Загадочно-красивая и уникальная готика… Она ассоциируется с витражами, несущими колоннами и каменным кружевом сводов. Что же характерно для готической архитектуры? Ярусы аркбутанов, ряды контрфорсов и стрельчатые элементы — крыши с заостренными башнями, копьевидные пинакли. Еще одной ее особенностью стали окна необычной формы — узкие с проемами, заостренными кверху.
В отличие от других городов, с готикой в Саратове дела обстоят плохо — ее там нет и никогда не было. Отсутствуют неприступные замки и кафедрали с исходящей от них возвышенной духовностью. Но мрак безнадежности этого обстоятельства был развеян еще во второй половине XVIII века, когда до России добралась новая эпоха в архитектуре. Неоготика стала новым воплощением готических традиций, обогатив их при этом элементами других стилей.
Работа российских зодчих в этом стиле, начиная с XIX века, шла в двух направлениях: с одной стороны, возводились храмовые сооружения (костелы и кирхи), с другой — строились общественные и промышленные здания, особняки и доходные дома.
Что же говорить о Саратове, который с давних пор имел тесные связи с Германией? Во времена правления Екатерины II на обширные территории Саратовского Поволжья стали прибывать иностранцы — «хорошие земледельцы, садоводы, скотоводы, а равно мастеровые». Среди новоприбывших были представители разных европейских народов, но большинство из них составляли немецкие переселенцы.
На рубеже XX века в Саратове и двух сотнях колоний, разбросанных вокруг него, уже проживало более 400 тысяч человек. Люди обживались на новом месте, первым делом возводили культовые постройки, строили жилые дома из кирпича, промышленные и общественные здания. Всё делалось с оглядкой на национальные традиции, с учетом сложившихся стереотипов, так, как это делалось на оставленной родине. Поэтому нет ничего удивительного, что готические мотивы ярко проступили в саратовской архитектуре.
Следует отметить, что окнам в готике придавалось огромное значение. Пожалуй, не было другого такого архитектурного стиля, в котором уделялось бы столько внимания декоративному оформлению оконных конструкций. И еще один момент. Оказывается, по мнению специалистов, саратовской неоготике была присуща интересная особенность: форма окон, характерная для нее, крайне редко встречается в других регионах.
Не сбылось…
В процессе адаптации на новом месте в иноязычном обществе переселенцам мощную поддержку оказывала религия. Вот почему в первую очередь строились храмы. Протестанты, составлявшие большинство, возводили свои оплоты духовной культуры, сторонники римско-католической веры — свои. Как правило, храмы в Поволжье получались красивыми, на загляденье, становясь настоящими произведениями искусства. Да и как могло быть иначе, если строились они со всем тщанием, умением и с большим вниманием к деталям, когда мастера вкладывали в работу всю душу.
Особой достопримечательностью нашего города мог бы стать католический собор святого Климента на бывшей Немецкой. К сожалению, от него мало что осталось — столько раз его перестраивали. Подробности о соборе можно прочитать в этой статье.
Не менее примечательна была лютеранская церковь святой Марии, что располагалась в самом центре Саратова на улице Радищева.
По воспоминаниям современников, особенно хороша была краснокирпичная колокольня лютеранской кирхи. Со своим остроконечным шпилем она служила главным ориентиром Никольской улицы. К сожалению, здание кирхи было полностью разрушено. К моменту разрушения в 1973 году шпиль и верхняя часть башни уже не существовали — они были спешно разобраны еще в военном 1942 году, чтобы не служить ориентирами для вражеских пилотов.
Сохранились рассказы очевидцев о том, как разрушали монументальную кирху. Даже в ее наполовину усеченном состоянии сделать это было нелегко — предки колонистов строили на совесть.
Ну а тем, кто интересуется немецкой храмовой архитектурой, можно посоветовать: ищите ее следы в поездках по области, посещая поселения Поволжских немцев. Только там еще можно отыскать не только руины неоготических церквей, но даже неплохо сохранившиеся объекты.
Саратовские мельницы
Примерами неоготических построек в Саратове могут служить здания мельниц, которые когда-то принадлежали кланам саратовских мукомолов немецкого происхождения — Шмидтам и Борелям.
Полагаю, чтобы придать зданиям сугубо практического назначения готический облик, местному архитектору Алексею Салько пришлось проявить незаурядное мастерство композиции и немалую толику творческой выдумки. Здания мельниц на волжском берегу заслуженно считаются одними из лучших промышленных сооружений Саратова конца XIX века.
