Если с площади Венеции свернуть на широкий проспект Виа Плебисцита и следовать по нему дальше, то вскоре он незаметно перейдет в оживленную магистраль Корсо Витторио Эммануэле, названную в честь первого короля Италии. Пару кварталов по ней и мы на месте: на пересечении с улицей Корсо Ринасцименто стоит церковь Сант Андреа делла Валле.
Погруженные в повседневную суету, ежедневно мимо проходят жители города, в лучшем случае, бросая на нее мимолетные и незаинтересованные взгляды. Возможно и вы скажете: «Эка невидаль! В Риме девять сотен церквей!
И них, только посвященных святому Андрею, насчитывается около десятка!» И будете неправы.
Римлян понять можно — их делает слепыми обилие достопримечательностей и легкая доступность последних. Иное дело мы — путешественники, которым по определению полагается быть зоркими и любознательными.
Так что же особенного в Сант Андреа делла Валле?
Ну для начала, она является одной из крупнейших церквей в городе. Мало? Это здание с крестом и куполом исполнено духом контрреформации, и представляет собой одну великих проповеднических церквей в сердце Рима. Еще?
Это действующая театинская базилика, носящая звание титульной. Она образец первой церкви в стиле барокко, мода на которое появилась в эпоху позднего Возрождения и охватила все сферы искусства.
Это пример идеального слияния истории, архитектуры, сокровищ живописи и скульптуры. И, наконец, это церковь, за которой исстари закрепилось название самой театральной и даже оперной.
Хмм. Ну как, неплохо для одного религиозного сооружения? А теперь обо всем поподробнее…
Кто такие театинцы
С тех пор, как апостол Петр создал первую христианскую общину в Риме и стал ее первым епископом, прошло много столетий. За это время на папском престоле побывало множество понтификов – благоразумных, скандальных, оригинальных и одиозных. Даже встречались такие, которые отличались святостью! Но куда больше было тех, кто откровенно погряз в пороках.
В XVI веке, упадок нравов и сопутствующие ему злоупотребления затронули не только высших церковных руководителей, но пронизывали всю католическая церковь.
В христианском обществе нарастало число недовольных. Требовались, настоятельно были нужны – да все никак не осуществлялись! – церковные преобразования. Одним словом, у половины Европы накипело. И случилось страшное – по Англии, Голландии, северной Германии, Дании и другим европейским странам мощной волной прокатилось движение Реформации.
Тут уж Римской церкви и папству – хочешь не хочешь, а в ответ на разразившуюся эпидемию протестантизма, – пришлось принимать меры, которые получили название контрреформации. Конечно, пришлось провести кое-какие церковные реформы и предпринять дополнительный комплекс мер, в которые входило создание монашеских орденов нового типа.
Именно тогда от нищенствующего ордена францисканцев отпочковался орден капуцинов, ведущих жизнь в максимально возможной простоте и абсолютной бедности, а рыцарь и романтик Игнатий Лойола основал достославный орден иезуитов, который ринулся в бой по всем фронтам и по всему миру.
Однако одним из первых возник орден театинцев, созданный в 1524 году для борьбы с ересью. Одним из основателей которого стал будущий святой Каэтан Тиенский. Членами этой католической общины являлись приходские священники. Однако они, соблюдая обычные монашеские обеты, не уходили от мира, но продолжали выполнять свои обычные обязанности, становясь при этом образцом для жизни и моделью поведения для всех прочих церковников.
Своим усердием, отзывчивостью, помощью больным и обездоленным члены общины быстро завоевали всеобщее уважение. Религиозное сообщество быстро развивалась, оно основывало папские миссии во многих ближних и дальних странах, его нарасхват зазывали к себе власти итальянских городов.
Интересно, что театинцы продолжают существовать и в наши дни. Но теперь от могущественного ордена осталась лишь тень былого величия: в 2014 году в его составе насчитывался всего 141 священник.
Ну а в 1582 году набожная и овдовевшая донна Костанца Пикколомини д’Арагона, герцогиня Амальфи, решила уйти в монастырь на своей родине. Покидая Рим, она сделала два серьезных пожертвования отцам-театинцам. Герцогиня отдала им свой прекрасный дворец на Пьяцца ди Сиена и прилегающую к нему небольшую церковь, посвященную святому Себастьяну. Но щедрый дар сопровождался условием: орден должен построить церковь в честь святого Андрея, покровителя Амальфи. Ведь от этого территориального владения происходил феодальный титул семьи Пикколомини.
