Намибия — страна поразительной красоты, разнообразных пейзажей, богатейшей флоры и фауны, многоликого мира удивительных культур. Некоторые из ее носителей словно заблудились во времени: народ сан все никак не распрощается с кочевой жизнью первобытных охотников-собирателей, а вот, к примеру, гереро — те еще крепко привязаны к истории XIX века… Туристу, что только приехал и гуляет по столичному Виндхуку, вглядываясь в славные улыбающиеся мордашки школьников
в разноцветных формах или лица спешащих мимо молодых намибийцев, одетых, как и вся современная молодежь, в майки и джинсы, трудно определить к какому из дюжины проживающих здесь племен они относятся.
Вполне возможно, что каждый второй из встреченных местных жителей на поверку оказался бы гереро. Зато совсем не сложно отличить от прочих намибиек женщин этого племени.
О женской красоте и ее обладательницах
Мы, русские женщины, знаем абсолютно точно, где живут самые красивые представительницы прекрасного пола. Конечно, у нас в России. Вот и мой муж только что подтвердил мне это. От чистого сердца, а не потому, что иначе ужина не будет. Однако, сознавая свое превосходство, будем справедливы к менее удачливым этносам — славятся своей красотой тайки, стройностью эфиопки, изяществом японки, красочными нарядами индианки…
Что же касается женщин народа гереро… Вы никогда их не видели? О-о, это, скажу вам нечто. Их трудно пропустить, а уж увидев, особенно с непривычки, от них невозможно оторвать глаз. Красивая осанка, тонкая талия, высокая грудь, пышные бедра — все, что должно быть по определению у красавицы, все присутствует у женщин этого этноса.
И если женщины готтентотской расы, живущие по соседству с ними, часто страдают излишним отложением жира в области бедер — стеатопигией, то у женщин-гереро со строением ягодиц все в порядке. Настолько, что у этого народа, единственного в мире, существуют памятники упомянутой части человеческого тела. Об этом мы прочитали в интернете, но самим нам подобные памятники в путешествии не попадались, так что оставляем тезис на совести писавших.
Но тот характерный и неотразимый вид, о котором мы говорили, больше свойственен не юным красоткам гереро, но зрелым матронам… В Намибии, где бы вы ни шли — по улицам Виндхука, или чистенького Свакопмунда, да и в любом другом месте страны, в толпе вы непременно встретите монументальных дам, идущих медленной, величественной походкой в пышных платьях до щиколоток самых умопомрачительных расцветок и неимоверных рисунков.
Да уж, их наряды поражают воображение не только тканями, но и фасонами.
Знаменитые платья гереро
Нарядные платья, с длинным рукавом и неглубоким вырезом у шеи, пошитые из парчи, атласа, ситца с добавлением тесьмы, кружев и лент, а также более скромные повседневные в стиле техники пэчворк — из прямоугольных кусков разных тканей — предмет гордости их хозяек.
Никакого ширпотреба, каждый туалет шьется индивидуально – штучная работа, когда тщательно подбирается цветовая гамма и отделка. Правда, европейский глаз мало находит привлекательного в сочетании, скажем, зеленой парчи, алых капроновых лент и золотой тесьмы, зато африканки презрительно кривят губы на подбор цветов, сделанных белыми женщинами.
Пошив платья требует много примерок — никак не меньше пяти, все тщательно подгоняется по фигуре и идет в комплекте с платком на шее или коротким жакетом типа болеро или манто.
Невинные тайны наряда
А если нескромный ветерок на улице приподнимет краешек подола гереро, то мелькнут оборки пышной нижней юбки. Но озорник-ветер явил миру не все тайны костюма леди, на ней подобных нижних юбок, надетых одна на другую, может быть и шесть, и восемь штук…
Плотный кокон из десятка метров ткани — от шеи до лодыжек — укрывает каждую из представительниц прекрасной половины племени гереро. И это в такую-то жару! Однако случаев тепловых ударов у особ, одетых по всем правилам, не зафиксировано по всей стране.
А когда случается двум сердечным приятельницам идти по улице рядышком, то больше тут уже никому не пройти — весь тротуар занят объемными юбками этих колоритных особ. На головах у нарядных дам уникальной формы головные уборы — своеобразные шляпы, одновременно похожие и на чалму, и на треуголку Наполеона. Да уж, скажем прямо – красивое зрелище, группа таких женщин!
Мужская часть этноса одевается не столь интересно, но тоже не без исторического шика — их сложный костюм весьма напоминает немецкие военные мундиры XIX века.
Тенденции моды гереро до эпохи колонизации
1882 год ознаменовался грандиозной аферой: Адольф Людериц за сущие гроши приобрел у вождя племени нама кусок земли. После хитрой комбинации, вошедшей в историю как «мошенничество с милями», размер покупки оказался чуть ли не в 20 раз больше того клочка побережья, который аборигены были намерены продать.
