом встречен населением. Не теряя даром времени, христианский монарх деловито обыскал и обчистил все дворцы и церкви, включая Санта-Мария-ад-Мартирес, где снял с купола позолоченные бронзовые плитки.
Века сменяли друг друга, но история этого впечатляющего памятника не стояла на месте. Пристраивали к бокам фасада звонницы, а потом разрушали их; окружали портик воротами и затем убирали их; сносили здания, примыкающие к храму. В 1870 году бывший храм всех богов очередной раз коснулись серьезные изменения, после которых слово «пантеон» обрело еще один смысл.
Тогда он стал усыпальницей для итальянских королей Виктора Эммануила II, его сына Умберто I, супруги последнего — королевы Маргариты Савойской. А еще раньше, во времена Возрождения, в его нишах обрели места упокоения знаменитый Рафаэль, архитектор Бальдассаре Перуцци, художник Аннибале Караччи, композитор Арканджело Корелли. Так Пантеон стал зданием, где пребывают в вечности останки великих людей прошлого.
В настоящее время Санта-Мария делла Ротонда или Санта-Мария-ад-Мартирес по-прежнему является действующей католической церковью, в которой по воскресеньям и праздникам проходят мессы.
Через бронзовый портал
Как и полагается религиозной постройке, вход в сакральное внутреннее пространство здания торжественно оформлен через огромный проем и массивные створки двери. Говорят, ранее, чтобы сдвинуть их, нужны были усилия трех человек. Сегодня, благодаря использованию оригинальной системы, они открываются простым нажатием.
Дверные створки сделаны из дерева с бронзовыми накладками. Высота их составляет 7 метров и ширина 4,5 м, тогда как сам дверной проем в мраморной раме поистине циклопического размера – в полтора раза больше двери. Возможно, в нем ранее были установлены другие врата, но и те, что стоят сейчас, считаются одними из самых древних и внушительных дверей римской эпохи.
И вот мы, наконец, переступаем порог зеленого мрамора, и нашим глазам открывается чудо…
Там, где земное встречается с небесным
Неожиданно огромное пустое пространство, от которого кружится голова… И — ощущение собственной малости. Наверное, именно так должен чувствовать себя человек в присутствии богов. В величии Пантеона есть что-то такое, что заставляет думать о вечности и о космосе.
Я не стану утомлять вас техническими вещами, рассказывая о всех тонкостях инженерных решений, об изобретательности римских архитекторов и особых приемах, что применялись при строительстве центральной структуры Пантеона. Ясно, что была проделана колоссальная и совершенная работа. Лучше рассмотрим интерьер ротонды, укрытый за стенами 6-метровой толщины.
Изнутри Пантеон устроен удивительно просто: большой цилиндр, диаметром 43,44 метра, который, подобно небесному своду над головой, покрывает половина сферы. Высота цилиндрической части — от земли до купола — равна радиусу его основания (21,72 м), а общая высота внутренней части сооружения в точности равна его диаметру. Сферическое пространство дает наблюдателю ощущение возвышенного величия, необычайной гармонии и внутреннего покоя.
Отделка идеально круглых стен выполнена из драгоценных видов полихромных мраморов. Но то, что мы видим, уже не оригинальное римское убранство, а результат многочисленных реставраций. Значительная часть существующего декора и скульптур сделана в XVIII веке.
По вертикали стена цилиндра делится на два яруса – верхний высотой 8,7 м, который располагается сразу под карнизом купола, и нижний – высотой 13 м. В нижнем уровне напротив входа находится апсида и алтарь, а по периметру чередуются шесть глубоких ниш-экседр — трапециевидных и полукруглых — размером 8,9 м в ширину и 4,5 м в глубину. Каждая из них обрамлена рифлеными коринфскими пилястрами и защищена двумя мраморными колоннами.
В простенках между большими нишами на высоком основании расположены более мелкие углубления с небольшими колоннами и треугольными либо круглыми фронтонами. Вероятно, эти места когда-то были заняты статуями римских богов.
Колонны и стенные пилястры поддерживают антаблемент, который кольцом проходит вдоль боковых стенок, размыкаясь только у входа и апсиды. Верхний ярус стены представлен поясом ложных окон и порфировых пилястр.
Удивительна акустика Пантеона, когда, находясь в его центре отчетливо слышишь любой звук внутри храма. Но куда больше тех, кто ходит с запрокинутой головой, их околдовал величественный купол, в который неожиданно и искусно переходят стены.
Купол, великий окулус и магия света
Сначала замечаешь, что бледно-серый цвет купола контрастирует с разноцветными мраморами внизу, но эту мысль тут же вытесняет более важная. Как не рушится памятник под тяжестью своего огромного купола? Ведь его предполагаемый вес около пяти тысяч тонн! А между тем, купол римского Пантеона при столь почтенном возрасте до сих пор остается самой большой в мире сферической крышей из неармированного бетона. Он даже больше, чем купол собора Святого Петра!
