Плохое это было место. Суть в том, что на душе здесь становилось как-то муторно и тянуло беспричинно оглядываться, хотя и находилось оно недалеко от центра города. Впрочем, тут было бы неуютно даже в самый распрекрасный и солнечный день лета, что и говорить о сером и сумрачном ноябрьском дне, когда мы оказались на бывшей Крапивной улице.
Печальная картина — остатки крыши дома могут рухнуть в любой момент, повсюду разбросан мусор, со стороны сада полузасыпанные чем ни попадя ямы для погребов…
Совсем недавно это был крепкий особнячок, которому еще стоять бы и стоять. Да стали теснить его вдруг выросшие позади высотные новостройки. Увы, умышленными поджогами расчищают места под строительство не только в Ростове-на-Дону, но и в Саратове. Пусть не такие масштабные, однако «внезапные возгорания» стали привычным городским явлением, позволяющим быстро разрешить проблему с любым мешающим строением, будь оно хоть сто раз выявленным объектом культурного наследия.
Но смотрите! Под окнами довольно заурядной застройки керамические вставки из монохромных плиток, сразу добавляющие дому привлекательности. Декоративная отделка подобного рода станет предметом нашего сегодняшнего разговора.
Ну, а пока давайте обратим свой взор… к библейскому канону, или, попросту говоря, к библии.
О книга книг…
И создал Господь Бог человека из праха Земного, и вдохнул в него дыхание жизни, и стал человек душою живою…
Так написано в Синодальном издании первой из книг Ветхого Завета, а прахом в священной книге христианства называют глину.
Любопытно: сходный акт творения из нее первочеловека можно найти в мифологических текстах древних народов, весьма отдаленных один от другого как территориально, так и хронологически. Тысячелетиями о том же самом повествует Коран, аналогичное утверждение существует в иудаизме. Исключение составляет разве что буддизм.
Достигший просветления Сиддхартха Гаутама был единственным, кто честно признался, что не в курсе, откуда взялись люди и звери, поскольку когда он пришел в мир, все это уже было.
Наука, пытаясь разрешить ключевой вопрос естествознания о возникновении жизни на Земле, выдвинула теорию о «первичном бульоне», в роли которого выступал доисторический океан с неизвестными химико-биологических реакциями, протекающими в нем, и миллиардами лет последующей эволюции.
Но вот что особенно удивительно: по результатам последних исследований американских ученых, опубликованных в Научном журнале Scientific Reports, на роль такой благоприятной среды для образования первичных биомолекул куда больше, чем океан, подходит древняя глина с ее комбинацией активных минералов. Примерно такая, как та, что существует на геотермальных полях Узона и Долины Гейзеров, находящихся на нашей Камчатке.
Удивительный материал глина
Откуда взялась глина? По современным представлениям, она — продукт геологических процессов разрушения скальных пород. И этот бесформенный материал обладает поистине волшебными свойствами.
Еще по времена палеолита люди заметили, что смоченное водой, глинистое вещество становится мягким и пластичным, и тогда из него можно вылепить миску, горшок, обмазать им ветви и сучья, чтобы получить кров над головой.
Подобным образом до сих пор в Африке сооружают хижины в глиняной обмазке и глинобитные дома. Причем такие постройки удивительно долговечны! Нам встречались они на землях Намибии и Ботсваны, изнывающих от зноя при хроническом отсутствии дождей. Например, вот так выглядит местный особняк в деревне химба.
Высушенные на солнце, изделия из этого материала прекрасно сохраняют форму, прочны и удобны для использования в быту. А будучи прокаленными на огне, обретают крепость камня. Так на свет появилась керамика, чье название произошло от keramos — слова, которым греки обозначали глиняные изделия, прошедшие обжиг.
И с гор я спустился в долину,
Развел над рекою костер,
И красную вязкую глину
В ладонях размял и растер.
Кстати, она бывает не только красной, а самых разных цветов — серого, белого, желтого, коричневого, зеленоватого, черного. Как оказалось, по-разному окрашенные глины обладают разными свойствами.
Работа с этим неисчерпаемо богатым и универсальным материалом породила десятки профессий. Человечество, не осознавая того, живет в мире керамики.
