Замок Святого Ангела – один и тех исключительных памятников архитектуры, которые поражают любое, даже самое мало восприимчивое, воображение. Со времен Римской империи до наших дней его могучие стены сопровождали многие важные события в судьбе Вечного города. До того, как стать одной из главных туристических достопримечательностей, он, за долгий срок своего существования, претерпел целую череду поистине невероятных преобразований. Впрочем, его история началась так…
Как появилась Адрианова башня
Сколько? Сколько еще осталось… Император Адриан поднял голову от пергамента. Он бы уже не молод, но все еще строен и по-прежнему очень красив. Большую часть своего правления он провел за пределами Рима, посещая одну за другой все провинции, исколесив всю свою огромную империю. Крепкий и здоровый, он предпочитал передвигаться пешком, подошвы его сандалий ступали по камням холодной Британии и песку жаркого Египта. Да, Египет… И проклятый маг!
Это он предсказал Адриану, что император будет жить долго, если найдется человек, который добровольно примет смерть ради него. Чудовищная жертва! И ее принес отчаянно, без памяти любимый Антиной… Утонул в водах Нила, чтобы продлить его дни! Египетский город Каноп, ты стал для Адриана роковым: ибо с тех пор грызет императора непреходящая печаль, не дает покоя…
Закоренелый язычник, который в неспокойной провинции Иудее наряду с евреями яростно преследовал христиан, в минуту тоски, он написал чарующее стихотворение:
Маленькая нежная, непостоянная душа,
Гость и друг моей плоти.
Где же нынче бродишь ты?
Бледная, оцепенелая, окоченевшая и голая.
Ты забыла свои веселые игры.
Императора мучили невеселые мысли: Траян, предшественник Адриана, нашел последний приют в собственной мемориальной колонне, а усыпальница, построенная на Марсовом поле Октавианом Августом, уже переполнена урнами с прахом. Да, пора было отправляться в Рим и приступать к строительству своего последнего дома, вечного прибежища для души — мавзолея…
Мавзолей Адриана в своей первоначальной функции
Так в глубокой депрессии, спустя восемь лет после трагедии с возлюбленным Антиноем, император Адриан скончался. Причиной смерти называли разное, по ряду признаков ею мог быть инфаркт…
Адриан был одним из наиболее необычных римских императоров Взять, хотя бы, внешность. Желая походить на грека, он стал носить бороду. Правда, злые языки уверяли, что вьющаяся поросль скрывала бородавки на лице правителя.
Природа щедро наделила Адриана удивительной памятью и множеством способностей. Ему были доступны многие головоломные науки, например, он с удовольствием занимался математикой. Император с легкостью сочинял стихи и прозу, хорошо пел, разбирался живописи и скульптуре, слыл знатоком архитектуры.
При нем по всей империи было построено множество прекрасных зданий, а в Риме — огромный Храм Венеры и Ромы, чьи руины до сих пор можно видеть на Форуме, а также знаменитый Пантеон, перестроенный из старого храма. Не исключено, что он лично приложил руку к проекту своего собственного Мавзолея.
Но дело в том, что при всех своих замечательных качествах, амбиции Адриана не знали пределов. Он не выносил, когда кто-нибудь – хоть в какой-то малости – его превосходил. Потому мавзолей, повторяя формой монументальную гробницу Августа, размерами, разумеется, перещеголял постройку прославленного предшественника.
Получилось самое высокое здание в городе: на квадратном основании высотой 15 м и шириной сторон в 84 метра высилась 20-метровая цилиндрическая башня диаметром 64 метра.
В ее сердцевине находилась погребальная камера — хранилище золотых урн с императорским прахом. Венчал сооружение холм, уставленный мраморными статуями и усаженный деревьями, на самом верху которого сияла величественная скульптурная группа из позолоченной бронзы – Адриан, в образе бога Гелиоса, управляет квадригой лошадей. Римляне любили водружать подобные конные статуи в память о ком-либо.
О великолепии построенного мавзолея сейчас можно только догадываться, но был и белый мрамор облицовки, и сияющая на солнце бронза, и покачивающиеся на ветру темно-зеленые пирамиды кипарисов в знак вечной скорби. Все в окружении высоких защитных стен и больших бронзовых ворот, которые охраняли парные фигуры павлинов, символизирующие вечную жизнь. Одну такую пару все еще можно видеть во дворе Шишки музея Ватикана.