Про святого Андрея и итальянский город Амальфи
Андрей — простой рыбак из Капернаума, вместе с братом по имени Симон, прилежно закидывал сети в Галилейском море. Но случилось ему однажды стать учеником Иоанна Крестителя, а позднее, когда Иоанн указал на Христа, то Андрей привел своего брата к Иисусу. И тогда Христос нарек Симона Петром — камнем веры.
А потом была еще одна встреча братьев с Сыном Божьим. Господь пришел к ним, когда Андрей и Петр занимались привычным рыбацким делом, и позвал за собой: «Идите за мной, я сделаю вас ловцами душ человеческих». Оставив сети, братья последовали за Спасителем и стали первыми учениками Христа, проповедовавшими его учение.
Апостол Андрей проповедовал Евангелие в восточных странах, в том числе на территории нынешних Украины, России, Грузии. В последний раз его слова звучали в греческом городе Патры, где он, явив многие чудеса, принял мученическую кончину.
Святой был распят на косом кресте в виде буквы Х. В последствии подобный крест получил название Андреевского, подобный крест неизменно фигурирует на флаге Военно-Морского Флота России.
Святые мощи апостола в середине IV века были переправлены в Константинополь, а после падения столицы Византии в 1204 году крестоносцы перевезли реликвию в кафедральный храм итальянского города Амальфи, где они пребывают до сих пор.
Немного предыстории и короткая легенда
Здание, подаренное герцогиней, построил в середине XV-го века сиенский кардинал Эней Сильвио Пикколомини. Человек это был весьма одаренный и образованный – изучал юриспруденцию в университете, был дипломатом, слыл великолепным оратором и приятным собеседником. Он хорошо знал историю, классические языки и литературу. Сам писал новеллы и поэмы.
Правда, сочинения его по большей части были о пикантных похождениях автора и о прелестях дам, даривших ему благосклонность. Забавно, но совсем недавно его «Историю о двух влюбленных» перевел на русский язык и опубликовал в литературном журнале «Носорог» писатель Роман Шмараков.
В возрасте сорока лет Пикколомини принял духовный сан и начал делать карьеру в качестве священнослужителя. Его продвижение по службе было настолько успешным, что уже в 53 года знатно потрепанный бурной жизнью выходец из Сиены был избран римским папой.
На папский трон Эней Сильвио вступил как Пий II. Выбирая себе понтификальное имя, он вновь блеснул эрудицией: в поэме Вергилия, посвященной троянцу Энею, есть строчка «Я Эней, благочестивый…», а Пий – это «благочестивый» на языке латыни.
Род Пикколомини дал Святому престолу еще одного папу. После смерти Александра VI серьезные шансы на избрание были у кардинала делла Ровере, но, подтянув к Риму войска, Чезаре Борджиа как-то убедил конклав выбрать страдавшего подагрой Франческо Пикколомини. Однако получив тиару, дряхлый Пий III пробыл папой всего 27 дней. Причем, как ни было кратко время его понтификата, рекордным оно не стало: в списке самых коротких правления Пий III со своим сроком занимает только восьмое место.
Пока в римском палаццо семьи Пикколомини обживалась Конгрегация регулярных клириков Божественного провидения, более известная как орден театинцев, маленькая церковь святого Себастьяна продолжала разрушаться. Она существовала с четвертого века и была чрезвычайно популярным местом паломничества.
По легенде, Себастьян был молодым римским солдатом, которого за исключительную храбрость император Диоклетиан произвел в капитаны преторианской гвардии. Ему бы теперь жить и радоваться, но Себастьян был истинный христианин, а потому, используя свои новые полномочия, стал помогать единоверцам, заключенным в тюрьму. Конечно, император узнал об этом от добрых людей и страшно разгневался на неблагодарного.
В Себастьяна, словно в мишень, лучники выпустили кучу стрел, а убив, сбросили в Клоаку Максима.
Тело святого мученика случайно обнаружила некая благочестивая матрона, и на том месте была возведена церковь Святого Себастьяна, ставшего покровителем солдат и… спортсменов.
