Вот говорят: слово правды очищает и лечит. Но кто знает, что такое правда и где ее искать? Для кого-то правда может выражаться во власти, в силе. Для кого-то в материальном положении. Кто-то может быть уверен в том, что доброта, любовь, а также искренность и милосердие является правдой. А может быть, правда еще и в том, что человек живет не только настоящим, но и памятью о прошлом? Все ли факты, которым мы безоговорочно верим с детства, верны? Так думали мы, когда на подъезде к деревне Алешино заметили сельский погост, что спрятался в лесочке неподалеку от дороги. Где-то там, в чаще, если продраться сквозь лесные заросли и валежник, можно отыскать места упокоения членов семьи Арманд.
Стелой из черного мрамора там отмечена могила образцового и несправедливо забытого мужа пламенной Инессы — Александра Евгеньевича Арманда. На табличке соседнего захоронения рельефными буквами начертано имя его младшего брата Владимира, того, что был возлюбленным этой роковой француженки. Владимир, как известно, скончался в 1908 году от туберкулеза в Швейцарии. По желанию родственников его останки были перевезены в Россию и похоронены в Пушкино.
Но в советские годы начались работы по расширению Ярославского шоссе, которые по плану захватывали часть пушкинского кладбища, как раз ту самую, где находилось захоронение Владимира. И тогда потревоженный прах Арманда был перенесен на погост в Алешино.
Александр без Инессы
Во всех биографиях музы революции и «дорогого друга» Ильича (а их было при советской власти написано предостаточно) само существование Александра Евгеньевича проходило где-то на втором плане. Словно это был не человек, а некая служебная функция, которую, если нужно, включили, а минула необходимость – отключили.
Хотя его семейная жизнь с Инессой однажды прекратилась, но как человек он никуда не исчез. Более того, он даже пережил свою бывшую супругу на целых 23 года, скончавшись в 1943 году. Что же происходило с ним в эти годы? Как он жил?
Революция разорила Армандов, но там, за границей, у семьи еще сохранялась недвижимость и солидные вклады в банках. Однако никто из клана не уехал из России. Будучи потомками французов, они оказались русскими, как говорится, до мозга костей. Александр спокойно принял революцию. Как-никак он и сам принимал участие в ее подготовке, за что даже отсидел три месяца в тюрьме. И философски отнесся к конфискации всего огромного семейного состояния, считая, что это проявление социальной справедливости в действии. Но…
Если без фабрик и породистых лошадей можно жить, то без крыши над головой человеку не обойтись. А сколько у семьи было прекрасных каменных домов в Москве! Пять? Больше? Да еще несколько в Пушкино… А теперь, когда буржуазия массово выселяется из Москвы, где прикажете жить? Так волею обстоятельств Александр Евгеньевич летом 1918 года оказался в Алешино, бывшем имении Николая и Рене Арманд. И вся его дальнейшая судьба оказалась связана с этим небольшим селом.
Жизнь Александра Арманда в Алешино
И вот Александр Арманд, бывший гласный Московской городской думы, член нескольких комитетов при губернской власти, поселился с семьей в деревянном одноэтажном доме, где ранее жил управляющий имением, и начал вести крестьянское хозяйство.
Александр еще полон сил и желания приносить пользу. Но как? Не вязать же ему, инженеру, малярные кисти в Алешинской артели. Как использовать свои знания? И тогда он открывает мастерскую по починке сельскохозяйственных машин и участвует в строительстве общественной мельницы.
Однако бывший богач, фабрикант и землевладелец — слишком заметная фигура. Разве можно допустить, чтобы человек с недавней принадлежностью к эксплуататорскому классу жил без пригляда? Ведь международный капитал и буржуазия не могут угомониться. Желая помешать государству, строящему социализм, они способны на всяческие козни. Недаром великие вожди Коммунистической партии призывают наш народ не терять революционной бдительности.
И началось время испытаний для Александра Евгеньевича. Бдительные товарищи то лишали его права голоса, то восстанавливали в гражданских правах. Раскулачивали и выселяли с семейством, а затем возвращали и отдавали все изъятое.
А в начале 1931 года в Пушкинском районе один за другим начинают возникать коллективные хозяйства. Колхоз в деревне Алешино аграрии назвали просто и без затей — «Новое Алешино». Районная газета бодро рапортует: «Крестьяне бросают свои единоличные хозяйства и идут в колхоз строить общее социалистическое будущее». Александр Арманд тоже просит принять его в члены объединения. Его примут. И далее до самой своей смерти в 1943 году он будет заниматься ремонтом колхозной сельскохозяйственной техники.
