Усадьба Архангельское – особый мир призраков прошлого и беспокойной прозрачной зелени. После странствий по его заповедным чащам, мы направлялись к лабиринтам стриженых боскетов. Казалось, наполненный воздухом и светом зеленый тоннель берсо ведет нас прямиком в XVIII век.
Но это было не так. На самом деле тропинка вела в прекрасный и строгий античный мир – к руинам из дикого камня, к балюстрадам, украшенным вазами, к мраморным постаментам с возлежащими на них львами и ассортиментом древних богинь и богов.
Причем следы присутствия одного из них были заметны еще на подходе. Я говорю о проказливом карапузе с луком и стрелами, ибо именно здесь мне попался Первый замочек – символ нерушимого союза влюбленных сердец.
Амур имеет крылья
В том, что работы у шалунишки здесь достаточно, мы убедились, когда увидели первую свадьбу. Организму, пораженному стрелой Амура, хорошо помогают цепи Гименея. Всесильный бог любви незримо порхал над газонами и любовался на дело своих рук.
Между тем, скульптурная фигура изящного мальчика-подростка Амура, что теперь обретается среди интерьеров дворца, некогда стояла в парке.
Где-то здесь, посреди этой теплой компании Нижней террасы.
В свою очередь во дворце, в специально созданной «Амуровой комнате», стояли две другие весьма примечательные скульптуры античного божества любви, которые после революции перелетели в Эрмитаж. Речь идет о совершенных творениях прославленного Антонио Канова – «Крылатый Амур» и «Амур и Психея».
Они были специально исполнены мастером для Николая Борисовича-старшего, вскоре ставшего первым владельцем усадьбы Архангельское из клана Юсуповых.
Амур, Психея, снова Амур и еще несколько раз
Великой повестью любви, рассказанной Апулеем, вдохновлялся не только Канова. Вот еще одна чудесная пара, украсившая собой вестибюль. Тут в нише уединились Амур со своей возлюбленной Психеей.
Обеды, балы, приемы… Поэтому непременной частью помещичьего дома являлись парадные залы. В роскошных поместьях и залы были соответствующие. В плафоне сферического купола Овального зала в облаках парят еще один прекрасный юноша Амур и его Психея.
Однако куда чаще бог любви изображался как маленький пухлый мальчик – путти.
Таких очаровательных малышей-ангелочков, как с крылышками, так и без них, немало разбросано по разным залам Большого дворца Архангельского.
На террасах парка яркая зелень недавно проснувшейся травы. Клумбы с расцветающими тюльпанами вплотную окружили фонтаны, а те оккупировала куча таких щекастых озорников. В одном путти совсем затоптали дельфина…
В другом лукавые мальчишки чуть не придушили длинношеюю птичку, скопом навалившись на бедняжку.
Но обращает на себя внимание факт, что все немногочисленные фонтаны усадьбы Архангельское абсолютно сухие, а ведь само слово «фонтан» происходит от латинского «источник». Так где же стремительный полет бьющей вверх струи воды? Почему она не журчит и не переливается из каменной чаши, что поддерживает ангелочек-путти?
Водные изыски архангельских садов
Все парковые водные системы – плотины, каналы, фонтаны, пруды – требуют своего набора гидротехнических мероприятий разной степени сложности. Например, при устройстве прудов нужны берегоукрепительные работы, мостики, водосбросы, при необходимости гидроизоляция дна. Созданию искусственных прудов предшествует перегораживание оврагов или выкапывание котлованов.
Чтобы звенели и пели фонтаны, играя водой, поражая и изумляя зрителей, нужны водопроводящие и напорные гидротехнические сооружения.
Князь Юсупов постарался на славу – для «архангельских садов» он выписал специальную гидравлическую машину. Она поднимала воду в высоко стоящий резервуар, откуда та самотеком бежала по деревянным трубам в парк.
Потом подъемный механизм заменила паровая новинка, установленная у реки на холме, а вместо старых деревянных поставили чугунные трубы, и «водовзводная» башня продолжила бесперебойное снабжение водой дворца и фонтанов Архангельского.
Барских прудов, было, вообще-то говоря, несколько – вырытые возле усадебки Воронки и Горятинские, запруженные плотиной у места впадения в Москва-реку речки Горятинки. Нижний – у санатория, а второй – по ту сторону Ильинского шоссе.
В дальнем, тогда обихоженном, Верхнем Горятинском пруду плавали рыбки, в жабрах каждой жарко горело на солнце по золотой серьге. Стоило позвонить в специально поставленный валдайский колокольчик, как они дружной стайкой поднимались на поверхность за угощением. По середине пруда был остров с птичником и пятью декоративными мостками. На 20-метровой высоте водовзводной башни, что сама стояла на высоком берегу пруда, была устроена смотровая площадка, укрытая огромным китайским зонтом для создания тени.