Приметы времени
Новому ордену, который боролся за нравственность и христианское благочестие, и церковь потребовалась особая. Театинцы внимательно присмотрелись к главной церкви ордена иезуитов – Иль Джезу. По ее примеру уже была построена Киеза Нуова конгрегации ораторианцев.
В образце архитектуры контрреформации внутренняя часть здания не делилась колоннадами в продольном направления, а состояла из единственного нефа, способного вместить большое количество верующих, боковых часовен и трансепта.
Поскольку предметом особой заботы отцов-театинцев было то, как исполняются церковные требы и как произносятся с высокой кафедры проповеди, то подобная схема храма им весьма подходила.
Опытные проповедники и умные люди, они, читая свои простые и понятные назидания, сопровождали их современными им приемами медиа-технологий — эффектными церемониями, музыкой, короткими театральными пьесами. Кем был бы Мартин Лютер без возможностей массовой печати — главного медиа этого времени?
Хотя это все-таки немного непривычно – театр и церковь. Но такова была примета того сложного времени – шла непримиримая борьба Римской церкви с протестантством, и поле битвы проходило через сердца человеческие. Орден старательно вносил свой вклад в укрепление позиций католицизма и сохранение паствы в лоне католической церкви — единственно верной, которая может обеспечить спасение души.
А теперь история создания Сант-Андреа делла Валле
Увы, театинцы были далеко не так богаты, как, например, соперничающий с ними орден иезуитов, а потому нуждались в щедром благотворителе. Пока они решали проблемы с финансированием и определялись с проектами церкви, посвященной Святому Андрею, судьба сделала крутой поворот.
Папа Сикст V сначала выделил фонды для строительства будущей базилики Сант-Андреа делла Валле, а потом вдруг резко передумал и решил в этом месте расширить участок Via Papae — пути, по которому на протяжении веков новоизбранные папы шествовали от собора Святого Петра к базилике Сан-Джованни-ин-Латерано. Поэтому без лишних разговоров дворец вместе с церковкой снесли, а театинцев переселили в другой район.
Почему базилика называется делла Валле
Но после смерти Сикста их права на прежнее место были восстановлены, и в 1591 году на фундаменте церкви святого Себастьяна начались строительные работы по возведению базилики Сант-Андреа, в которой, среди прочего, предполагалось сохранить почитание покровителя солдат, создав отдельную часовню и алтарь.
Как ни странно, но с этого времени площадь и строящаяся на ней церковь стали именоваться по названию близлежащей резиденции кардинала Андреа делла Валле, хотя ни сам кардинал, ни его дворец к происходящему не имели ни малейшего отношения. То самое Палаццо Валле на фото справа.
Тугие кошельки и таланты
Жил в XV веке гениальный самородок — Леон Баттиста Альберти – ученый, криптограф, литератор, искусный зодчий, музыкант, художник, скульптор и теоретик искусства эпохи Возрождения. Ему принадлежит интересная мысль: подобно тому как у человека есть отец и мать, так и каждое произведение своим существованиям обязано двум людям. Ему дают жизнь:
- Творец — тот, кто вынашивает проект и претворяет замысел в жизнь.
- Заказчик, чьи средства позволяют явить миру плоды трудов созидателя.
Что касается церкви Сант Андреа делла Валле, то первоначальные работы шли по проекту Франческо Гримальди и Джакомо Делла Порта под покровительством неаполитанского архиепископа кардинала Альфонсо Джезуальди. Но в 1603 году Джезуальдо умер, и строительство приостановлено.
Возобновились работы на Сант Андреа делла Валле через долгих пять лет, теперь их финансировал племянник папы Сикста V – кардинал Алессандро Перетти Монтальто. Он не скупился и потратил на все фантастическую сумму — более 150 000 золотых скуди. Зато для базилики нанял лучшего в Риме архитектора — Карло Мадерно, создавшего фасад собора Святого Петра.
Полный грандиозных планов, мысленно соперничая собором Святого Петра, Мадерно добавил к большому строящемуся нефу апсиду и купол. Для чего привлек к работам своего талантливого племянника — Франческо Борромини. Церковь была закончена и освящена в 1650 году, хотя для отделки фасада потребовалось дополнительные 13 лет.
Происшествие с папами Пикколомини
В то время, когда строительство Сант Андреа делла Валле было в самом разгаре, папу Павла V одолевали свои заботы: возведение новой базилики Святого Петра требовало сноса часовни Святого Андрея. А ведь там находились могилы двух пап Пикколомини! И что прикажете с этим делать?