В течение почти ста лет после смерти Адриана, мавзолей продолжал оставаться местом захоронения. В нем нашли упокоение последующие императоры, в том числе образцовый правитель Антонин Пий и его легкомысленная жена Фаустина, там, наконец-то, в мирном согласии присутствовало семейство алчного и жестокого Септимия Севера: он сам, его настрадавшаяся жена Юлия и их любимые сыновья – Гета и одиозный Каракалла, при жизни пылавшие друг к другу неугасимой ненавистью…
Гробница становится крепостью
Шли годы, с высоты античного мавзолея смотрели вниз статуи богов и героев на постепенно забывающий их мир и не замечали, что над Вечным городом начали сгущаться тучи. К III веку н.э. Римская империя была уже не та. Ее границы, расширенные Траяном и подсокращенные Адрианом, когда он отказался от территорий, которые нельзя было удержать, утратили незыблемость и стали постепенно проседать под давлением варваров.
Никогда не терявший бдительности, деятельный император Аврелиан построил защитную стену, широким кольцом окружившую разросшийся Рим. Учитывая удобное расположение гробницы на берегу реки и мощные стены, Аврелиан включил Мавзолей Адриана в свой новый оборонительный комплекс.
Тогда произошло первое изменение внешнего вида сооружения – сняли бронзовую дверь гробницы, сделали зубчатыми стены. За этим последовало еще много изменений, в результате которых великий мавзолей лишился внешнего сходства с гробницей и стал крепостью, оплотом обороны, вышедшим за пределы Тибра в Риме. Но когти римского орла были все еще достаточно остры, в чем не раз убеждались враги, пробуя на прочность стены Аврелиана.
Беда пришла в августе 410 года, когда вестготы Алариха осадили Рим. Большой ошибкой было бы думать о короле готов Аларихе Первом как о дикаре, одетом в звериную шкуру. Знатного рода, он вырос в империи, мог цитировать Вергилия целиком… Не желая разорять город, он пытался заключить мир на разумных условиях, но не получил от властей ожидаемого. И тогда его орды вошли в Столицу мира…
«Голос застревает в моем горле, и пока я диктую, рыдания прерывают мое изложение. Город, который захватил весь мир, сам оказался захвачен…» — вспоминал два года спустя Святой Иероним. Светловолосые захватчики начали безудержно грабить. Поскольку сам Аларих и готы под его началом исповедовали христианство, то ко многим святыням Рима они отнеслись с похвальным уважением…
Но языческий Мавзолей ничто не защищало, и он был полностью разорен. Варвары бесцеремонно вскрывали урны великих императоров… Адриан, Антонин, Марк Аврелий, Север — их прах был без всякого почтения рассыпан по полу и растоптан ногами солдат.
В 537 году бывшая гробница Адриана стала местом ожесточенной схватки между римлянами и готами, осадившими город 150-тысячной армией. Держа оборону, осажденные пустили в ход даже великолепные статуи Мавзолея Адриана. Мраморных императоров, богов, героев разбивали на куски и тяжелые осколки шедевров бросали на головы врагов. Так старые боги помогли спасти Рим.
Короткая легенда о силах небесных
Время было тяжелое. Не успели исчезнуть готы, как на разоренных территориях бывшей Римской империи появилось германское племя лангобардов. Теперь язычники завладели двумя третями апеннинского полуострова.
…В ноябре река Тибр вышла из берегов и смыла склады, оставив город без запасов зерна. Люди видели множество змей с телом толстым, как бревно, которых поток нес в море. Вслед за этим в Рим пришел враг, куда более опасный, чем змеи и варвары: в середине января 590 года в город пришла чума.
Первым умер папа Пелагий II, за ним последовала его паства. Стремительная смерть похищала людей одного за другим, грозя уничтожить все население Рима. Люди теряли самообладание, им казалось, что в воздухе витает ангел смерти и слышится трубный глас.
Григорий I только что принял сан папы. Это был глубоко верующий человек, неутомимый в молитвах и начисто лишенный мирского тщеславия, он пользовался у римлян непререкаемым авторитетом. Недаром его прозвали Великим. К сведению: за всю двухтысячелетнюю историю папства такого титула удостоились еще только два понтифика.