Разные грани керамики
Изделия из глин или их смесей с минеральными добавками, что прошли последующий обжиг при высоких температурах, широко применяются в самых разных областях человеческой деятельности. Говорят, керамика — безошибочный показатель степени цивилизованности общества. Итак, она используется:
- Как незаменимый материал для науки, промышленности, медицины, искусства, а также в производстве посуды и других изделий;
- В строительстве керамику неизменно представляют черепица, канализационные и дренажные трубы, керамзит, санитарно-технические изделия;
- В архитектуре у нее почетная роль декоративного материала: глазурованный кирпич для облицовки, керамические плитки, изразцы, разноцветная майоликовая мозаика.
Декоративный эффект архитектурной керамики необычайно силен. Материал древний, если верить легендам, то многоярусная Вавилонская башня в Месопотамии была сплошь украшена керамической плиткой, отчего циклопическая святыня сверкала на все царство чудесной радугой, поражая народы Древнего Востока. В настоящее время облицовка фасада керамической плиткой представляет собой широко распространенный тип отделки.
Керамика и четыреста лет истории города
Саратов – старинный российский город, за плечами которого более четырех столетий истории. Однако в нем практически не найти памятников зодчества старше двухсот лет. А причина в том, что на своем сегодняшнем месте он укоренился не с момента основания, а на столетие позже, в конце XVII века. С этого момента началась трудная жизнь пограничного поселения…
Затем был хаос бунтов, погромы в народных восстаниях и последующий за ними упадок… И все эти радости провинциального городка перемежались ногайскими и калмыцкими набегами, куда добавлялись регулярные и опустошительные пожары… Не удивительно, что зданий даже от века XVIII сохранилось не так много. Фактически вся старая архитектура города начинается с построек XIX века.
Ведущими стилями саратовской архитектуры считаются:
- Лаконичный и строгий классицизм — в постройках первой половины XIX века,
- Эклектика — «многостилье» второй половины XIX века, когда был построен основной массив зданий исторического центра Саратова,
- На фоне эклектики — рубеж ХIХ-ХХ веков — органично развивается модерн. При этом в ряду произведений архитектуры Саратова нельзя выделить какое-либо ведущее стилистическое направление.
В Саратове обогащение фасадов декоративной керамикой началось в период эклектики и достигло своего апогея во время расцвета модерна.
Глина, прошедшая благодаря рукам мастеров сложный процесс единения с другими природными началами — водой, воздухом и огнем, притягательно поблескивает со стен старых саратовских зданий в виде шлифованного кирпича, глазурованных плиток, мозаик и панно.
Посмотрите, как тогда талантливо строили. Поистине, Бог кроется в деталях!
Купечество и «купеческая» архитектура
На рубеже столетий главным и щедрым заказчиком одаренных зодчих по всей стране становится купечество, которое с XVIII века представляло одну из основных групп населения России. К началу XX века купцы составили ядро отечественной торгово-промышленной элиты страны, хотя среди предпринимателей встречались люди разных социальных групп.
Не могу молчать! Однажды почтенное сословие предпринимателей и торговцев нечаянно-негаданно обзавелось злым гением. Им стал небезызвестный публицист Добролюбов, написавший в 1860 году самизнаетекакую статью. С той поры за русским купечеством потянулась худая слава «темного царства».
В советское время считалось хорошим тоном воспринимать его только так и не иначе, всех оптом и каждого в отдельности. Для контраста со светлой действительностью. Ведь как это говорится у Булгакова? Без тьмы нет света?
На деле менталитет русского купечества уже к добролюбовскому времени изменился: вырос его образовательно-культурный уровень, купцы прониклись идеями общественного служения, гражданского долга. Тем не менее, у них была своя особая система ценностей, свои вкусы, свои бытовые особенности и отличительные черты делового уклада жизни. Конечно, накладывала свой отпечаток также этническая принадлежность.
Губернский Саратов начало XX века встретил населением в 140 тысяч жителей и 156 предприятиями, в числе которых были 13 мельниц, 6 чугунолитейных заводов, 27 маслобоен, 3 табачных фабрики, 9 мыловаренных заводов. Незыблемой основой местного благополучия всегда были добыча рыбы, соляной промысел и хлебная торговля. Позднее к этим трем слонам, превратившим пыльный городишко в подлинную «столицу Поволжья» с развитой системой торговли и промышленности, присоединился четвертый, которым стало маслобойное дело.
Саратовское купечество составляли люди разных национальностей (например, имелась многочисленная немецкая диаспора) и разных конфессий, среди прочих здесь существовала представительная старообрядческая община. Все это определяло разнородность вкусов, а, следовательно, и видов купеческих строений.