На фото — напоминающее замок здание Малой мельницы Шмидта. Однако не стоит обманываться ее названием: своей высотой мельница не уступит современному восьмиэтажному дому.
Громадина является наглядным подтверждением того факта, что Саратов начала XX века был в Поволжье крупнейшим центром мукомольного производства, на мельницах которого из зерна ежесуточно вырабатывалось почти 60 тысяч пудов муки.
Фабрика братьев Кизнер и Глока
Еще одним примером немецкой промышленной архитектуры в готическом стиле является здание колбасной фабрики товарищества «Кизнер и Глок». Основателями этого предприятия стали поволжские немцы — четыре брата Кизнер, которые были выходцами из колонистов села Каменка Камышинского уезда. Накопив первоначальный капитал мелкой торговлей, они серьезно задумались о дальнейшем приложении своих сил и средств.
Особенно вдохновили начинающих предпринимателей радужные перспективы, связанные с переработкой мяса. Как оказалось, в Саратове практически не было мясоперерабатывающей промышленности, в то время как в немецких поселениях знали толк в изготовлении колбас — и сырых, и копченых. Вот Кизнеры и решили открыть колбасное заведение. В компаньоны дружные братья взяли своего приказчика по фамилии Глок.
Для своей фабрики партнеры выстроили оригинальное здание, которое украсила фигурная кладка, башенки, шпили, островерхие окошки. Предприятие Кизнеров и Глока процветало даже после начала Россией военных действий. Колбас производилось до 2500 пудов в год, а оборот достигал 25 тысяч рублей. Упадок начался после революции.
Сооружение, построенное в 1902 году, десятилетиями не имело должного ухода и к началу 21 века сильно обветшало. Но в 2010 году произошло чудо: оно было выкуплено и отреставрировано саратовским бизнесменом А. Олейниковым. Теперь здание предстает перед нами в своем историческом виде.
Очень хочется верить, что вопреки своей трудной судьбе в дальнейшем с ним ничего плохого не случится и оно продолжит дарить миру свою толику красоты.
Консерватория, окна-розы и витражи
Однако в Саратове есть здания, построенные в иных стилях, которым были приданы черты неоготики. Первое из них — здание саратовской консерватории, старейшего высшего музыкального учебного заведения. Построенное в 1902 году, оно почему-то не нравилось горожанам. «Элеватор» — так пренебрежительно отзывались о нем саратовцы.
Реконструкция внешнего облика здания была поручена архитектору С.А. Каллистратову, который с блеском выполнил задачу, придав сооружению совершенно новый вид. На консерватории образца 1912 года горгульи на фасаде, башенки и шпили слали привет Парижу. Преображенное в стиле модерн с использованием элементов неоготики, здание консерватории стало главным архитектурным символом Саратова.
Помимо стреловидных окон, готику прославили розы. Имеются в виду, конечно, не цветы, а определенные архитектурные элементы на фасаде. Их представляют круглые окна с фигурным переплетом, узор которых составлен перекрестьем и сплетением дуг. Их искусная комбинация имитирует лепестки цветка или звезду.
Консерватория может похвастаться парой таких роз, вписанных в квадратные рамы на боках угловой башни.
Интересно, что на старой фотографии эти окна-розы выглядят совсем по-другому.
Получается, что не только Каллистратов вносил изменения во внешний вид здания консерватории. Но кто, когда и почему?
Еще одна роза находится в верхней части большого стрельчатого проема, под которым ряд узких окон.
Часто подобной розой довершают узор из цветных стекол в окнах, так называемый витраж. Кстати, это звучное слово, что пришло в русскую лексику заимствованием из французского языка, переводится просто и бесхитростно — «оконное стекло» и не более того.
Однажды появившись в готической церковной архитектуре, витражи вскоре стали мейнстримом Средневековья. Орнаменты или сюжетные картины, собранные из кусочков цветного стекла, устанавливались в проемах стрельчатых окон. И тогда солнечные лучи, проходя и преломляясь через мозаичные композиции, наполняли внутреннее пространство храма неземной игрой света. А если на витраже был представлен библейский сюжет, то прихожане могли видеть яркую, пылающую всеми цветами радуги иллюстрацию к священной книге христиан.
Со временем витражные медальоны украсили окна городских общественных зданий, а затем сияющие композиции из разноцветных стекол проникли даже в особняки состоятельных горожан. Кто же поспорит: витражи привлекают куда больше внимания, чем обычные окна.