Святой Григорий обратился к народу: «Болезнь разом косит многих, значит Рим поражен мечом гнева божьего. Пусть скорбь откроет нам двери к слезному покаянию, пока нам дано еще время».
И вот однажды на рассвете, когда папа истово молился о спасении жителей города, в первых лучах солнца он увидел сияющую фигуру. Это был архангел Михаил – воин и вестник, которого Господь посылает тогда, когда должна явиться сила Божия. Стоя на вершине бывшего мавзолея, посланник неторопливым жестом вложил свой пламенный меч в ножны.
Это был небесный знак, предвещавший скорый конец эпидемии! Так и случилось на самом деле. А крепость, после случившегося чуда, стала именоваться Замком Святого Ангела, и на его башне по сей день стоит рукотворная фигура ангела.
Замок Святого Ангела в период Средних веков
В Средние века Кастель Сант-Анджело как укрепленное жилище феодала переходил из рук в руки. Тот, кто владел им, фактически контролировал город. Но особенно засветился замок в годы правившей Римом так называемой «порнократии», когда духовенство попало в зависимость от светских феодалов. Вернее от их женской половины…
Жил в Х веке некто Теофилакт, граф Тускулумский — римский аристократ, занимавший должности главнокомандующего и папского казначея. Но главнокомандующим вертели, как хотели жена и дочки. Мало того, женщины семейства предавались всяким порокам, не моргнув глазом, убивали неугодных, сажали на папский престол своих любовников и родственников (за 60 лет их усилиями сменилось 12 пап!). Кроме того эти замечательные дамы первыми догадались использовать Кастель Сант-Анджело в качестве тюрьмы.
Главной звездой фамилии, несомненно, была очаровательная Марозия — любовница одного папы, мать другого, бабушка третьего. Кстати о магии числа три. Красотка трижды выходила замуж, причем последняя ее свадьба проходила как раз в императорской погребальной камере замка Святого Ангела. Веселое торжество испортило внезапное появление сына Марозии от первого брака.
Мальчик вырос и хотел заняться делом! Маму, оторвав от праздничного застолья, он навсегда перевел в темницу замка, туда, где пару лет назад задушили папу Иоанна X. Несостоявшегося отчима изгнал и, захватив власть в Риме, сам назначил нового папу. А потом — следующего, потом еще… Череда сменяющих друг друга понтификов не прекращалась на протяжении последующих двадцати лет.
После милого семейства Теофилактов, замок Святого Ангела в Риме служил местом пребывания Кресцентия и его семьи, столь же могущественного и своевольного рода. В эту пору бывший мавзолей Адриана, уже сам по себе твердыня, был усилен и насчитывал 6 башен и 164 зубца, а его подземелья по гостеприимству мало чем отличались от других страшных тюрем.
Прошла-отбушевала буря междоусобиц, и в конце XIII века крепость становится фактически собственностью Святого престола. Но время было неспокойное, а иметь безопасное убежище в городе — дело совсем нелишнее. И ведь как в воду смотрел предусмотрительный папа Николай III Орсини!
Замок Сант-Анджело как убежище
Утро 6 мая 1527 года в Риме обещало быть ужасным. В предрассветном тумане разбойничья армия Карла V перешла в наступление. Среди его 35-тысячного воинства большая часть была немецкими ландскнехтами. А они – все, как один, фанатичные лютеране… Но были еще испанцы и итальянцы! И какая-то часть из них, вероятно, была пламенными католиками… Хотя напрасно было бы ждать от них милосердия: ибо все они были наемниками, которым давно перестали платить жалованье. Императорская казна опустела, и солдаты жаждали добычи…
Климент VII молился на коленях там, где бьется сердце католицизма — в великолепном, но плохо защищенном соборе Святого Петра. Ему было горько: нарушив свое слово и заключив союз с французским королем Франциском I, он, как политик, оказался не на той стороне, за что теперь приходится расплачиваться.