Теперь в пруду живут одни лягушки, берег порос сорной сныть-травой, а от башни сохранился лишь фундамент да фрагменты водоводов. Да и те следы скоро поглотит молодая поросль Горятинской рощи, как некогда камбоджийские джунгли растворили в себе великий Ангкор-Ват.
Главное украшение парка – его скульптуры. Хотелось бы мне написать, что они своей белизной оттеняют окружающую зелень, но не могу. Потому что все фигуры покрыты каким-то черным напылением. Толи это элементарная грязь, толи непонятный плесневый грибок.
Спуск по парадной лестнице запрещен – из-за нарушений гидрорежима вода много лет точила ее камень, так что даже парапеты отошли от ступеней. По ней срочно готовятся реставрационные работы. Да и подпорная стена тоже неотлагательно требует к себе внимания – покрытие местами обвалилось, обнажив кирпичную кладку.
Из хорошего – в 2019 году музей-усадьба отмечает свой столетний юбилей. К этой дате обещают восстановить исторический облик Архангельского и вернуть ему звание главной подмосковной усадьбы.
Синие дали Архангельского
Ах, если бы знал тогда князь Юсупов, к чему приведет его тщеславие! Но захотелось, видите ли, Николаю Борисовичу-младшему, чтобы императорская семья по дороге к своему подмосковному имению Ильинское, проезжала через княжеские земли! Вот и проложил он от железнодорожной станции до царской резиденции проезд, который спустя полтора столетия стал оживленным Ильинским шоссе и поделил Архангельское как бы на две части.
А потом дело размежевания усадьбы усугубил военный санаторий, корпуса которого раскинуты по всему парку, когда обнес забором из чугунных прутьев свои владения. Кстати, решетку эту вокруг усадьбы и санатория спроектировала архитектор Майя Каганович, дочь близкого сподвижника Сталина и наркома Лазаря Кагановича.
Вот так и получилось: то, что внутри ограды, вроде бы земля, принадлежащая музею, а то, что за ее пределами – уже как бы и нет.
А между тем, то, что мы обычно принимаем за территорию усадебного комплекса, всего лишь жалких 15 % от его площади. Исторически регулярную часть парка веером – с запада, севера и востока – окружали рощи, многолетними стараниями и трудом превращенные в пейзажные парки.
Сколько их – Князьборисова, Аполлонова, Горятинская, Быкова, Малиновая, Захаровская… Лесистые участки перемежались лугами и пашнями. Все это территория общей площадью около 800 га со статусом охранной зоны.
Силы зла наползают на исторические парки
В истории современных бедствий Архангельского ключевой вопрос – земля. Заповедная земля лакомый кусок для предприимчивых коммерсантов. Ведь ее можно продать под застройку, если снять охранный статус! Причем рыночная цена ее едва не достигает заоблачных высот.
В разграблении усадьбы кто только не поучаствовал… И представители властей, и Министерство обороны периода Сердюкова, и частные лица тянули к ней свои загребущие руки. Последние десять лет – время бесконечной борьбы с «темными силами» за сохранение луговых пространств и пейзажного парка подмосковного Архангельского.
Евгению Соседову из города Красногорска еще нет и тридцати. С 18 лет он защищает музей-заповедник от тех, кто зарится на его гектары. Сейчас он возглавляет подмосковное общество по охране памятников истории и культуры и продолжает героически, как в нескончаемом сериале, биться с чиновниками за усадьбу. Порой он даже выигрывает суды, но…
Нужна большая внутренняя сила, чтобы от этого не впадать в отчаяние. Евгению не раз угрожали, пробовали запугать, подкупить, скомпрометировать… В одиночку все делать тяжело, а наше общество очень пассивно.
Атака новобрачных на Миловиду
На высоком холме около Москвы-реки два здания-близнеца военного клинического санатория «Архангельское», за ними начинается крутой спуск к реке. Здания санатория построены в 1930-х годах прошлого столетия, и сейчас они уже сами по себе представляют памятники архитектуры советского периода. Но в начале XIX века на их месте стояли «ранжевая и лавровая» оранжереи.
И князь Юсупов придумал: напротив них, на макушках насыпных холмов, поставить две беседки. Для «любования» мягкими изгибами уходящей вдаль реки и незабываемыми синими далями. Сейчас весь вид закрывают растущие ниже по склону деревья, а тогда их подстригали.
