Первым христианским общинам Римской империи вскоре суждено было столкнуться с яростной враждебностью окружающего мира. В июле 64 года приключился Великий пожар, разрушивший большую часть Вечного города. В случившемся обвинили христиан и первого епископа Рима — святого апостола Петра. Продержав невинных людей почти год в каменном мешке Мамертинской темницы, их предали мученической смерти в цирке императора Калигулы.
Если кто забыл, хочу напомнить, что князь апостолов, которому Христос передал ключи от небес, по своей профессии был рыбаком и со дня появления на свет звался Симон. Именем Петр, что в переводе означает «камень», его нарек Иисус. «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою…»
За рекой Тибр, на склоне Ватиканского холма солнечным июньским днем был жестоко казнен проповедник Евангелия и первый папа католической церкви. Его распяли вниз головой. Там же, на месте казни, горестно его оплакав, ученики похоронили апостола Петра.
А в IV веке император Константин, превращая Рим в религиозный центр Империи, построил для нарождающейся Церкви на этом святом месте большую базилику.
Шло время, и храм совсем обветшал. Нужны были солидные средства для его восстановления, а их, как водится, на все нужды не хватало. Папство ломало голову, неторопливо изыскивая и обсуждая открывающиеся возможности для этого, но дело стояло на месте. И, похоже, так продолжалось бы еще долго. Как вдруг…
Вдруг в процесс включился энергичный, только что избранный папа Юлий II. И он без колебаний решает снести руины. А на их месте построить новый собор — огромный и величественный. И тут же понтифик привлекает к работе полного грандиозных и смелых идей архитектора Донато Браманте…
Джулиано делла Ровере
Кардинал Джулиано делла Ровере ликовал: «Пришло! Наконец пришло его время! Он взошел на Святой Престол!» По существующей традиции наместник Христа выбирает себе новое имя. Делла Ровере пожелал стать Юлием II. Все недоумевали: как же так? Ведь среди двух сотен римских пап никакой Юлий Первый никогда не числился! Пикантную ситуацию, с присущей ему скромностью, прояснил сам глава католической церкви: «Но ведь был великий Юлий Цезарь, а я иду сразу после него».
В духе традиции смены имен, интересно отметить, что за тысячелетие не было ни одного случая, когда бы новоиспеченный понтифик пожелал назваться Петром. Да и в будущем такое вряд ли случится. Почему? Ведь, казалось бы, так здорово взять имя в честь апостола и первого епископа Рима! Но нет. Слишком уж велик риск. Ибо, по преданию, так будут звать последнего Папу перед Страшным судом.
Юлий II — истинный сын своего времени. Изворотливый политик, неутомимый человек, в котором не было ничего от священника. Он интриговал, укрепляя свою власть, воевал, защищая территорию папского государства, без жалости и сомнений карал своих противников и недоброжелателей, заботился о земном благополучии многочисленной родни и кучки внебрачных отпрысков, собирал величайшую коллекцию древностей в Европе и покровительствовал искусствам. Ну и, по долгу службы, пекся о евангелизации Нового Света.
Но для его современников, жителей Рима, Юлий II был никем иным, как «папой-строителем» — ведь это он заложил первый камень нового собора Святого Петра в апреле 1506 года…
Главный Собор Ватикана
Радостный день 18 ноября 1626 года папа Урбан VIII Барберини встретил с небывалым подъемом. В праздничном настрое провел церемонию освящения базилики Святого Петра. Наконец-то свершилось! Собор достроили! Вспомнить только: с момента закладки первого камня прошло целых 120 лет! За это время много воды утекло. Даже на папском престоле поменялось два десятка понтификов. А уж на строительстве собора главными архитекторами смогли побывать по очереди такие звезды первой величины, как Рафаэль, Бальдассаре Перуцци, Антонио да Сангалло, Микеланджело Буонарроти, Джакомо делла Порта и Карло Мадерно…
Да, собор был освящен, но внутри оставался практически пуст. Задача его наполнения и размещения уже имеющихся произведений искусства легла на плечи Джана Лоренцо Бернини. Но прежде всего встала проблема главного алтаря. Где он должен стоять — в центре храма над могилой Святого Петра или в апсиде, как это делается традиционно?