К тому же на архитектуру накладывала свой отпечаток специфика возводимых зданий. Однако на основе своей функциональной принадлежности все они могли быть разбиты на следующие группы:
- усадьбы и особняки,
- доходные дома, которые строились для сдачи квартир в наем,
- торговые и производственные строения,
- сооружения, возведенные на пожертвования купцов.
Архитектурная керамика была представлена на различных типах саратовских зданий, ее не найти, пожалуй, только на производственных корпусах.
Все это строилось целой плеядой блестящих архитекторов, выпускников специальных высших учебных заведений Москвы и Петербурга — Салько, Мюфке, Люкшиным, Зыбиным, Каллистратовым, Терликовым и другими, чья жизнь и деятельность на долгие годы оказалась связана с Саратовом.
Имею честь вас пригласить
Я обращаюсь к вам таким манером, каким в старину пользовались купцы, желая произвести на собеседника наилучшее впечатление. И вот я имею честь вас пригласить на прогулку по центральной и непарадным улицам городского центра чтобы вглядеться в здания саратовской купеческой архитектуры.
Как ни жаль мне огорчать вас, но в Саратове нет ни единого, даже самого скромного зиккурата, зато полно домов, фасады которых имеют особую изюминку в виде отделки глазурованным кирпичом (кстати, такой кирпич носит название лицевого). Иногда он покрывает всю стену, иногда экономно инкрустирует здание притягательными деталями.
Особняк присяжного поверенного Скворцова с лицом египетского сфинкса — одно из роскошных зданий Саратова, построенных в стиле модерн. Любопытные сведения о нем можно почитать вот здесь. В отделке дома использован бежевый и серый глазурованный кирпич и фиолетовая керамическая плитка.
Но самым шикарным в Саратове, а к тому же самым большим, насыщенным всеми мыслимыми техническими усовершенствованиями, был доходный дом преуспевающего купца второй гильдии мыловара Ананьина.
Фасад здания украшают керамические вставки из глазурованной плитки.
Об этом броском старинном особняке краеведам мало что доподлинно известно, разве только то, что принадлежал он до известных событий первогильдейному купцу Сатову. Но вот сколько я себя помню, нижний этаж здания занимал магазин «Свет».
Неудобно даже называть его словом дом, ведь это настоящая саратовская сказка: эркер, замысловатые башенки, шпили, резной флюгер, лепнина, переплеты больших окон причудливой формы… Прямоугольные вставки на фасаде покрыты гладкими глазурованными плитками синего и болотного цвета.
Пришедшие из глубины веков для новой жизни
Три тысячи лет назад Вавилонское царство переживало очередной период взлета. Если чего тогда и не хватало процветавшей стране, так это дерева и камня. Зато было изобилие глины в долине между Тигром и Евфратом. Благодаря мастерскому использованию местного строительного материала красивейший город знойной Вавилонии получил славу в веках.
Со времен шумеров наружная сторона стен зданий облицовывалась цветными глазурованными кирпичами, из которых складывались орнаменты и огромные изображения зверей. Образцы древнейшего кирпичного производства, облитые по лицевой стороне почти сантиметровым слоем защитной глазури, оказались столь прочны, что сохранились до наших дней и теперь, став музейными экспонатами, радуют своей яркой красотой взоры посетителей.
А теперь от древнейших аналогов керамической облицовки вернемся в Саратов. Ну, развалин, конечно, и тут хватает, но сегодня не будем о плохом.
Облицовка керамикой по-саратовски
Это здание, построенное в середине XIX века, в начале XX века подверглось переделке и тогда же было надстроено третьим этажом. В результате получилась архитектурная достопримечательность, в которой богатейший саратовский мукомол разместил торговый дом своего имени — «Эммануил Иванович Борель».
Посмотрите, какой благородный фасад!
В декоре парадной стороны дома тонко использована сочетание керамики четырех цветов, трех типоразмеров и двух видов — облицовка глазурованным кирпичом и отделка стены схожей керамической плиткой.
Как прошлое окрашивается в теплые тона
Этот уголок города — сплошная ностальгия по детству. До революции этот дом, отделанный плиткой цвета морской волны, был собственностью состоятельного купца Красовского, о котором, кроме его фамилии, мне ничего неизвестно.
Но сам дом я хорошо помню. Во времена моего детства нем находилось несколько примечательных магазинов: похожий на шкатулку с хохломской росписью магазинчик «Табак», куда меня неудержимо тянуло, но заходить я почему-то стеснялась. Остается загадкой, как не сгинул он в лихие 90 годы, как остался на плаву и каково ему, торгующему табачными изделиями, сейчас?