Беседки были всегда популярным элементом обустройства парков и садов дворянских усадеб, но князь пожелал иметь здесь непременно беседки-ротонды. Ротонда – от латинского слова «круглый», у нее как обязательный элемент присутствуют колонны.
Может быть, это желание князя Юсупова было навеяно парковыми пейзажами непревзойденного Юбера Робера, что и теперь хранятся в залах его Большого дворца в Архангельском…
Увы, но ни одна из исторических беседок, известных под именем «Миловида», до нашего времени не сохранилась. Однако одна из них была частично воссоздана в 80-х годах прошлого века из оставшихся элементов.
Кованый мостик, проложенный к ней через овраг, чрезвычайно пришелся по душе новобрачным. Армия молодоженов сплошь завесила его замочками всех мастей, ключики от которых, согласно традиции, выброшены подальше, чтоб не найти.
На подходе уже новые клиенты Гименея – вон там под мостиком нежно целуется парочка…
А мы теперь давайте спустимся к воде.
По тропинке вдоль Москва-реки
От зданий санатория, находящихся сейчас на ремонте, вниз ведет лестница, впечатляющей длины, А дальше, как в сказке: направо пойдешь – к спортбазе придешь, налево пойдешь… Вот мы налево и отправимся. Сразу хочу предупредить, что в этом уголке парка не найти никаких иных чудес, кроме безыскусной прелести русской природы.
Смотрите, какое нас встречает желтое море одуванчиков. Ну как, проклюнулись у вас положительные эмоции? А помните школьное:
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые…
Волшебство подмосковной луговины составляют не только одуванчики, по краям тропинки голубеют незабудки. Отвоевывают себе место под солнцем кукушкины слезки. Красивая травка происходит из благородного семейства орхидей, из ее корней в старину деревенские колдуны готовили приворотное зелье. Впрочем, луговых трав тут много, а я не слишком сведуща в ботанике.
Тихо, просторно, людей на природе почти нет – лето только начинается.
Тропинка идет возле самой воды, на ней кое-где грязь, ничего не поделаешь – берег старицы Москва-реки низкий. На небольшой глубине видно илистое дно, на поверхности колеблются широкие листья водяных лилий, рыбка плещется, стайки уток скользят… Благодать!
В жаркий день от реки уходить жалко, но пора. Мимо поскрипывающих на ветру сосен начинаем подниматься в восточную часть парка.
Дорога к храму
По Архангельскому можно ходить бесконечно… Мы находимся в одном из тихих уголков усадьбы. Тут рукоплещет листвой настоящий лес, породы деревьев были специально подобраны еще в старину – клен, береза, рябина, липа и черемуха.
Дорога в гору идет зеленым коридором по дну бывшего оврага. Ветерок путается в листве, пахнет влажной травой, становится заметно прохладнее. Вряд ли владельцы усадьбы Юсуповы гуляли часто по этой части парка, но в лесном полумраке так легко появиться призракам минувшего…
С 30-х годов XIX века в усадьбе Архангельское радостные вопли: «Барин приехал!» стали раздаваться редко, а князь Николай Борисович-младший так и вовсе наезжал сюда счетное число раз. При том многие годы своей жизни он провел за пределами России, ища там исцеления от сонма разных хворей, беспрерывно одолевавших его.
Красивый 12-летний мальчик со скрипкой, увиденный нами на картине К. Робертсон, давно вырос. Музыку он по-прежнему любил самозабвенно, стал прекрасным скрипачом, сочинял собственные музыкальные произведения, но так и остался любителем. Для аристократа его уровня музыка могла быть чем угодно, только не серьезным занятием.
Пробовал служить на государственном и юридическом поприще. К делу, вроде бы, относился ответственно, но карьеры нигде не сделал. Не хватало той широты, размаха, умений и способностей, что были в избытке у его великого деда – знаменитого екатерининского вельможи.
Но если чем и занимался князь со страстью всю жизнь, так это коллекционированием. Причем Николай Борисович Юсупов-младший собирал не что-то одно конкретное, а самые разные предметы – драгоценности, табакерки, ноты, музыкальные инструменты, картины, автографы и письма знаменитых людей – благо в средствах не был стеснен ни в малейшей степени.