Великий Бернини блестяще решил эту задачу, впрочем, как и все остальные. Но об этом немного попозже. А пока сотни мастеров вкладывали душу в лепное преображение архитектуры, головы художников прилежно склонились над тоннами мрамора, тысячи рук безвестных скромных строителей занялись укладкой гектаров полов, штукатурки и драгоценных мозаичных полотен…
Что такое базилика Святого Петра сегодня?
В конце улицы Виа делла Консилиационе виден собор с великолепным ребристым куполом — символ Рима и государства Ватикан, центр мирового христианства и сокровищница вечных произведений искусства. С 1984 года Ватикан вместе с базиликой Святого Петра числится среди объектов Всемирного наследия человечества.
Внушительный фасад собора имеет ширину 115 и высоту — не считая венчающего его купола — 45 метров.
Обратите внимание: горизонтальная полоса со срединным тимпаном как бы разделяет здание на две части. На фризе латинская надпись, на ней увековечено имя одного из пап, что финансировали строительство. Сам фриз поддерживает ряд изящных колонн и пилястр с коринфскими капителями,
Верхнюю часть с балюстрадой на фоне купола Святого Петра венчают пятиметровые статуи — Иоанна Крестителя, одиннадцати апостолов и центральная фигура — Иисуса Христа с жестом благословения. Внимательные удивятся: а куда же пропал апостол Петр? Почему нет его изображения за верхним ограждением знаменитого собора?
Дело в том, что пропавшему апостолу посвящена отдельная скульптура, да еще колоссального размера. Вооон там по краям лестницы, предшествующей зданию, видите? По бокам восходящих ступеней симметрично установлены мраморные кубы, а на них — монументальные фигуры двух святых, которые как бы приветствуют туристов и верующих. Знакомьтесь: Петр и Павел. Вы спрашиваете, как различить святых? Кто из них Петр? Конечно же тот, кто в руках держит ключ! С мечом изображен Павел.
Непосредственно под фризом расположены девять окон, три из которых с балконами. На центральном балконе, известном как Лоджия делле Бенедизиони, можно видеть папу во время торжественных благословений верующих, собравшихся на площади. Также отсюда объявляется об избрании нового понтифика. Возглашение «habemus Papam» начинается со знаменитой фразы: «Объявляю вам великую радость: у нас есть Папа….»
По краям фасада Собора Святого Петра симметрично расположены два арочных прохода.
Кажется, они составляют неотъемлемую часть здания, на самом деле это остатки от двух колоколен, которые по замыслу архитектора должны были обрамлять здание. Однако из-за проседания грунта от задумки пришлось отказаться.
Вместо колоколен верх храма украсили часы с мозаичными циферблатами. Диаметр у каждого из хронометров — 4 метра. Устройства измерения времени созданы в XVIII веке искусством архитектора Джузеппе Валадье,
В 1962 году у одного из ангелочков, поддерживающих циферблат, упала нога: она весила тонну! Часы слева отмечают время характерным звонком шести колоколов. В окошке виден главный колокол, изготовленный в 1785 году. Не следует, однако, обманываться его размерами: скромный с виду, на деле он имеет диаметр 2,5 метра и весит около 10 тонн!
Тот проход, что находится под колоколами патриаршей базилики, носит название Арки Колоколов. Здесь находится один из восьми входов в крохотное, но, наверное, самое загадочное государство в мире — Ватикан.
Все, кто посещают папу с визитом – будь то главы государств, послы или знаменитости, проходят через эти въездные ворота. Которые охраняют неподвижные, как статуи, люди в забавной форме. Вот один из них — в карнавально-пестром камзоле и панталонах, держит в руках грозное оружие средневековья — двухметровую алебарду. Это солдат швейцарской гвардии.
И тут самое время, чтобы снова вернуться к нашему герою — римскому папе Юлию II.
С мужеством и верностью
В 1492 году амбициозный и умный кардинал Джулиано делла Ровере проиграл в борьбе за тиару: тогда конклав выбрал папой его главного оппонента — испанца Родриго Борджиа. Опасаясь за свою жизнь, делла Ровере бежал во Францию к королю Карлу VIII, который вскоре начал эпоху итальянских походов. Вот тогда будущий Юлий II увидел в деле наемников из Швейцарии – храбрых и умелых воинов, стойких и дисциплинированных солдат, исключительно преданных своему сюзерену.