Правда, самому Адольфу это жульничество особых выгод не принесло, поскольку не успел он продать обманным образом приобретенную территорию германскому правительству, как утонул в Оранжевой реке. С этого времени начинается германская колонизация будущей Намибии.
Однако немцы появились здесь гораздо раньше. Еще в 1842 году сюда прибыли члены Рейнского миссионерского общества, штаб-квартира которого базировалась в немецком городе Бармен.
Надо заметить, что в эти времена на территории страны царил такой же тропический климат, как и сейчас, а народ гереро в точности, как сейчас химба, разгуливал едва прикрытым, не испытывая абсолютно никаких признаков дискомфорта. Вплоть до начала двадцатого века можно было встретить представителей племени, украшенных спереди и сзади куском овечьей или козьей кожи с резными роговыми манжетами на запястьях и лодыжках.
Африканская мода: платье в викторианском стиле
Но в дело вмешались миссионеры. Они обучали мужчин-гереро строительству, ведению сельского хозяйства, а женщин их супруги обучали основам домоводства. Из аборигенов получались толковые работники в домах и на землях немецких поселенцев.
Однако все портил внешний вид. Особенно почему-то не нравился миссионерским женам вид дам гереро, что наносили визиты в пасторский дом топлесс. И началась активная просветительская работа с целью прикрыть одеждой нагие тела простодушных детей природы. А что для этого могло быть лучше, чем собственный пример?
Сами фрау, без сомнения, выглядели самым достойным образом: правильно и скромно, но следуя стилю уважаемых дам Ганновера и Дрездена. Одежда покрывает все тело, кроме кистей рук. Длина в пол, чтобы закрывать ноги. Открытые лодыжки — на грани фола. Рукава-буф, пышно присобранные у плеча. Юбки — оборки, струящиеся силуэты.
Сначала они были объемные, на кринолинах, но концу века согласно моде, стали более узкими и с турнюрами. На голове шляпка, в руках зонтик, на шейке — платок из легкой ткани. Это фасоны той моды, которая получила название викторианской.
Жены колонистов, приехавших сюда позже — в начале 1900 годов также явили отличный пример для подражания. И — удалось! Сначала как белые леди оделись дамы нескольких видных семей гереро, а за ними медленно последовали и другие женщины племени. Вот только неизменный атрибут викторианской моды — корсет — у них не прижился.
Постепенно у женщин гереро сложился новый имидж, который так характерно выделяет их из толпы. Начавший свое существование в колониальные времена и основанный на викторианских женских модах, их наряд стал традиционным.
Легкий способ почувствовать себя женщиной
Традиционный наряд с одинаковой гордостью носят леди гереро как в отдаленных сельских районах, так и в городах страны. Со временем платья стали намного интереснее и красочнее: каждое — неповторимый микс старинного дизайна и индивидуального стиля хозяйки, помноженный на ее собственное чувство прекрасного.
Но что интересно: названия элементов, составляющих сложный дамский костюм, гереро не обозначают в европейских терминам, а именуют их так, как на родном языке племени оджигереро назывались схожие детали некогда носимых ими кожаных одежд скотоводов.
Европейские женщины на пути к свободе давным-давно отбросили моду на длинные платья и многочисленные юбки, а женщины-гереро на протяжении более чем ста лет, отчаянно защищали свое право носить традиционное платье, рассматривая его как важнейший элемент своей культурной самобытности.
«Ооооох, только в нем я чувствую себя настоящей женщиной!» — сказала одна современная двадцатилетняя намибийка, держащая мобильный телефон в руках и затянутая в джинсы и шелковистую блузку, когда ее спросили о традиционном платье. Ответ был ожидаемым, ведь она по происхождению гереро.
Милые сердцу коровки
Красочные платья женщин дополняют сложные головные уборы из согласующейся ткани. Посмотрите, эти толстые валики из ткани не напоминают вам впечатляющего размаха рога коровы? А должны!
Веками скотоводы — гереро процветали на пастбищах Намибии. Отношение к овечкам и буренкам у них было самое трепетное. «Наши коровы знают, что пожевать, что пощипать в буше. Их молоко — целебное, что лечит от всех болезней. Вот овамбо — они лечатся деревом мопане, у которого листья похожи на бабочку, но наше молоко и масло куда лучше».
Для истинного гереро нет ничего более ценного, чем корова. Поэтому в глазах любящих мужчин-гереро женщины их народа предстают в максимально прекрасном виде драгоценных коров. Вот и постарались леди снабдить свой головной убор аксессуаром, что символизирует самое важнее и дорогое.
Выбранному образу как нельзя лучше соответствовало своими мягкими и закругленными формами платье и диктовавшийся им медленный стиль походки, вызывая в памяти образ хорошо откормленной коровы со свойственными ей неторопливыми движениями.