Но и счастье не обойдет стороной Александра Евгеньевича. На одном из поворотов своей трудной судьбы он случайно встретится с простой девушкой Степанидой Карасевой, некогда служившей белошвейкой в богатом доме семьи Армандов. Они поженятся, через положенное время у них родится сын, и потечет их жизнь дальше со своими радостями и невзгодами.
Загадки Алешино
Вот так и бывает: оказываешься в какой-нибудь деревушке, которая вроде бы ничем не выделяется среди прочих, и вдруг с удивлением узнаешь, что ее история уходит корнями в глубокую древность. Таким оказалось небольшое Алешино. Вокруг самые обычные дома, в селе проживает всего 250 человек постоянных жителей, но его историческое прошлое полно интересных событий.
Упоминание об этом селении ученые отыскали в завещании великого князя Московского и Владимирского Василия II по прозвищу Темный, составленном аж в марте 1462 года. За несколько дней до кончины князя дьяк Василей Беда записывает его распоряжения и указания детям и жене Марии. Среди прочего в духовной грамоте значится: «Даю своей княгине Озерецьские села и с деревнями, да Михалевское и с деревнями, да Олешню и с деревнями». Тут как раз речь идет об Алешино.
Не удивляйтесь, но с названием села произошла вот такая трансформация: было Олешня, потом Алешня, а затем стало Алешино. Таким образом, оно никак не связано с созвучным мужским именем. А то мы, впрочем, как и многие другие, задавались вопросом: что за неведомый Алеша дал свое имя этому селу. Но тогда почему Олешня? Что означает это чудное слово?
Отгадку можно найти в одной из богослужебных книг, хранящихся в библиотеке местного храма. На фото другая — общедоступная — библиотека, что находится при входе в церковь. Любую книгу со стенда можно взять домой, прочитать, а потом вернуть обратно на полку в библиотеку.
Что же касается храмовых богослужебных книг, то среди них находится редкая старинная книга «Апостол», изданная в 1687 году. И раритет содержит такую надпись: «Дан оный святой Апостол в село Ольшню. Оное село прозвано тако якобы от ольх, росших на его месте, да и речка прозывается Ольшанка от ольшнякова леса». К слову, зарослей влаголюбивой ольхи здесь и сейчас очень много.
Есть еще одна загадка, на которую пока не нашлось ответа. Почему Алешино в списке населенных пуктов Пушкинского городского округа числится как деревня, хотя в нем издавна имелась церковь, и даже не одна? Не каждое село могло бы похвастаться двумя храмами, которые, к тому же, были бы расположены так близко друг к другу, как это было в Алешино.
Храмы в истории села
Александр Бутурлин, камергер цесаревны Елисаветы, очень нравился дамам. Молодой, высокий и статный красавец, он к тому же был весьма обходителен и хорошо образован. По долгу службы ему полагалось постоянно находиться рядом с дочерью Петра и сопровождать ее во всех поездках. Неудивительно, что 16-летняя кокетка обратила внимание на своего камергера. Это был достойный выбор.
Роман долго не продлился. Интриги семейства Долгоруких привели к тому, что сердечный друг цесаревны был удален от двора. Но недолгая связь с будущей императрицей обеспечила экс-фавориту головокружительную карьеру, обнаружившую у красавца наличие немалых воинских и административных талантов.
В 1730 году Бутурлин вторым браком женился на княжне Екатерине, дочери сподвижника Петра I Бориса Ивановича Куракина. И в качестве приданого за невестой получил село Олешню. И тогда в усадьбе появился усадебный дом, регулярный парк и система каскадных прудов на речке Ольшанке. К слову сказать, как ни была ветрена Елизавета Петровна, но теплую привязанность к Бутурлину она сохраняла долгие годы. Так, однажды летом 1756 года по пути в Троице-Сергиеву лавру она заехала погостить к нему в Олешню…
В 1749 году на средства графа Бутурлина в селе строится одноглавая каменная Казанская церковь с колокольней. Это был храм необыкновенно изящных архитектурных форм.
В 1833-1839 годах уже иной владелец усадьбы, генерал Муханов, на собственные средства сооружает Георгиевскую церковь.
В тридцатые годы XX века институт церкви подвергся жестоким гонениям. Храмы закрывались и уничтожались, а уцелевшие культовые здания переформатировались в культурно-просветительные учреждения, приспособлялись под склады и общежития. Казанская церковь была разобрана на строительные материалы, а из кирпичей разрушенного храма сложили силосную башню. Здание Георгиевского храма уцелело, но долгое время оно служило то клубом, то складом, то использовалось как мастерская автосервиса. Вернули его верующим в 1996 году.