Вскоре последовала покрытая аурой тайны смерть Борджиа, благодаря чему кардинал Джулиано стал папой, а в 1506 году он учредил швейцарскую гвардию для личной охраны.
Тогда на площади Святого Петра в Ватикане впервые появились стройные и высокие — все как на подбор — молодые мужчины из страны озер и Альп. Считается, что их официальная униформа в красно-сине-оранжевых цветах была разработана в тоже самое время Микеланджело. Но это не совсем так. Синий и желтый цвета, действительно, соответствуют гербу семьи папы Юлия II, тогда как третий, красный цвет появился на костюме в память об истории спасения папы Климента VII. О подробностях произошедшего можно прочитать здесь.
В тот день, 6 мая 1527 года, швейцарские гвардейцы героически жертвовали собой, чтобы понтифик успел уйти через секретный проход Пассетто-ди-Борго в неприступный замок Святого Ангела. Эта фотография была как раз сделана в Кастель Сант-Анжело. На ней — видите с правой стороны? — змеится крепостная стена, внутри которой упрятан спасительный тайный ход. А слева — прямая улица Виа делла Консилиационе.
Трагический и в то же время славный эпизод в Ватикане не забыли. Потому именно в этот день приносят клятву новобранцы — юноши из католических кантонов Швейцарии, когда поступают на службу в корпус сил безопасности Святого престола.
На протяжении более чем пяти веков девизом этого старейшего военного подразделения служат слова «С мужеством и верностью». И будет ошибкой считать, что солдаты самой маленькой армии в мире выполняют чисто декоративную функцию при главе католической церкви.
Безусловно, они в своей знаменитой форме эпохи Возрождения обязательно для красоты присутствуют на всех торжественных церемониях, но также, будучи одетыми в штатское, незаметно обеспечивают безопасность преемника Петра в его резиденции, при всех встречах, поездках по Италии и за границей. Причем выучка и оснащение швейцарской гвардии на уровне лучших армий в мире.
Пьяцца Сан Пьетро — гармония пространства и форм
Едва закончилось строительство нового собора для святого апостола Петра, как стало ясно, что самый большой христианский храм в мире не имеет достойного обрамления. Поскольку оказался возведен посреди паутины узких переулков средневекового квартала, когда вокруг величественной базилики теснились здания самых разных видов.
Очевидно, что перед ней также не хватало свободного пространства! Паломникам, множеству людей, пришедшим почтить первого ученика Иисуса, негде было укрыться от дождя или палящего солнца. Задача обустройства площади и придания ей величественного, и в то же время гармоничного вида, была весьма сложной.
Папа Александр VII поручил заняться реконструкцией территории возле собора Святого Петра разносторонне одаренному Джану Лоренцо Бернини — ведущему скульптору своего времени, архитектору, художнику, реставратору, драматургу, сценографу. Работа, которая продолжалась 40 лет, была завершена в 1667 году. Созданная им площадь Сан-Пьетро стала архитектурным шедевром.
Огромная площадь перед собором образована двумя секциями: одна в форме трапеции, а другая, более крупная, в форме овала — с двумя фонтанами и знаменитым обелиском в центре. В I-м веке этот древний египетский столб красного гранита размещался посередине цирка Калигулы, откуда бесстрастно смотрел на мученическую смерть святого Петра.
Площадь окружена двумя крытыми колоннадами, расположенными полукругом. Они соединяются с храмом двумя прямоугольными зданиями. Колоннада — поистине блестящая идея архитектора Бернини! Она символизирует распахнутые руки Церкви, протянутые ко всем людям в материнском объятии: к верующим – чтобы укрепить их в религии, к заблудшим – чтобы вернуть их на истинный путь, к неверным – чтобы просветить их.
Дуги колоннад имеют ширину около 17 метров, они составлены из четырех рядов колонн, образующих три внутренних прохода. Над каждой из изогнутых частей установлены по 70 мраморных фигур. Это мужчины и женщины, мученики и папы, персонажи всех социальных категорий, разных исторических периодов – не каждой гид может похвастать, что ему известны имена всех этих святых.