В любом другом месте назвать женщину коровой — означает нанести ей глубокую обиду. Везде, но только не в Намибии и не среди народа гереро.
О чем может рассказать платье
Количество нижних юбок говорит о количестве детей у ее обладательницы. Чем больше детишек, тем пышнее силуэт дамы, тем большим почтением к ней относятся. Иногда бывает, что весьма уважаемая особа своими завидными размерами просто не вписывается в магазинные двери.
Община гереро лояльно относится к появлению на свет внебрачных детей. Если матрона считает нужным поведать об этом пикантном моменте, то соответствующая юбочка делается чуть короче прочих.
Платье всегда длинное, но и тут возможны нюансы, характеризующие его хозяйку. Если оно длиннее некуда, что почти волочится по земле, это верный показатель исключительной серьезности дамы. Если на платье отсутствуют украшения — женщина сосредоточена на воспитании детей. Если украшения присутствуют, но при этом отличаются нестандартным характером, это знак женщины инициативной, стремящейся сделать свой дом особенно уютным и красивым.
Традиционное платье гереро символизирует место женщины в обществе. Такую одежду носят замужние женщины. Одевая этот наряд, новобрачная как бы говорит окружающим, что она с уважением относится к обычаям предков и что она готова принять на себя обязанности хозяйки дома и стать достойной матерью будущим детям.
Можно ли соврать одеждой
А может ли дама ввести в заблуждение общество шириной своих бедер, обманным образом надев больше юбок, чем ей полагается? Ответ: ни в коем случае. За достоверностью отображаемой информации бдительно следит свекровь, а также со всей ответственностью ее контролирует муж.
Что привело к восстанию племен
Уже несомненно, что история живет в платье женщин-гереро. Но это еще не все. Вряд ли кто полагает, что в Намибии взаимоотношения двух рас — белых пришельцев и черных аборигенов — складывались идиллически.
Когда сюда только пришли выходцы из Германии, местное население по своему составу было весьма пестрым, но точных данных о численности этносов нет. Только в 1907 году, когда восстание племен нама и гереро было подавлено, немецкие власти провели перепись населения, ставшую первой в истории страны. Численность основных групп племен до восстания специалистами оценивается примерно такими цифрами:
Гереро | 80 тыс. чел. |
Овамбо | 60 тыс.чел. |
Дамара | 35 тыс.чел. |
Нама | 25 тыс. чел. |
Германские колонизаторы были не лучше и не хуже английских, голландских, французских и всех прочих. Они обманывали и грабили все племена без исключения, когда удавалось, ссорили их между собой, следуя правилу «разделяй и властвуй». Разумеется, речи не было ни о каком юридическом равноправии колонизаторов и чернокожих подданных Рейха.
Общепринятое отношение к темнокожему населению наглядно отражают слова одного из офицеров колониальных сил Германской империи: «Негры – ужасные существа. Хищные звери, добиться уважения которых можно только плеткой. Они предназначены служить европейцам».
Новый XX век принес племени гереро беду: из-за сильнейшей засухи они лишились своих стад, а, следовательно, средств к существованию. Это вынудило их массово идти батрачить на фермы немецких колонистов. Тем самым гордые и воинственные туземцы лишились былой кочевой свободы. Но их и без того нелегкую жизнь, белые поселенцы сумели сделать абсолютно невыносимой. Недовольство накапливалось. Скоро отношения в колонии накалились до крайности, так, что в воздухе буквально проскакивали электрические искры.
Восстание гереро
В январе 1904 года случилось неизбежное — началось большое восстание гереро, которое продолжалось до 1907 года. Одновременно, но отдельно от гереро, выступило против немцев племя нама. Кто вышел победителем в обоих противостояниях — очевидно.
Но победа далась колонизаторам непросто. Военная энциклопедия дореволюционного издания говорит о противостоящих Германии гереро как о храбром и искусном противнике, что обладает всеми отличными качествами, нужными для ведения войны. Вооруженное ружьями, с большим запасом патронов 20-тысячное их войско явилось для немцев серьезным противником.
С восставшим племенем жестоко расправились без различия пола и возраста. Погибло примерно 65 тысяч его членов. В 2004 году Германия принесла извинения народу гереро за совершенный геноцид. В Намибию в 2007 году приезжал потомок беспощадного генерала фон Трота, руководившего подавлением восстания, и он сказал, что современные члены семьи стыдятся поступков своего предка.
В восстании нама было уничтожено 10 тысяч человек. Впрочем, кроме этих двух племен, остальная часть африканского населения во время военных действий практически не пострадала. Немецкая сторона потеряла убитыми 1365 человек.