Слышны выстрелы пушек! Вот уже на самых ступенях собора святого Петра раздаются крики гвардейцев, умирающих за законного наместника бога… Да, швейцарцы сражаются героически, но силы явно неравны. Вот-вот головорезы войдут в базилику…
Захватчики ожидали увидеть понтифика, в полном облачении сидящего на троне, но того нигде не было. Святой отец скрылся… Придерживая свои длинные папские одежды, чтобы не споткнуться, он бежал по секретному коридору, что вел к укрепленному замку Сант-Анджело. Там он прожил, невыразимо скучая, целый месяц в осаде, пока императорская солдатня предавала огню его город и убивала несчастных римлян – от 55 тысяч его жителей осталось в живых не более 10 тысяч.
Своим существованием знаменитый коридор — Пассетто ди Борго — обязан интуиции Николая III, который в 1277 году приказал укрепить и расширить прямой проход, соединяющий дворцы Ватикана с замком Святого Ангела.
Секретный коридор Пассетто ди Борго
Сегодня Пассетто — предмет гордости римлян, привлекательная туристическая достопримечательность, которая время от времени бывает открыта для посещений. Попасть внутрь – дело удачи, но снаружи осмотреть исторически значимую постройку может каждый.
Взгляните на замок Сант-Анджело у бастиона Сан-Марко. Если вы не знаете, что ищете, то перед вами будет еще одна старая крепостная стена с несколькими арками. Внутри нее, в десятке метров над землей, прячется Passetto de Borgo — узкий туннель с небольшими прорезями окон, что чередуются вдоль стен коридора. Запасной выход для пап скрыт от глаз тех, кто проходит под стенами или смотрит на них издалека, верхняя часть виадука предназначалась для патрульной службы гарнизона.
Папа Александр VI из рода Борджиа! Тот, чье имя стало синонимом всех пороков. А ведь он был первым из понтификов, кому пришлось пройти эти 800 метров по тайному ходу. Наместник Христа спешно покинул свои апартаменты в последний день декабря 1494 года, как только в Рим, не встретив сопротивления, вошел во главе грозного войска французский король Карл VIII.
Конечно, грабить Вечный город — хорошая традиция, но не в этот раз. Тогда французам был нужен только свободный проход к Неаполитанскому королевству через папскую область, и у их короля не было дурных намерений касательно папы.
Роскошное жилище и сокровищница
Надо сказать, этот Александр VI особенно нежно любил Кастель Сант-Анджело, и если другие рассматривали бывший мавзолей императора Адриана как резиденцию сугубо временную, то он почти постоянно проживал в нем.
Борджиа провел в замке реконструкцию фортификационного сооружения, превратив его в боевой оплот. Завалил камеры боеприпасами, разместил продуктовые склады, хранилища масла и зерна, устроил цистерну для воды, чтобы было можно выдержать самые долгие осады, предусмотрел кладовую для хранения кованых сундуков с сокровищами римской церкви и ее секретными архивами.
Любитель комфорта, не забыл он об удобствах проживания: по трубам потекла горячая вода, интерьеры оформили лучшие итальянские мастера, была организована хорошая библиотека и чудесный внутренний дворик с фонтаном. Теперь по роскоши крепость не уступала лучшим дворцам правителей Италии. Здесь регулярно устраивались пышные приемы, театрализованные представления, а также… пытки и казни.
Этот слуга божий не считал зазорным полюбоваться видом мучений своих недругов. На счету недоброй памяти папы Борджиа голодная смерть в казематах замка Святого Ангела согрешившего Бартоломео Флореса — архиепископа города Козенца, загубленные жизни юного и наивного синьора недавно завоеванного города Фаэнца — Асторджо Манфреди и его младшего брата Джованни, гибель кардинала Джованни Баттиста Орсини.
Последнему было предъявлено обвинение в попытке отравления Александра VI. Мать кардинала, зная слабости Борджиа, предложила в обмен на сына драгоценную жемчужину. Его святейшество предложение принял, жемчужину взял и вернул арестанта. Правда, мертвым.
Замок Святого Ангела в качестве тюрьмы
Даже для Пассетто папа Александр VI придумал новое использование — по закрытому проходу проводили в узилище замка тех арестованных, чье заключение в тюремные казематы Кастель Сант-Анджело должно было остаться тайной. По городу ходили слухи о зловещих залах допросов, изобилующих железными орудиями пыток, что внушало трепет всем римлянам.