От основания купола, уменьшаясь к верху, поднимаются пять концентрических колец, каждое из которых для облегчения и укрепления конструкции имеет по 28 четырехугольных углублений. С помощью этих элементов членения, имеющих сугубо функциональное назначение, создается эффект еще большей высоты. Первоначально углубления украшали бронзовые плитки со звездами, но они уже давным-давно исчезли.
Круглое отверстие в зените, окруженное широкой каменной кладкой, так называемый окулус или глаз Пантеона служит для естественного освещения и вентиляции помещения храма. Стоя внизу невозможно поверить, что его диаметр девять метров, он кажется значительно меньше.
В Пантеоне, который не имеет окон, солнечные лучи, проникающие через окулус, создают интересные световые эффекты, основанные на точных астрономических расчетах и знании законов геометрии и физики.
Если вести наблюдение в полдень, когда световой пучок наиболее красивый и плотный, то в определенные дни года можно увидеть маленькое чудо:
- В день летнего солнцестояния солнечный свет создает на полу огромный круг диаметром, как у окулуса, девять метров;
- В день зимнего солнцестояния светящееся пятно находится в верхней части купола на последнем ряду с углублениями;
- В дни равноденствия солнечный круг фокусируется на экваторе Пантеона, то есть на карнизе, что отделяет купол от стен, прямо над большим входным порталом. При этом свет, пронизывая решетку окна над входом, выходит из ротонды и ярким пятном ложится на пол портика;
- 21 апреля в особенный для Рима день – день основания города — сияющий световой столб, как от театрального прожектора, падает на центр двери. Представляете, как эффектно выглядел римский император, замерший на пороге храма в море золотого света? Как было не поверить в божественное начало его власти!
- 6 и 7 апреля, а также 3 и 4 сентября приходились на время, когда древние римляне проводили церемонии в честь некоторых своих особо важных богов. В эти дни игрой света создаются солнечные дуги внутри арки, расположенной на портале входа.
А еще каждый год на 50-й день после празднования Пасхи из великого окулуса идет дождь из лепестков роз. По традиции, восходящей к ранним христианам, красная роза является одним из символов Святого Духа и крови, пролитой Спасителем для искупления грехов человечества. В этот день священники облачаются в красное, а на купол Пантеона забираются отважные пожарные и сбрасывают из отверстия вниз тысячи алых лепестков.
А вот кстати. Как вы думаете, если на улице идет настоящий дождь, то попадают ли капли внутрь храма? Городская легенда утверждает, что такого не происходит, потому что потоки тепла от многочисленных посетителей и зажженных свечей распыляют брызги воды. Так ли это?
Загадка пола в римском Пантеоне
Ответ — нет! В дождливые дни внутрь попадает много воды, но лужи не образуются. Как же так? Дело в том, что пол ротонды устроен особым образом: по краям он немного — примерно на 30 см – приподнят, а центре слегка вогнут, так что вода стекает в своеобразную чашу и через сливные отверстия в мраморных плитках уходит в подземную дренажную систему.
Кстати, пол Пантеона заслуживает особого внимания. Его цветные квадраты и круги сделаны из разных материалов: гранита, египетского красного порфира, белого с фиолетовыми прожилками павонаццетто и весьма ценившегося в античном Риме желтого джалло антико. Это все те же великолепные материалы, что использовались в отделке стен ротонды.
Пол перенес реставрационное вмешательство в 1873 году, но оригинальный дизайн был сохранен.
А так выглядит пол, если смотреть на него из окулуса. Черные точки внизу — это люди.
Тайна живет здесь
Одна из самых известных достопримечательностей Италии — великий Пантеон — на протяжении веков занимал умы архитекторов, инженеров и историков. Кажется, он изучен до последнего кирпичика. Тем не менее, остается много неясных моментов в вопросах его проектирования и строительства. А сколько темных пятен обнаруживают археологические и исторические исследования!
Вот простой пример: сразу за пронаосом этого древнеримского памятника видны следы второго фронтона, приподнятого над первым примерно на три метра.
Почему у здания два фронтона? Может быть, это ошибка древнего архитектора? Появилась какая-то новая мысль у строителей? Или колонны из Египта прибыли ниже, чем ожидались? Тайна пока не имеет решения, есть одни лишь гипотезы.
Не удивительно, что вокруг древнего Пантеона крутится так много различных предположений, взглядов, интерпретаций и сомнений. Он еще может преподнести сюрпризы.
Комментарии к статье
серьезная постройка, еще столько же простоит, если следить будут
Оставить комментарий