Колоннада весьма искусно спроектирована! Если посмотреть на нее с точек площади, обозначенных посреди булыжников мраморными пластинами, то перед зрителем предстанет не лес колонн, а изящное и воздушное архитектурное сооружение, состоящее из единственного ряда травертиновых столбов. Бернини хорошо знал законы оптической перспективы и внимательно относился к эффектам пространственного восприятия.
Кстати, вы знаете, почему брусчатка на улицах Рима носит название санпьетрини? Где-то примерно с середины шестнадцатого века главные улицы и площади Вечного города стали мостить камнем по-новому, используя булыжники особой формы. Говорят, что появление ноу-хау в Риме было связано с мощением площади Сан-Пьетро, где в процессе работы придумали и впервые стали использовать такой тип покрытия.
Двери базилики Святого Петра
Пять бронзовых дверей ведут внутрь Собора святого Петра. Сверху донизу они украшены рельефными историями о Христе, Марии, Святом Петре и Павле, картинками из библейских сюжетов. Огромные, более семи метров в высоту, торжественные входы, для обозначения которых гораздо уместнее использовать исполненный величия титул «врата», нежели будничное слово «двери». Каждый портал имеет свое имя.
Самый левый из них известен как Дверь Смерти. Отсюда выходят похоронные процессии понтификов, потому эти врата практически всегда закрыты. Самая правая дверь — так называемая Святая дверь — тоже обычно замурована. Ее открывают в начале юбилейного года и снова закрывают после окончания празднования.
Что такое Юбилей? О, это весьма важное событие в жизни католической церкви, когда для верующих становится возможным отпущение грехов по особо облегченным условиям. Впервые Юбилей был проведен в 1423 году и его изначально предполагалось повторять раз в сто лет, но сейчас такое событие происходит чаще — раз в четверть века.
Центральные двери известны как самые старые двери в соборе Святого Петра, они стояли еще в старой базилике. Сделанные в 1455 году, они носят название Врата Филарете. Интересно, кто же был такой Филарете? И за что он удостоился подобной чести? Оказывается, создателем примечательной двери был флорентийский мастер Антонио ди Пьетро Аверлино — скульптор, архитектор и строитель. Но в истории он стал известен как Филарете, ибо под таким псевдонимом он публиковал свои архитектурные трактаты.
Две оставшиеся двери носят еще более интригующие и романтические названия. Одна — Врата Добра и Зла, там на левой створке сцены, в которых во всей красе проявляет себя сфера зла, на правой эпизоды, где действуют силы добра. Разумеется, категории представлены в трактовке церкви. Следующим идет Портал Семи Таинств, поскольку на нем изображен ангел, объявляющий о семи таинствах церкви: крещении, причащении, венчании, покаянии и так далее.
Мы входим… Глаза распахиваются во всю ширь, начинаем без спешки осматриваться.
Собор святого Петра: взгляд изнутри
Те, кто пересекал порог собора Святого Петра впервые, всегда испытывают некое чувство растерянности. Огромные пространства, драгоценные мраморы, много золота, лепнины, впечатляющие скульптуры, символика повсюду…
А напольные покрытия! Это тоже великолепное произведение искусства, за созданием которого стоят имена трех великих художников — Джакомо делла Порта, Карло Мадерно, Лоренцо Бернини.
Чтобы создать такой пол, понадобилось много мрамора из разных уголков мира: белоснежный камень из Каррары, драгоценный красный и змеино-зеленый порфир из Египта, розоватый с пятнами портасанта с островов Эгейского моря, античный желтый из Сиены, сицилийская яшма, а также темно-красная с белыми прожилками горная порода из карьеров Франции. Пол собора Святого Петра занимает площадь в два гектара, каждый день его топчет двадцать тысяч человек.
Собор Святого Петра считается самой большой церковью в мире:
- его внешний периметр равен 1778 метрам,
- длина — 186,35,
- а ширина 97,50 метра.
Грандиозное внутреннее пространство разделено огромными колоннами на три нефа. Главный неф ведет к центру базилики – знаменитому бронзовому балдахину с витыми колоннами.
Картины превращаются в мозаики
То, что собор Святого Петра сияет мрамором и блестит золотом, заметит каждый, но мало кто знает, что картины, украшающие своды, стены и алтари, не написаны маслом, а сделаны в технике мозаики. Разбросанный здесь и там по большому пространству базилики многоцветный мозаичный ковер составляет в общей сложности 10 тысяч квадратных метров.