…27 декабря 1789 года в Риме Святая инквизиция задержала некогда ослепительного графа Калиостро, а теперь вновь простолюдина Джузеппе Бальзамо, побитого жизнью, обнищавшего и вступившего в полосу неудач. По совокупности обвинений, он был заточен в замок Святого Ангела. Но там по непонятным причинам (сработали магические способности?) занял вполне комфортабельное помещение из трех комнат, которое сейчас известное как «Калиостра». Да и смертную казнь ему, алхимику и масону, заменили на пожизненное заключение в тюрьме Сан-Лео.
Менее удачливые арестанты изнывали в темных, узких и сырых пеналах папского Алькатраса, где невозможно было выжить и из которых нельзя было убежать. Те, кому совсем не повезло, попадали в печально знаменитую камеру под названием Саммало или Сан-Марокко, расположенную позади бастиона Сан-Марко. Осужденный попадал в нее сверху, а, оказавшись внутри, был лишен возможности встать или лечь.
Судебные процессы проводились в так называемом Зале правосудия, казни приговоренных обычно проводились во дворе внизу, об этом своим печальным звоном объявлял так называемый Колокол Милосердия, установленный возле статуи Архангела Михаила на вершине замка. Но многие, из попавших в Кастель Сант-Анджело, еще раньше погибали в камерах.
А на вершине этого рукотворного ада, устроенного для своих духовных чад, в просторных папских апартаментах со сводчатыми потолками и окнами с панорамным видом текла счастливая жизнь главы их церкви.
Кто томился за непроницаемыми стенами
В казематах замка Святого Ангела в разное время находились в заключении:
- в XVI веке Бенвенуто Челлини, обвиненный в краже папских драгоценностей. Узник совершил невероятное: он сумел сбежать. За всю историю Кастель Сант-Анджело – это был единственный побег! На склоне дней знаменитый флорентиец написал книгу, где рассказал о своем дерзком бегстве.
- здесь был приговорен к смертной казни итальянский ученый и мыслитель Джордано Бруно, который даже после шести лет заточения отказывался покаяться в своих заблуждениях. Как нераскаявшийся еретик, он с кляпом во рту был сожжен на площади Цветов в Риме.
- в XVII веке застенок принял Галилео Галилея. Ученый был освобожден, когда вынужденно согласился принести публичное покаяние на коленях.
- в XIX веке во времена Рисорджименто замок стал тюрьмой для врагов пап. Сюда массово попадали римские патриоты, что боролись за воссоединение Италии.
С 1870 года замок Святого Ангела является собственностью итальянского государства. В 1925 году на его территории открылся Национальный музей.
Пленницы замка Сант-Анджело
Как ни удивительно, но среди заключенных в Кастель Сант-Анджело были женщины. И какие!
Надо заметить, что Возрождение было эпохой мужчин и женщин, чей внутренний мир часто отличался полярностью. Это было время людей, «обуреваемых страстями, чьи пышно расцветшие грехи временами заставляли вспыхивать их рвущееся через край благочестие».
Знаменитая красавица Катерина Сфорца, Тигрица из Форли. Яростная и неукротимая мстительница, ослепленная болью от потери любимого мужчины. Мудрая и справедливая правительница Имолы и Форли. Заботливая и ласковая мать, сделавшая тот самый легендарный и бесстыдный жест, который прославил ее на века. Храбрая воительница, что в течение многих дней успешно противостояла осаде французской армии, во главе которой стоял Чезаре Борджиа.
Катерина была взята в плен и заключена в Замок Святого Ангела. Обладая необычайной силой духа, она, находясь в маленькой и неудобной камере темницы, осмелилась противостоять понтифику. Проницательность ей подсказывала: стоит только отказаться от прав на свои территории, как с ней может приключиться необъяснимая болезнь желудка или каким-то чудом ее тело окажется в Тибре.
Опасаясь яда, Тигрица ела мало и каждую ночь задавалась вопросом, не задушат ли ее сегодня во сне. Не скоро — только через год — в июне 1501 года эта сильная женщина была выпущена на свободу из застенков замка Святого Ангела. Перенеся столько лишений, она сильно сдала и все-таки подписала документ, где отказывалась ото всех претензий на территории Имолы и Форли. Свои недолгие последние годы Катерина Сфорца посвятила детям, исследованиям в алхимии и занятиям по изготовлению косметических средств.