По размышлении, папа счел наилучшим разместить останки верховных понтификов на месте, где некогда стояло их фамильное палаццо. Так в 1623 году Пий II и Пий III переехали под пол базилики Сант Андреа делла Валле, где должны были навеки упокоиться. Но вот беда! В 1758 году театинцы занялись ремонтом пола в церкви, а в пылу работ понтификов… как-то потеряли.
Барокко, которое все делает незабываемым
Католическая церковь никогда не запрещала изображения бога и святых, и никогда не чуждалась искусства. Но для воплощения религиозных идей Контрреформации в нем требовалось нечто новое, что на художественном языке – ясном и понятном – пропагандировало бы католические ценности. Но в то же время ошеломляло и потрясало бы воображение верующих! А также подчеркивало разницу с непритязательным протестантством. И таким искусством стало барокко.
В архитектуре, скульптуре или живописи – оно узнаваемо сразу: пышность и роскошь в отделке, горящие жаром бронза и позолота, сочные цвета, скульптурные ангелочки, вычурные завитки, нескончаемые переливы выпуклых и вогнутых форм и линий, оптические обманы, причудливая игра света и тени.
Важнейшей архитектурной инновацией того времени стало строительство церквей в стиле барокко, богатство оформления которых заявляло о величии и могуществе Католичества, а красота создавала в храме атмосферу особого духовного настроя и стимулировала чувство единения с Богом. Сформировавшись в Риме, этот стиль победно распространился всему католическому миру.
Входя в широкие двери Сант Андреа делла Валле встречаешь то самое барокко – яркое и зрелищное, рожденное восхищать и удивлять. Витиеватая лепнина, богатство декоративных элементов, солнечный свет, исходящий сверху сквозь окна, великолепные росписи Доменикино и Ланфранко с эффектами глубины, потрясающие картины драмы и мученичества святого Андрея по изогнутой апсиде. От человеческих фигур невозможно отвести глаза…
И возникает общее ощущение сценического действия в композиции, некоей театральности в жестах и мимике. Но это так и есть! Более того, все внутреннее пространство базилики с его эффектами — настоящий театр религиозного искусства. Тожественный ход богослужений в сопровождении духовной музыки поддерживает театрализованно-пышный декор, драматическая патетика живописи, как и весь архитектурный облик храма.
Почему базилика «оперная»
Трудно представить более «театральную» церковь, чем Сант Андреа делла Валле. Ее воздушное величие и простор мраморного зала прячут еще одну тайну — музыкальную. Прислушайтесь: вам не кажется, что сейчас грянут первые аккорды оркестрового вступления? Польется великолепная музыка и поведает нам душераздирающую историю о верной любви, подлых интригах и коварном убийстве. Например вот такую…
…У входа в семейную капеллу маркизов Аттаванти перед мольбертом замер человек. Его зовут Марио Каварадосси, он художник и возлюбленный прекрасной Флории Тоски. Но он еще к тому же итальянский патриот: ведь на дворе стоит 1800 год, Италия страдает от раздробленности, а в Риме — разгул реакции, последовавшей за падением республики!
И тут в церкви, совершенно неожиданно, происходит роковая встреча героя с бежавшим из заключения республиканцем Анжелотти — давним другом и соратником. И закручиваются сюжетные перипетии оперного шедевра Джакомо Пуччини…
Наверное нет в мире такого оперного театра, на сцене которого не шла бы бессмертная «Тоска». Она выдержала тысячи постановок, и выдержит еще столько же, хотя сотни сопрано, исполнив финальную партию своей героини, решительно спрыгнули в белокурый Тибр со стены замка Святого Ангела.
Но, справедливости ради, следует заметить, что в реальности такой капеллы в церкви Сант Андреа делла Валле не существует. Однако большинство исследователей согласны с тем, что ее прототипом послужила роскошная часовня семейства Барберини.
Даже мраморный пол капеллы указывает ее на фамильную принадлежность.
Что посмотреть в Сант Андреа делла Валле
Неф и шикарный потолок
В плане базилика представляет собой латинский крест, длинная сторона которого состоит из единственного, но зато очень широкого нефа с шестью боковыми часовнями – по три с каждой стороны и двумя восьмиугольными помещениями перед боковыми входами. За ними следует перекладина короткого трансепта.