Сначала папа Григорий XIII решил украсить основной и второстепенные купола мозаикой изнутри. Но тут оказалось, что в Риме нет специалистов по работе в этой древней, дорогой, но прочной технике. Пришлось обратиться за помощью к лучшим венецианским мастерам. Те приехали и постепенно обучили своему ремеслу команду римлян.
Плитки для мозаичных полотен делались из стекла, которое в момент плавления и окрашивалось оксидами металлов в различные цвета и множество оттенков. Палитра мастеров заиграла 26 тысячами оттенков глазури.
Чтобы крепить мозаику к куполам, была изобретена специальная штукатурка на основе льняного масла, секретный рецепт которой ревностно хранили в Ватикане более четырех веков. Да и до сих пор по этим старинным указаниям готовится строительный раствор, что используется ватиканской студией мозаики в реставрационных работах.
А когда эффектно засияли глянцем купольные мозаики, решили перейти к алтарям и картинам собора. Но оказалось, что глянец сильно бликует. Проблему решили, создав новый тип непрозрачной эмали, которая не в такой степени отражает свет.
Начиная с семнадцатого века все алтари и другие произведения живописи базилики Сан-Пьетро постепенно были заменены точными мозаичными копиями. Тем самым бесценным шедеврам в соборе Святого Петра была обеспечена такая долговечность, которой трудно достичь с помощью кистей и красок. Смотрите и удивляйтесь – перед вами переливается яркими тонами душа эпохи Возрождения.
Купол Собора Святого Петра
Когда стоишь в центре, становится видно, что храм имеет форму латинского креста: продольный неф пересекают, как перекладина, правый и левый трансепты. В центре четыре мощных столба служат опорой перекрывающего их купола, спроектированного Микеланджело. У каждой колонны есть небольшой балкон и ниша.
На этих балконах хранятся четыре великих реликвии соборе Святого Петра: плат Вероники, копье римского солдата Лонгина, частица креста, найденного Еленой — матерью императора Константина, и голова апостола Андрея. В нишах столбов установлены соответствующие фигуры святых. На фото с крестом господним в руках – святая Елена.
Ходишь с запрокинутой головой, глаза смотрят вверх — трудно отвести взор от величественного и прекрасного купола собора. Между римлянами он известен под прозвищем Куполище, его высота — 136 м, диаметр — 42 метров.
В пространстве, не дыша,
несется без дорог
еще одна душа
в невидимый чертог.
Полюбуйтесь великолепными мозаиками, которыми изнутри украшен купол Микеланджело и оба меньших купола — Григорианской и Климентинской — часовен, а затем поднимитесь по 537 ступеням и очень узкой лестнице на вершину купола собора, откуда открывается вид на площадь Святого Петра, город и основные памятники Рима. Только помните, что если вход в храм бесплатный, то за восхождение к небу придется заплатить денежку.
Папский алтарь и балдахин
Базилика настолько велика, что взор блуждает в почти пустом пространстве, пока не останавливается на интересном архитектурном сооружении семнадцатого века — знаменитом навесе Бернини. Зачем он понадобился?
Проблему с алтарем Бернини решил изящно. Где находится самое важное место в соборе? Там, где расположена древняя гробница Святого Петра! Вот там и будет находиться главный алтарь. А что же в апсиде? В апсиде разместится… второй главный алтарь. Ну а чтобы выделить наиболее значимое место в церкви и, одновременно, заполнить «пустоту» ниже купола, Джан Лоренцо изобрел конструкцию навеса.
В интерьере собора размеры балдахина скрадываются. Даже не верится, что ангелочки на его вершине ростом около двух с половиной метров.
Гигантское сооружение высотой 28,7 метра выглядит легким и почти неземным. Закручиваются кверху колонны, увитые золотыми листьями, кажется, что они сделаны из темного дерева. Но это не так: на самом деле балдахин целиком выполнен из бронзы, скандально взятой в свое время папой Урбаном VIII из Пантеона.