Вот она, восстановленная церковь Великомученика Георгия Победоносца с высокой колокольней. Стоит-красуется в низинке, с трех сторон окруженная речкой Ольшанкой и прудом.
Храм красив не только снаружи, но и внутри.
Источник и купальня
В Пушкинском районе — удивительные родники. Свой источник имеется, наверное, в каждом его селении. Причем среди них только освященных насчитывается целых тридцать три штуки.
Вот и в Алешино, недалеко от въезда в деревню находится свой святой источник. Освященный в честь Казанской иконы Божьей Матери, он стал памятью разрушенному храму. Вкусную, чистую родниковую воду люди набирают целыми баклажками.
В православной церкви святую воду считают даром Господа. Она — источник благодати, что защищает от зла, исцеляет от болезней, как духовных, так и физических. Она помогает избавиться от страстей, которые являются первопричиной всех немощей.
Возле родника стоит бревенчатая купальня, разделенная на два отделения – для сестер и братии. Здесь можно погрузиться в проточную ключевую купель. Территория вокруг источника очищена и благоустроена. За порядком и состоянием этого святого места присматривают служители Георгиевского храма вместе с местным батюшкой.
Бежит вода из алешинского родника, торопится, начинает свой долгий путь к Москве. Сначала через заросли к речке Ольшанке, затем вместе с ней в реку Вязь, что впадает в Пестовское водохранилище. А оттуда, пополнившись водами могучей Волги, через каскады водохранилищ прямиком в городской водопровод.
Экологическая угроза
Беда только в том, что буквально в ста метрах от источника несколько лет назад был построен индустриально-промышленный парк с заводом по сбору и переработке полимерного сырья. Местные жители ощутили сразу на себе экологические последствия выхода этого предприятия на проектную мощность. А не заметить их было сложно: временами характерный запах токсичных выбросов накрывал всю округу, на береговой линии появлялись загрязнения, а по поверхности речки Ольшанки плыли непонятные хлопья бурого и черного цвета.
Деревня Алешино – жемчужина Подмосковья, тихий уголок с густыми лесами, чистыми родниками и водоемами. Здесь всегда дышали целебным воздухом и без опасений пили ключевую воду. Однако теперь эта местность оказалась в зоне экологической угрозы. А потом были выявлены и зафиксированы многочисленные нарушения и факты загрязнения окружающей среды. Неравнодушные жители начали борьбу с мусороперерабатывающим заводом и пока не намерены сдаваться.
В идеале, конечно, лучше было бы убрать отсюда сопряженный с рисками химический объект. Однако это непростая задача. Поэтому активисты пока намерены сосредоточиться на том, чтобы заставить предприятие проводить все необходимые мероприятия, направленные на защиту окружающей среды. И следить за тем, чтобы экологические работы выполнялись качественно и в полном объеме.
Тем временем промышленно-индустриальный парк разрабатывает свои планы по расширению производства и строительству новых заводов.
О сохранности исторического наследия
По соседству со святым источником, среди зарослей бурьяна и борщевика стоит полуразрушенное здание из красного кирпича. Приведена в порядок лишь его малая часть, где сейчас располагается действующий Алешинский фельдшерско-акушерский пункт. Но когда-то это был главный корпус земской лечебницы, построенной на средства семьи Арманд.
Кроме него, в состав больничного комплекса входили различные постройки: дом для доктора, кухня, баня с прачечной, изолятор, ледник и многие другие помещения, необходимые для функционирования земской больницы. Можно только вздохнуть, глядя на состояние этого исторического памятника. Не лучшим образом обстоят дела с сохранением наследия в Алешино.
Некогда прекрасный парк с огромными липами и неохватными могучими дубами тоже готов стать еще одним грустным воспоминанием об утраченном. Говорят, что в зеленом массиве современного села еще заметны следы прежней парковой планировки. Однако для нашего неискушенного взора они остались неразличимы, хотя сельская улица под названием Парковая настойчиво намекала на их ближайшее соседство. Но липы на ней обнаружились только около мемориала в честь воинов, павших в Великой Отечественной войне.
Речные достопримечательности
Ольшанка, как и многие реки Подмосковья, имеет извилистое русло, затопляемую пойму и медленное течение из-за небольшой разницы высот между истоком и устьем. Берега речки невероятно живописны. Попробуйте побродить по ним в июле, когда у линии уреза воды цветут дикие ирисы. Это настоящее чудо!