Для любознательных несколько цифр:
протяженность внутренней части храма | 78,4 м |
ширина по линии трансепта | 42,7 м |
ширина нефа | 16,6 м |
высота нефа | 30,8 м |
Хотя весь интерьер Сант Андреа делла Валле — роскошный и яркий, величественный и элегантный, обращает на себя внимание сводчатый потолок с квадратными кессонами, что перекрывает обширный неф. Он декорирован лепниной и уснащен красивыми темперными росписями художников, работавших в конце XIX века в Риме.
Часовни, похожие на золоченые шкатулки
Боковые часовни церкви, а по-итальянски капеллы, как архитектурные пространства идентичны друг другу: это прямоугольный отсеки с небольшим куполом. Но оформление их сильно разнится. Капеллы нефа были доступны знатным фамилиям в качестве обособленных мест для молитв, а потому интерьер капелл определялся вкусами и достатком домов, которым они принадлежали. Так семейства Строцци, Ручеллай, Барберини нанимали для этого многих именитых мастеров архитектуры и живописи того времени.
Строцци, римская ветвь рода флорентийских банкиров, приобрела капеллу в Сант Андреа делла Валле на ранних этапах строительства церкви. Некоторые искусствоведы видят в ее оформлении руку Микеланджело. Во всяком случае, она украшена бронзовыми копиями его работ, которые датируются 1616 годом. А какой в ней красивый пол!
Первая капелла на правой стороне нефа принадлежала семейству Джинетти (позже стала капеллой Ланцелотти).
Красный мрамор балюстрады контрастирует с переливами серого в гранитных колоннах, а на белой плоскости алтаря скульптурное изображение Ангела и Святого семейства, которое собирается бежать в Египет. Невероятная красота!
И капелла Барберини, и часовни Ручеллай, и Святого Себастьяна – все они все заслуживают внимания и подробного рассказа, но и так уже получилось много букв.
Непосредственно перед трансептом по обе стороны нефа высоко на стенах находятся очень похожие резные рельефы – скромная память о двух папах Пикколомини. Раз уж так и осталось неизвестным, куда задевались их останки при переделке пола, то Церковь, надо отдать ей должное, нашла изящный способ исправить собственную оплошность.
Хотя в некоторых часовнях Сант Андреа делла Валле действительно находятся самые что ни на есть настоящие гробницы неких кардиналов, мучеников и, по-видимому, заслуженных, но мало кому известных людей. Есть даже забальзамированное тело одного святого, открытое для обозрения в саркофаге со стеклянной стенкой. Но для нас, жителей России, это зрелище редкое и, чего уж скрывать, малопривлекательное.
В левом конце трансепта — капелла святого Каэтана Тиенского, алтарь которой иллюстрирует ту часть статьи, где рассказывается об основании ордена театинцев. В правом – Капелла святого Распятия с деревянным распятием античных времен.
За трансептом начинается пространство пресвитерия храма, перед которым тоже есть две часовни. Одна капелла посвящена покровительнице театинцев — Мадонне делла Пурита.
Ее алтарь в сиянии золотого венца.
Фрески апсиды
В 1623 году Доминикино начал роспись потолка апсиды Сант Андреа делла Валле историями жизни Апостола Андрея и Евангелистов. Среди них есть эпизод знакомства, когда Андрей приводит своего брата Симона к Иисусу и тот переломный момент в жизни братьев-рыбаков, когда Господь позвал их за собой.
В апреле 1651 года Маттиа Прети закончил работу с фресками на стенах апсиды. Там на трех огромных панелях были представлены сцены мученичества Андрея Первозванного — поднятие на кресте, распятие и погребение.
Особенно трагично смотрится картина, где святой распят на Х-образном кресте на острове Патры в Греции.
Купол и Небеса небес
Знаете ли вы, что из купольных построек в Риме базилика Сант Андреа делла Валле является третьей, уступая по высоте лишь собору святого Петра и Пантеону? Причиной тому стал высокий статус святого, которому она посвящена. Если апостол Петр почитается главным покровителем церквей на западе, то его брат Андрей Первозванный в равной мере исполняет ту же функцию — только на востоке.