Алтарь, что находится в тени балдахина, сделан без каких-либо особых украшений из большого куска белого мрамора с серыми прожилками. Говорят, что его в свое время взяли с какого-то из императорских форумов — то ли Нервы, то ли Траяна. Этот алтарь называется папским, потому, что только Папа Римский может исполнять около него священные обязанности.
Прямо напротив папского алтаря в полу базилики устроена двойная лестница, ведущая на нижний этаж. Она окружена элегантной балюстрадой, на которой негасимо горят 99 светильников. Там, внизу, открывается доступ к Ватиканским гротам с захоронениями многих понтификов, а также бронзовая дверь, ведущая под собор еще глубже — к гробнице князя апостолов Петра и древнему христианскому некрополю.
Сквозь балдахин видно окно центральной апсиды, окруженное сиянием солнечными лучей из лепнины. Под ним на облаках золотой штукатурки вознесен бронзовый трон, внутри которого, как в футляре, хранится еще одна драгоценная реликвия. Это древний стул из простого дерева, который в средние века его почитали как епископское кресло апостола Петра. Контрастом непомерно сияющей роскоши золота служит скромный черно-белый алтарь, для которого Бернини выбрал аквитанский мрамор и яшму из Сицилии.
Еще одна работа Бернини — украшение капеллы Святого Причастия, торжественной и нарядной, где находится сказочной красоты алтарь. Жаль, что доступ сюда разрешен только избранным. Но что несказанно удивляет в соборе святого Петра, так это изрядное количество существующих в нем алтарей. Престолы разбросаны по капеллам боковых нефов и посвящены разным святым — св.Иосифу, Фоме, Вацлаву, святому Эразму и многим другим, общей сложности набирается более четырех десятков бенефициаров.
Статуя Святого Петра
Бронзовый святой прямо сидит на мраморном стуле. Левая рука его, держащая ключи, прижата к груди, правая рука поднята в знак благословения. Считается, что Святой Петр слышит и помогает молящимся возле этой статуи. Поэтому каждый паломник благочестиво прикасается к правой ноге скульптуры, а затем делает крестный знак.
Посмотрите на ногу апостола, как за семь веков ее отполировали своими поцелуями верующие! Кстати, за спиной статуи не натянутая ткань, а мозаичное панно.
Всемирно известная Пьета Микеланджело
По периметру собора Святого Петра идут капеллы, но далеко не все они доступны для публики. Но первая капелла правого нефа неизменно открыта, и туда устремляется большое число посетителей. Почему? Там находится гениальное творение раннего Микеланджело — скульптура Пьета. Мастер в момент ее создания был молод: ему исполнилось двадцать четыре или двадцать пять лет — в зависимости от различных теорий, датирующих работу.
Вот она! Почти у самого входа… Пьета в переводе с итальянского означает жалость. Кроткая и печальная Дева Мария держит на коленях безжизненное тело своего сына, голова Иисуса откинута, его рука безвольно опущена. Богородица восседает на небольшой скале, символизирующей Голгофу. Жест мадонны говорит, что исправить случившееся не в ее власти.
Обратите особое внимание на мрамор скульптуры. Говорят, Микеланджело посвятил целый год только одной полировке своего творения.
Микеланджело изваял Пьету в XV веке, то есть намного раньше, чем была построена нынешняя базилика. После своего создания скульптура много раз перемещалась, пока — через два с половиной века — не заняла свое постоянное место в соборе Святого Петра.
21 мая 1972 года некто Ласло Тот, венгр по происхождению и австралиец по паспорту, пятнадцать раз ударил молотком по мраморному изваянию. Безумец выкрикивал: «Я — Иисус Христос, воскресший из мертвых!» Вандала, который действительно оказался психически не совсем здоровым, выслали из страны, а пострадавшую Пьету полностью восстановили. Во избежание в будущем подобных эксцессов шедевр Микеланджело надежно упрятали под защитное стекло.
Маленький виртуальный тур по Собору
Хорошо известно, что одна и та же достопримечательность разными людьми воспринимается и запоминается по-разному. С нашей точки зрения Ватикан и Собор святого Петра — круче некуда. Но не даром говорится, лучше один раз увидеть. Поэтому всем тем, кому еще не довелось побывать в Риме и своими глазами посмотреть базилику, предлагаем совершить по ней крохотный виртуальный тур.
Оставить комментарий