Шрамы истории на одежде
Во время боев мужчины-гереро забирали форму убитых германских солдат, охотно выкупали ее у торговцев. Как вы думаете зачем? В племени бытовало убеждение, если носить форму врага, то можно забрать его силу. Абсолютно дикарское убеждение явилось причиной появления специфического вида мужской традиционной одежды. Надеваемая в исключительно торжественных случаях, она повторяет форму немецкой армии времен подавления восстания.
Логика народа, что продолжает носить одежду угнетателей, лично мне не очень понятна. Но гереро говорят, что их национальная одежда служит им постоянным напоминанием о немецком колониализме, о трагическом периоде жизни народа и вместе с тем она дает им ощущение победы над историей. Ну, им виднее.
Каждый год в августе по улицам Окахандья парадом проходят кланы гереро в своей национальной одежде. Мужчины в армейской форме XIX века маршируют перед вождями, которых они называют капитанами, словно солдаты Рейха. Тут же дамы в пышных платьях викторианской эпохи и экстравагантных головных уборах.
Все в сочетании с африканскими традициями и ритуалами. Демонстрацией племенной солидарности и живого национального сознания они отмечают день памяти своего главного национального героя — Сэмюэля Магареро, возглавлявшего восстание.
Гереро в настоящее время
В настоящее время численность гереро составляет около 130 тысяч человек. Те, кто живут в городах — часто ремесленники и торговцы. Но в большинстве своем они сельские жители. Районами традиционного обитания племени считаются Каоколенд и Дамараленд, входящие в регион Кунене, названный по имени одной из не пересыхающих круглый год рек страны, область Омахеке, включающую в себя историческую область Герероленд, центральная часть Намибии с городами Окахандья и Отживаронго.
В деревнях гереро живут в бесхитростных мазанках, сделанных из имеющегося у них в достатке строительного материала — коровьего навоза. Перед входом — очаг, на котором готовят нехитрую еду — кукурузную или маисовую кашу, мясо. Внутри жилища все просто – земляной пол, сундуки с нажитым добром, кровать, стол и стул.
Гереро полигамны, у них может быть до четырех жен, каждая живет в своей хижине. Причем жены всегда живут дружно, серьезных конфликтов у них не бывает. Ларчик здесь открывается просто: всех последующих жен мужу выбирает первая. Для многих женщин-гереро почетный статус первой жены предел мечтаний, ведь он позволяет почти все работы по уборке, стирке, уходу за козами, овцами, коровами и заботу о детях переложить на плечи младших супруг.
Что такое свакара
Прирожденные скотоводы, гереро стали успешными фермерами-животноводами. Они занимаются производством каракуля и каракульчи, в том числе такой редкой ее разновидности, как свакара. Не знаете, что это такое? Ничего хитрого: слово свакара образовано от сокращения South West Africa Karakul — южноафриканский каракуль.
Каракуль представляет собой разновидность овечьего меха. Вся его красота в меховых завитках и образованных ими замысловатых линиях. Цвет – чёрный и серый, реже — коричневый, совсем редко бывает молочного цвета. Интересно заметить, что само слово каракуль происходит от названия города Каракуль в современном Узбекистане. Каракульча – мех, сделанный из шкурки ягнят. Он ценится дороже.
В 1907 году из Бухары в Намибию были отправлены десять овец и два барана особой каракулевых породы. Скрестив иммигрантов с местными породами, получили сорт пустынных овец, дающих мех уникального качества. Он не имеет длинных беспорядочных завитков, вместо этого короткий сильный ворс образует волнистую структуру с промежутками между волнами. Свакара — самый дорогой вид каракуля. В Копенгагене на пушном аукционе шкурки из Намибии прямо рвут из рук.
Дорогая, легкая, нежная, мягкая свакара — это не только шубка, из нее выходят умопомрачительные вечерние туалеты и даже шьются купальники. Модели из этого эксклюзивного материала в коллекциях всех крупных домов моды, в том числе таких супертяжеловесов, как Prada, Gucci, Cavalli и Dona Karen.
Сувенир на память
Красивые и разные люди живут в Намибии. Каждая народность производит неизгладимое впечатление, о каждой на память хочется привезти домой сувенир. С гереро проблема решается просто. Купите маленькую куклу, одетую в точную копию красочных нарядов, тех, что с таким достоинством носят женщины этого племени.
Смотрите, сколько их! Есть игрушки в платьях богатых и блестящих, расфуфыренные красотки в одеждах столь любимых африканками кислотных оттенков розового и фиолетового, или куколки в более скромных облачениях в традиционную полоску… Выбирайте!
Комментарии к статье
Я слышал про них. Говорят, они какую-то газету или журнал себе на голову кладут, а потом платком заворачивают. Поэтому и получается такая веселая шапочка.
Шапочка, согласна с вами, Антон, веселая!
Оставить комментарий