Но не только природа привлекает внимание рядом с Ольшанкой. На участке реки, который протекает через деревню Алешино, сохранился каскад из трех прудов. Верхний, небольшой прудик, находится около церкви Великомученика Георгия Победоносца. Средний и нижний пруды находятся на разных уровнях. Между ними проходит плотина с пешеходным мостиком.
Средний водоем и размер имеет средний. А самый большой — нижний пруд. Он зарыблен, и говорят, там можно поймать карасей, плотву, красноперку и лещей. Так что, любители рыбалки, берите на заметку! Желаем вам натянутых лесок и хороших уловов!
При Армандах и после них
Пока имение в Алешино числилось за Армандами, оно мало чем уступало тому, что было во владении Александра Евгеньевича в Ельдигино: большой усадебный дом, множество хозяйственных построек: сараи, погреба, навесы, молочная, водогрейка, конюшни, баня с прачечной, весы, людская, ледник… Разумеется, после революции это имение, точно так же, как и ельдигинское, стало государственной собственностью, вернее, перешло в ведение Сергиевского уездного исполкома.
В архиве Московской области хранится дело о муниципализации бывшего имения Арманд в Алешино. К документам дела приобщен этот план с расположением строений.
Через какое-то время, столкнувшись с появлением ряда проблем, государство вынужденно перешло к политике демуниципализации, которая подразумевала частичную передачу жилья населению и сдачу его в аренду. Причем вариант аренды был гораздо более предпочтителен для местных властей.
Так, девять алешинских построек взял в аренду сроком на пять лет отдел здравоохранения. Вероятно, это было связано с давним существованием в селе хорошей больницы. Ряд других зданий комиссия по демуниципализации решила продать, а оставшиеся передать отдельным гражданам. Обрадованные жители активно воспользовались открывшимися перед ними возможностями, завалив при этом власти просьбами о поблажках и льготах.
В своих прошениях селяне проявляли достаточную политическую смекалку, ибо они пестрели слезными и проникновенными выражениями типа: «принимая во внимание мою бедность», «не имею никаких построек в своем хозяйстве» или «нахожусь в плохом положении».
К тому же в этот период при решении всех вопросов не столько внимания уделялось объективным обстоятельствам дела, сколько личным качествам просителя. Вот где пригодилась соседская солидарность!
А потом почему-то скоро оказалось, что у жильцов нет должного бережного отношения к приобретенному жилищу и полностью отсутствует стимул для его сохранения. Сотрудники отдела коммунального хозяйства при плановых осмотрах бесстрастно отмечали, что граждане не производят ремонт и квартплату не вносят. Стоит ли удивляться при этом, что из всех усадебных строений уцелело только одно, да и то частично.
При Армандах в селе имелись библиотека, земская школа, несколько чайных и лавок. Магазин в населенном пункте, конечно, и сейчас существует, куда же без него? Стоит себе на разъезде дорог.
Что же касается школы, то ее в селе больше нет. Сегодняшним молодым алешинцам приходится каждодневно ездить за знаниями в соседнее Ельдигино.
Хотя в 1933 году в Алешино была открыта неполная средняя школа, которая разместилась в бывшем господском доме. Надо ли говорить, что и этого здания село лишилось. Правда, случилось это в огне пожара уже в 1990-х годах. С тех пор прошло не так уж много времени, но — вот удивительное дело! — теперь никто точно не помнит, где оно находилось. Одни из сельчан утверждают, что армандовский дом стоял неподалеку от церкви, тогда как другие полагают, что искать его местоположение следует где-то поближе к прудам. И кто прав?
Потомки Армандов и Алешино
И без того многочисленный клан Армандов за прошедшее время значительно разросся. Сейчас только в одной Москве проживает около полутора сотен его представителей. Все они — люди занятые, которые, однако, не забывают одной важной традиции: в середине сентября члены семейства — как молодые, так и возрастные люди — неизменно собираются в Алешино, чтобы навестить могилы похороненных здесь родственников и отдать дань памяти достойному человеку — Александру Евгеньевичу Арманду.
В тему:
- Что общего у плутоватого Гермеса, юных пионеров и кота Матроскина
- Заключающая в себе чудо — фасадная керамика купеческого Саратова
- Мистический мыс Бесов Нос Карелия – там, где остановилось время
- Туда и обратно – Карелия гора Воттоваара Загадки, мифы и реалии
- Маршрутом выходного дня в Музей техники Красногорск
Оставить комментарий