А был еще магазин «Пряники». Боже, мой, как в нем дивно пахло! Уходить не хотелось! Но, конечно, самое главное — магазин игрушек «Буратино». Пожалуй, добрая половина наших с братом игрушечных богатств была куплена здесь.
Мы часто гуляли тут всей семьей. Традиционно семейная прогулка завершалась просмотром какого-нибудь фильма в кинотеатре Пионер, что напротив достопамятного дома, иногда мы шли за самыми вкусными конфетами в «Белочку» — известный каждому саратовцу кондитерский магазин, знаменитый своими дубовыми буфетами и стойким ароматом кофе, а в особенно счастливые дни заходили в царство кукол, солдатиков, машинок…
Что такое люстр
Кто из саратовцев начала века не знал Веру Петровну Бестужеву! Ведь это ее двойник в обличье сфинкса с кислым видом взирает сверху на пробегавших мимо горожан! Ибо таким образом господин Скворцов пожелал увековечить облик милой супруги на фасаде своего особняка. Перед нами интересное здание – доходный дом, оставшийся ей в наследство от отца — богатого купца первой гильдии.
Перестраивал дом известный саратовский архитектор А.М. Салько. Тогда фасад дома получил богатый декор из лепнины, ажурный балкон и горизонтальные полосы из плиток голубой поливы. Видите, как они поблескивают, словно нефтяная пленка на воде? Это люстр играет на керамике…
Известная с древних времен, облицовочная плитка по большому счету не изменилась — это все те же квадратные или прямоугольные пластинки из обожженной глины с покрытиями либо без них. Покрытия носят название керамической глазури и могут быть самыми различными.
Одно из них — люстр, изобретенный на Востоке сложный состав с добавлением медных окислов, способный придавать изделию после вторичного обжига металлическое сиянье или перламутровый отблеск.
Чем кафель отличается от керамической плитки?
Я задала себе этот вопрос, когда впервые увидела еще одно строение эпохи модерна – бывший особняк присяжного поверенного Дыбова, а теперь детский сад.
Облицовка — ну вылитый кафель из ванной! Для тех, кто, вроде меня, не в теме, даю ответ: то, что мы привычно называем словом кафель, — всего лишь одна из очень многих разновидностей керамической облицовочной плитки. Но для отделки фасада он не используется.
Волшебство превращения — майолика, фаянс, фарфор
Керамическая плитка может быть гладкой или рельефной, белой или цветной, покрытой эмалью или нет. Все зависит от использованных глин, пигментов и особенно от технологии изготовления. К примеру, среди поливной, то есть покрытой глазурью керамики выделяются такие ее виды, как майолика, фаянс, фарфор, шамот.
Керамисты Востока не спешили делится своими производственными секретами с европейскими коллегами, потому европейцам приходилось изобретать свои собственные техники. Так в XV веке была ими придумана майолика.
Она представляет собой прочное изделие двойного обжига с пористой основой из цветной (в отличие от фаянса и фарфора) глины. После первой огненной купели оно покрывается непрозрачной оловянной глазурью, по которой идет роспись яркими красками, а потом все это поверху эмалируется вторым, теперь уже прозрачным слоем глазури, и снова идет в тысячеградусный жар печи.
В технике майолики изготовляются декоративные плитки для облицовки, наличники, посуда и предметы сервировки (знаменитая Гжель – не только широко известный и популярный фарфор и фаянс, но и традиционная майолика), сувенирные скульптуры, панно, а также изразцы.
Пряничный домок-теремок
Но тут такое дело: изразцы хоть и являются подвидом майолики, однако у них имеются свои особенности. Например, на изнаночной стороне изразца в отличие от плитки имеются выступы в виде открытой прямоугольной коробки – так называемая румпа, предназначенная для более прочного крепления в кладке. Ну то так, к слову, а теперь к сути.
Благотворительность была неотъемлемой чертой саратовских купцов, впрочем, как и вообще российского купечества. На их средства строились храмы, библиотеки, приюты, образовательные учреждения. Больница Поздеевой — пример медицинского заведения, построенного на купеческие пожертвования.
Вот уже больше ста лет она функционирует по своему предназначению, сейчас в ее стенах размещается детская инфекционная больница. Лечебное учреждение изначально предназначалась для детей, а потому было очень интересно устроено изнутри: палаты не имели углов. Купеческая вдова Д.С. Поздеева не пожалела средств на «богоугодное деяние», а архитектор В.Л. Владыкин вложил в работу всю душу.