Есть еще одна женская судьба, роковым образом связанная с Кастель Сант-Анджело. Эту юную девушку с ангельской внешностью звали Беатриче, она была дочерью графа Франческо Ченчи, одного из самых богатых людей Рима. Несмотря на то, что Ченчи древний патрицианский род, глава семейства был человеком крайне недостойным. Жестокий, распутный и жадный, несколько раз он попадал в тюрьму, но каждый раз, уплатив огромные штрафы, получал прощение Климента VIII.
…Проклятый дом, полный боли и страданий! Все в нем подвергались жестокому обращению: мачеха, младшие братья и сама Беатриче. Напрасно бедная девушка писала Папе Римскому, надеясь на его помощь. А потом этот монстр, которого язык не поворачивается назвать отцом, стал насиловать бедняжку. Теперь ее жизнь стала настоящим адом. И тогда Беатриче задумала преступление, а все домочадцы согласились стать в нем соучастниками.
Вскоре мучитель был убит. По плану отцеубийство хотели выдать за несчастный случай, но не получилось. Началось следствие, и членов семьи заключили в тюрьму Кастель Сант-Анджело. Пошли допросы, унижения и пытки. Судьи не желали принимать во внимание никаких смягчающих обстоятельств и всем обвиняемым вынесли смертный приговор.
Горожане требовали помиловать несчастную, которая много претерпела от отцовской жестокости. Люди вспоминали, как ее отец сам откупался от преступлений. Но утром 11 сентября 1599 года палач обезглавил молодую девушку на мосту перед Замком Святого Ангела.
Похоже, в этом безжалостном процессе папские власти руководствовались исключительно соображениями наживы, поскольку на кону стояло огромное состояние семьи. После казни всех Ченчи конфискованное богатство перешло в руки племянника папы Климента VIII. Увы, понтифики тех времен вовсе не были образцами чистоты и святости.
А печальная история Беатриче Ченчи, превратившись в очередную легенду бурного прошлого Рима, стала вдохновлять поколения художников, музыкантов, писателей и кинематографистов.
Превращенный в музей
На протяжении веков строили и перестраивали замковые оборонные укрепления, меняли структуру и назначения помещений, усовершенствовали и украшали внутренние покои. А так как все работы шли без единого плана, то внутри современного замка Святого Ангела ориентироваться трудно. Музей располагается на семи уровнях, на которых рассказывает свою длинную историю.
В обличье античного мавзолея он предлагает подняться по спиральному пандусу к залу, где находились погребальные урны императоров. В музее хранятся фрагменты внешнего убранства гробницы императора и остатки ее скульптурных украшений. Первоначальный вход теперь находится на три метра ниже нынешнего, но если спуститься и пройти коротким коридором, то можно попасть в атриум, где в полукруглой нише некогда стояла огромная статуя Адриана.
Туристу, погруженному в военную историю, будет интересно осмотреть бастионы, орудия, пирамиды пушечных ядер, разобраться, чем, к примеру, отличается баллиста от катапульты и онагра, постоять у витрин с доспехами и экспозиций со средневековым огнестрельным оружием.
Можно посетить исторические тюрьмы Кастель Сант-Анджело, посетить потайную камеру, в которой более года был заключен Челлини, зайти в часовню, где узники произносили свою последнюю молитву перед исполнением приговора, посмотреть зал, где вершилось правосудие.
Дворик Ангела получил свое название потому, что здесь находится статуя архангела Михаила, которая до 1747 года украшала верхнюю часть замка, потом ее сменила бронзовая скульптура работы фламандского художника Питера Вершаффельта.
Этот внутренний двор ведет к апартаментам, где проживали понтифики от времен средневековья до эпохи Возрождения. Верхние этажи замка наполнены элегантными интерьерами, фресками, коллекцией картин и скульптур.
А самая верхняя терраса предлагает незабываемые виды на Рим.
Белокурый Тибр, мост, ангелы и привидения
«Белокурый Тибр», как называли его римляне из-за цвета осадочных пород, что вымывает его приток Аниен недалеко от Рима. Тибр никогда не был особенно широк, но был весьма коварен во время весенних и осенних паводков. Еще два столетия назад река могла превратить нижние части города в обширное болото, во время катастрофического наводнения 1598 года запросто можно было утонуть около Пантеона и на Пьяцца Навона, а в древнем Риме часть Форума затоплялась после каждого ливня.