Созданный талантом архитектора Карло Мадерна, эллиптический купол венчает остекленная башенка работы Франческо Борромини, наверху которой шпиль с бронзовой звездой и крестом. Звезда стала данью уважения кардиналу Перетти, ибо горы и звезды были эмблемами на его гербе. Высота от пола базилики до места крепления шпиля составляет 71,76 метров.
Знаменитый купол Сант-Андреа, что возвышается над восьмиугольным барабаном, имеет в диаметре 16 метров. Изнутри он полностью украшен фресками. Его роспись стала одним из крупнейших событий своего времени и в последующие десятилетия служила образцом для аналогичных украшений. Право на выполнение этой работы оспаривали между собой два выдающихся мастера школы Карраччи — Джованни Ланфранко и Доменико Дзампиери по прозвищу Доменикино. В конце концов оба художника были наняты и работали в церкви одновременно.
Восемь больших прямоугольных окон, прорезающих купол, освещают его внутреннюю часть и фреску Небесной Славы Ланфранко, созданию которой он посвятил четыре года жизни. На ней, в водовороте золотых облаков, парят святые и ангелы, встречая Деву Марию после успения. Фигуры пророков, мучеников, дев, херувимов, медленно вращаясь, по спирали поднимаются к свету. Богородица со своего облачного трона поднимает голову к зениту, где в сиянии царствует Христос. Исчезает физическое пространство потолка, и нам, грешным людям, открывается кусочек Горнего мира…
Что-что, а освещение в церкви Сант Андреа делла Валле просто роскошное. Но, увы, оно же мешает рассматривать детали божественной фрески. Впрочем, может быть это сделано намеренно? Чтобы не различить все тайны Небесного мира?
Четыре могучих колонны, что поддерживают купол, и арки, соединяющие их, образуют четыре треугольных подвеса, на которых Доменикино написал образы четырех евангелистов-апостолов — юного Иоанна, задумчивого гиганта Матфея, зрелого мужа Марка, и бородатого старика Луки.
Фасад со своей изюминкой
Фасад Сант Андреа делла Валле, который мы видим сегодня, является одним из самых красивых в Риме. Высокий, роскошный, в стиле позднего барокко, он имеет два ряда парных и коринфских колонн. По низу между колоннами глубокие ниши со статуями святого Себастьяна, Андрея Первозванного и двух святых из отцов-основателей ордена театинцев.
По центру второго уровня фасада церкви расположено большое окно, но смотрите! По краям здания нет симметрии! С одной стороны установлена скульптура ангела с поднятым крылом, а с другой — пустое место! В чем же дело?
До 1665 года парадного фасада как такового у базилики не было. Преобразованием безликой стороны здания занялся архитектор Карло Райнальди, который усовершенствовал изначальный проект Мадерно, добавив в него некоторые инновационные решения. В частности, он придумал убрать традиционные соединительные улитки, заменив их парными фигурами крылатых посланников бога. И вот скульптор Эрколе Феррата изготовил одного из них, а когда ангела с поднятым крылом установили… О том, что произошло дальше мнения жителей города расходятся.
В одной версии этой истории говорится, об обостренном чувстве прекрасного у римских сограждан, после насмешек которых вторую скульптуру не стали ставить. В других что-то смутно упоминается о деньгах, своевременно не уплаченных скульптору. Даже не знаю. Думаю, с тем же успехом можно предположить, что недостающего ангела элементарно разбили или сильно повредили при установке. Но римляне без легенд жить не могут! В общем, асимметрию на фасаде церкви Сант Андреа делла Валле убирать не стали, оставив все как есть. Так и стоит одинокий Ангел на карнизе, и все никак не может определиться, лететь ли ему в небо или спуститься вниз к людям.
Надо видеть!
Она прекрасна. Мы зашли ее посмотреть как одну из многих церквей в Риме, и провели в ней — сколько? Час? Два? Больше? Величие пространства, красота, волшебство желто-золотого света, который льется с окон под сводами, работы великих архитекторов, скульпторов и художников…
Да, Рим полон исторических церквей и художественных ценностей, но базилика Сант Андреа делла Валле это что-то особенное. Наполненная произведениями искусства, она в значительной мере заставляет забыть о религиозной функции здания. Возможно поэтому в ней, наделенной великолепной акустикой, часто проводятся концерты классической музыки. Мой вам совет: будете в Риме, непременно загляните — уверена, она вас впечатлит.
Оставить комментарий