Все оттенки искусства майолики в Саратове
Вторая половина 90-х годов XIX века привнесла в жизнь Михаила Врубеля множество перемен – любовь всей его жизни, новые важные знакомства с артистами, художниками, композиторами, а также пылкое увлечение майоликой. Тогда он много работал и экспериментировал с ней в керамической мастерской «Абрамцево» — детище общественного деятеля и мецената Саввы Мамонтова.
Яркое и сочное богатство майоликового убранства особняка К.К. Рейнеке, выступающее на фоне глазурованного светло-песочного и зеленовато серого кирпича, было изготовлено в абрамцевской мастерской в начале 1910 года. На доме два майоликовых панно: большое, где с девушки в голубом невесомо и самозабвенно кружатся в танце над фантастическими цветами, и малое, где воины в характерных варяжских шлемах куда-то плывут в ладье.
У специалистов есть основания предполагать, что данное панно сделано по эскизам Н.К. Рериха, а к созданию изразцов с павлином причастен Врубель. Поблескивает майолика и перламутровые изразцы – осколки далекого и, как теперь кажется, прекрасного прошлого…
Невероятно красивой и многокрасочной композицией из майолики можно полюбоваться на особняке, которым владела купеческая жена Анфиса Шишкина. Под дуновениями воображаемого ветра колышутся стилизованные изображения ирисов на длинных стеблях.
Дом, который построил Зыбин
Вообще-то Петр Митрофанович за 22 года работы в предреволюционном Саратове построил много домов. Созданные им оригинальные, добротные и красивые строения до сих пор радуют глаз жителей города. Фотографии некоторых из его творений иллюстрируют эту статью, но сейчас обратим внимание на особняк самого архитектора Зыбина.
Свой собственный дом зодчий построил красивым: шатровая башня, необыкновенная лоджия на втором этаже напоминает замочную скважину, фигурная решетка, круглое окно-ромашка. Здание справедливо считается украшением историко-архитектурной среды города.
За домом прятался дворик с круглой чашей небольшого фонтана. Архитектор позаботился сделать его уютным, собственноручно разбив клумбы с цветами и засадив плодовыми деревьями. Петр Митрофанович был счастлив в этом озаренном любовью доме: лад в семье, заботливая супруга, хорошие дети…
Такие майоликовые изразцы и керамические объемные вставки с растительным орнаментом разбросаны по всему зданию.
Сейчас в здании расположились структуры областного правительства.
Керамика на фасадах двадцатого века
В Саратове недалеко от «Липок» стоят два четырёхэтажных жилых дома. Их возводили под лозунгом «мы наш, мы новый мир построим» и сдали в эксплуатацию в тридцатые годы прошлого века.
Дома, появившиеся во время надежд на светлое будущее, похожи. Оба пророчески унылого серого цвета, со скромной декоративной полоской и геометрическим орнаментом из керамических плиток в виде шахматки на фасаде.
Красота, не потерявшаяся во времени
Если изо дня в день проходить мимо одних и тех же зданий, незыблемо стоящих на своих местах, то и мир кажется неизменным. Но это не так. Со временем все меняется, в том числе городское пространство. И дома меняются, иногда — до неузнаваемости.
Давным-давно, а точнее в 1910 году, был построен в Саратове замечательно красивый особняк. Краеведам он известен под названием «дом Иванова». Яркий образец стиля модерн с окнами оригинальной формы и изразцами с растительным орнаментом. Дивные майоликовые вставки шли по всему дому. Подобных им, пожалуй, во всем городе не сыскать.
Но вот как-то незаметно особняк превратился в настоящие руины, что глядеть больно. Вряд ли теперь его возможно реконструировать — случай запущенный. Значит, пойдет под снос. И вот вопрос, что появится на его месте…
Если тот памятник архитектуры уже не спасти, то посмотрите, на эту современную жилую многоэтажку. Она выросла на месте другого купеческого особняка.
Архитекторы обыграли формы прежнего дома, использовали в декоративной отделке новостройки мотивы с керамической плиткой и глазурованным кирпичом со старого здания. По-моему, вышло неплохо!
Комментарии к статье
Даша, я ненавязчиво начинаю влюбляться в Саратов 🙂 Вот действительно, как правило, города мы изучаем на бегу и в общем. В такие детали редко вглядываемся. А ведь, правда, в них скрыта истинная красота.
Спасибо, Саша! Саратов – он разный, боюсь, что он также может разочаровать в себе. Страна-то у нас одна, проблемы тоже везде одинаковые. На многое приходится зажмуриваться.
Оставить комментарий