Вот такой витраж изумительной красоты сохранился на одном саратовском жилом доме постройки начала XX века. В это время среди модных тенденций на витражах доминировала цветочная тема.
Театр Мурава
Этот купеческий особняк своим узким фасадом едва втиснулся между двумя солидными соседями. Спрятанный в тени деревьев, он непонятным образом умудряется избегать внимания людей. Редко кто из прохожих поднимет глаза, чтобы рассмотреть его фасад. А между тем там можно увидеть кое-что интересное.
Во-первых, любознательный гражданин увидит зубцы, словно это не дом, а средневековая крепость. Вы ведь знаете, что форма зубцов, венчающих парапет крепостных башен, служила опознавательным знаком «свой-чужой» для группировок гвельфов и гибеллинов в итальянской междоусобице XII–XVI веков? Здесь выступы на стене сделаны в форме ласточкина хвоста, как у гибеллинов, и… как на стене Московского Кремля.
Во-вторых, скользнув взглядом чуть ниже, он наверняка обратит внимание на круглый оконный проем, в который вписана пятилепестковая розетка, и, наконец, хит сезона — стрельчатые окна!
В 1911 году в этом здании открылся «Театр Мурава», который совмещал в себе одновременно и театр, и синематограф.
У желтого здания есть еще один секрет. На месте окна первого этажа, что так режет глаз своей неуместно прямоугольной формой, в начале прошлого века находился весьма красивый вход.
Германское консульство
К началу ХХ века численность немецкой диаспоры в Поволжье неуклонно росла.
Особенно много немецкого населения проживало в Саратове, который издавна был центром притяжения поволжских немцев.
Они были представлены практически во всех социальных группах города — среди кустарей, рабочих и служащих, извозчиков и грузчиков, учителей и гувернанток, врачей и аптекарей, инженеров и чиновников. Немцы зарабатывали свой хлеб, занимаясь торговлей и предпринимательством, причем им принадлежали ведущие позиции среди купечества и промышленников.
Учитывая большую роль немецкой диаспоры в жизни губернии, а также с целью упорядочивания и повышения эффективности торговых и экономических связей региона с Германией, было принято решение об открытии консульства в Саратове. Здание для этой организации было построено в 1911 году.
Интересная история связана с консульством: оно дважды появлялось в городе и дважды закрывалось.
В первый раз его закрыли в 1914 году с началом Первой мировой войны. Спустя 80 лет, в 1994 году, консульство вновь открыли, но прежнее здание немецким дипломатам не вернули: к тому времени у красивого особняка появился новый и весьма могущественный собственник. Поиски достойного помещения для немецкого представительства затянулись надолго. Говорят, что здесь еще примешались какие-то сложности с местными властями, но в итоге консульство закрылось летом 2004 года.
Сделать фотографию здания бывшего Германского консульства оказалось непросто. Стоило отыскать его в тесноте квартальной застройки, как обнаружилось, что оно надежно упрятано за разросшейся зеленью. Невозможно было ни рассмотреть толком красивое двухэтажное здание, ни сфотографировать его.
Получилось только убедиться, что оно действительно своим видом напоминает готические сооружения: небольшие башенки по краям и в центре здания, малые окна со стрельчатыми проемами. И еще одно окно — классическое готическое, в верхнюю часть которого вписан круг с розой.
Оказалось, что охранный статус имеет не только здание консульства, но и его ограда. Забавно, но даже столбы ограждения вид имеют стреловидный.
Дом Эрта с призраками на стене
Старинное здание бывшего «Торгового дома Р. К. Эрт» является архитектурной достопримечательностью Саратова. В настоящее время оно принадлежит региональному отделению партии «Единая Россия», а в конце XIX века являлось собственностью успешного купца немецкого происхождения Роберта Карловича Эрта, который занимался импортом и продажей «земледельческих орудий и машин от лучших европейских и американских заводов».
По желанию владельца дом был полностью перестроен по проекту архитектора Терликова. В результате здание радикально преобразилось: украшенное башенками и орнаментальной кладкой, оно получило прекрасные готические окна с ажурным заполнением. В дальнейшем здание Торгового дома не коснулись значительные переделки, если не считать таковыми замену аутентичных оконных конструкций на пластиковые стеклопакеты и появление в 2015 году мансардного этажа.