Чтобы избежать подобных бедствий, своевольный Тибр в XIX веке заключили в тюрьму из массивных насыпных стен, идущих вдоль берегов.
Но мосты через реку в качестве связующего звена появились еще в античные времена. Сегодня Тибр пересекают 25 мостов, самый старый из них от современности отделяет 2300 лет истории. Многие из древних мостов облицованы травертином, который — удивительный факт! — с возрастом становится все белее. Под прямыми солнечными лучами такая белизна производит впечатление ослепительной.
Мост Сант-Анджело — самый красивый из мостов Рима и более прочих овеянный легендами. На сегодня он — единственный пешеходный мост. С пятью каменными арками, шириной 9 метров и длиной 130 метров от одного до другого берега — того, на котором нас ждет Замок Святого Ангела. Конечно, как же тогда еще мосту называться, как не Ponte Sant’Angelo!
Я склоняюсь над белым парапетом, в желтовато-мутной глади воды отражаются ангелы. Немало таких, кто полагает, что свое название мост получил в честь статуй. Но не стоит спешить с выводами, ангелы не всегда стояли здесь…
Две тысячи лет назад эту излучину реки облюбовал император Адриан для своего мавзолея. Это сейчас Тибр протекает по центральным кварталам Рима, а тогда правый берег реки был пуст — гробницы не допускались в пределы города. Неугомонный император, чье полное имя было Публий Элий Адриан, чтобы проложить путь к своему будущему мавзолею, построил мост Элий. И он все еще исправно служит римлянам. Прочность этого каменного моста действительно необыкновенная: ни одному потопу Тибра не удалось сломать или повредить его.
В четвертом веке нашей эры была построена базилика Святого Петра, главный путь к которой проходил через Элийский мост. И мост получил новое имя, став мостом Святого Петра. А потом в 590 году произошло чудесное явление архангела на вершине бывшего мавзолея, после чего величественная гробница стала Замком Святого Ангела, а ведущий к нему мост переименовали в Понте Сант-Анджело.
Впоследствии мост сочли подходящем местом, где можно в назидание горожанам выставлять трупы казненных преступников. Так в 1500 году состоялась первая «экспозиция». Тогда на мосту покачивались 18 тел повешенных — по девять с каждой стороны. Идея понравилась, и весь XVI век мост демонстрировал тела казненных и отрубленные головы.
Здесь рассталась с жизнью жертва несправедливости — юная Беатрис Ченчи. Говорят, что ночью, накануне каждой годовщины смерти бедняжки, по мосту проходит призрак женщины в белом платье. Фантом держит в руках свою голову с длинными волосами и подметает ими каменную мостовую.
Есть еще один трагический эпизод, связанный с историей моста. Произошел он в 1450 году, во время так называемого «святого» или «юбилейного» года. Подобное событие в католической церковной жизни происходит редко — раз в четверть века. По этому случаю в Риме собралась невероятная масса народа, желающего получить на льготных условиях полное отпущение грехов.
Празднование близилось к концу, когда случилась ужасная катастрофа. В субботу 19 декабря воодушевленные людские толпы, пополнив доходы папской казны и получив полное отпущение грехов плюс благословение папы Николая V, возвращались из собора Святого Петра. И вдруг под напором паломников рассыпался парапет моста… В образовавшейся давке и в холодной воде Тибра погибли без малого двести человек.
В 1527 году на мосту разместились мраморные апостолы Петр и Павел, а десять ангелов, что украшают мост, появились позже — в 1668 году по заказу папы Климента IX. Их создал великий скульптор Джан Лоренцо Бернини со своими учениками. Каждый ангел держит один из символов страстей господних: гвозди, терновый венец, кнут для бичевания и так далее. Даже в самый тихий день, когда нет ни малейшего шевеления воздуха, одежду этих ангелов словно обдувает какой-то средневековый ветер…
Рим — интересный город, но его Замок Святого Ангела способен ошеломить каждого. Не правда ли, друзья? До скорой встречи!
Оставить комментарий