Но до этого еще было далеко, когда на рубеже XIX и XX веков к дому был пристроен склад сельскохозяйственных машин и орудий. И тогда по распоряжению прогрессивных хозяев торгового дома на торцевой стене здания появилась, возможно, первая в Саратове наружная реклама.
Рекламное панно до сих пор украшает здание, на нем можно видеть полустертое изображение диковинной машины. Оказывается, это локомобиль — нечто среднее между классическим паровозом и автомобилем. Это несуразное чудо техники считается предшественницей всех тракторов.
Но на правой стороне здания должна была находиться еще одна рекламная панель с изображением молотилки! Однако подобраться к этой рекламе-призраку не удалось. Неодолимыми препонами встали железные заборы и дикорастущие деревья. Как жаль…
Деятельность торгового дома Эрта приносила хорошую прибыль, компания успешно развивалась. Дополнительно семья сдавала в аренду помещения и жилые дома, получала немалые доходы от владения механическим, кирпично-черепичным и чугунным заводами (какие роскошные канализационные люки там делали!). Но и расходы у них были немалые: значительные суммы шли на строительство мельниц, на содержание личной электростанции, дававшей свет 15 особнякам, включая дом губернатора.
Роковыми для дома Эрта стали годы Первой мировой войны. В это время делами фирмы уже занимался сын Роберта Карловича, и однажды его обвинили в сборе средств на нужды германского флота. Так это было на самом деле или нет, насколько обоснованным было выдвинутое обвинение — неизвестно, но семейству было предписано в кратчайший срок покинуть Россию. Что они и сделали, распродав все свое имущество.
Миражи особняка губернатора Кожевникова
Максимов, Шортан, Кожевников… Это фамилии людей, которые в разное время были хозяевами одного и того же особняка. Построил его в начале 19 века губернский прокурор и помещик Василий Максимович Максимов. Затем место владельца занял удачливый Егор Петрович Шортан, приходившийся зятем купцу П. Ф. Тюльпину — первейшему богачу и одному из самых влиятельных людей Саратова второй четверти XIX века.
У везучего человека и дом должен быть соответствующим! И действительно: усадебный особняк Шортана справедливо считался (и так еще долго будет!) одним из лучших в городе. Заметный с волжских просторов, он выделялся своим необычным готическим видом.
Наверное, именно это привлекло Матвея Львовича Кожевникова — человека яркого и самобытного. Все время своего губернаторства (1846–1854) он прожил в этом доме. Хлебосольный и радушный, Матвей Львович любил гостей и шумные застолья. Собрав общество интересных людей, он вел умные беседы. Оригинальности господину Кожевникову было не занимать. Говорили, что ему, по молодости служившему в кавалерии, даже сиденьем за рабочим столом в губернской канцелярии служило богато украшенное казачье седло.
Чувствую, вы уже предвкушаете встречу с домом, но… Не торопитесь.
Это старинная фотография особняка. И сделана она была уже не в лучшую пору его существования. На фото еще видны характерные оконные переплеты, присутствует изящная веранда и стрельчатая каменная колоннада на первом этаже.
А это то, что осталось от некогда прекрасного дома в готическом стиле…
Более подробно об истории и непростой судьбе этого особняка и усадьбы в целом можно прочитать в этой статье.
Построенные под немецким влиянием
Многие памятники архитектуры Саратова были построены под влиянием немецкой культуры. Однако не меньший интерес представляют и обычные жилые дома, построенные в конце XIX — начале XX века, к архитектуре которых имели отношение поволжские немцы.
Для таких зданий характерна общая устремленность ввысь, верх их фасадов украшают остроконечные щипцы, для них характерны острые шпили, декоративные башенки, а, порой, стрельчатые окна — те самые готические элементы.
Вам нравятся готические здания? Но теперь, полагаю, вы понимаете, чтобы увидеть средневековую готику и ее окна, вовсе необязательно ехать в Париж или Кёльн. В Саратове достаточно зданий и сооружений в стиле неоготики, к тому же, он находится к вам гораздо ближе!
В тему:
- Сейчас и 150 лет назад: магазин Чай и кинотеатр Пионер на проспекте Кирова в Саратове
- Крышки люков Саратова, малые памятники культуры и крик души на фоне чугунного кружева
- Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова и сюрпризы, что преподносила ей жизнь
- Странное происшествие с памятником в городском парке Саратова
- История и искусство лепного декора на примере Саратова
Оставить комментарий