Тем забавнее выглядят рассказы современников о том, что в его доме фрукты, подаваемые на стол в замечательных серебряных вазах, из экономии были перемешаны с искусными, но, увы, несъедобными, копиями натуральных. Но скупым князь не был и реализовал себя в качестве мецената и благотворителя. Вот только один пример его щедрости: в русско-турецкую войну Николай Борисович полностью на свои средства снарядил санитарный поезд…
И еще. Если вы полагаете, что в XIX веке абсолютно все были религиозны, то ошибаетесь. Хватало людей относящихся к религии равнодушно или со скептицизмом, а то и вовсе отпавших от веры. В отличии от них, князь был всегда глубоко верующим человеком. Но случилось так, что однажды в своей жизни он пошел против воли матери и нарушил каноны церкви…
Большое чувство порождает большие проблемы
Татьяну Александровну Рибопьер и Николая Борисовича Юсупова-младшего связывали близкородственные узы. Они доводились друг другу сводными кузенами. Чтобы было понятнее, скажу так: молодые люди имели одну общую бабушку – помните княгиню Татьяну Васильевну Юсупову? – и разных дедушек. По законам православия это была недопустимо близкая степень родства, при такой брачный союз не освящается церковью.
Не удивительно, что этот роман вызывал в среде бомонда безудержные толки. Сам император Николай Первый выражал неудовольствие, Зинаида Ивановна Юсупова, матушка Николая Борисовича была против. Но… Большая любовь победила, молодые как-то сумели тайно обвенчаться и сразу же после этого отправились во Францию.
Накануне возвращения четы Юсуповых в Россию модный портретист Франсуа Винтерхальтер запечатлел на холсте молодую княгиню. Перед нами в жемчужной диадеме предстает очаровательная женщина, белое атласное платье, воздушная пена кружев, блеск фамильных драгоценностей… Потом этот портрет будет повторен в несколько ином варианте, где фоном выступит вид усадьбы Архангельское.
А дома супружескую пару ждали новые неприятности – Святейший Синод возбудил дело о незаконном венчании. «Незаконный брак не может сделаться законным даже через десятилетия давности». Трудно сказать, как все могло бы обернуться, оставайся на престоле Николай I с его жесткими и строгими мерками в вопросах семейной морали, касающихся придворного окружения.
На их счастье, на престоле вот уже два года был другой монарх. Теперь страна жила под властью царя Александра II. Его Императорское Величество заступился за супругов. Их оставили в покое – «без разлучения».
Но проблема имела еще один неприятный аспект – возникал вопрос о законности рожденных в браке детей, а отсюда правомочности наследования ими состояния Юсуповых. Ближайшие родственники – князья Голицыны – в предвкушении потирали руки. Но с этой трудностью справился сам Николай Борисович Юсупов-младший, ведь недаром он был выпускником юридического факультета со степенью кандидата права.
А как пригодилась тогда Николаю Борисовичу усадьба «Архангельское»! В ней в честь императора был устроен роскошный прием, и само событие увековечено очередной памятной колонной – теперь уже в честь Александра II. Увы, ее, стоявшую на оси Большого партера, разрушили в 1930-е годы.
Но признательность князя Юсупова по отношению к царю была столь велика, что он всю свою дальнейшую жизнь продолжал испытывать к монарху восторженную и трепетную благодарность.
Таинственны ее законы
До становления генетики как науки пройдут еще десятилетия. Однако на протяжении тысячелетий человечество эмпирически открывало и познавало законы наследственности, и хорошо знало о неблагоприятных последствиях для потомства близкородственных браков…
В семье родилось трое детей. Мальчик умер от скарлатины в возрасте двух месяцев, а девочки – Зинаида и Татьяна – на удивление будущим генетикам росли здоровыми, красивыми и очень одаренными. Наука, как известно, имеет много гитик.
Вот уже виден просвет в конце дорожки, и через арочный проем в центре здания Кладовой над оврагом мы выходим к Святым воротам.
Необычный храм архангела Михаила
У Святых ворот заканчивается асфальт. Аллея, ведущая к храму вымощена булыжником. Идти по камням трудно даже в кроссовках, но, наверное, так и должно быть, когда человек ищет дорогу к храму?
Впереди стена, бока которой покрыты мелкой галькой. Это так называемая глинобитная ограда. Возведенная еще при жизни старого князя Н.Б. Юсупова, она символически отделяет храм и все горнее от суеты мира.
По краям стены – столь оригинальные архитектурные изыски. Почему-то они надолго притягивают взгляд. Возможно, у них сугубо утилитарное назначение, например, для хранения хозинвентаря, каких-нибудь там лопат и метел. Но вдруг неожиданно понимаешь, что эти башенки с островерхими шпилями странно напоминают обиталища той силы, и духа которой не может быть на святой земле.
В арке видна церковь Михаила Архангела – маленькая, белая-белая, горка кокошников наверху, луковичные главки. Они крыты не железом, а таким же осиновым лемехом, что покрывает купола деревянных церквей в Кижах.
За ее скромным обликом почти пятисотлетняя история.
Будучи освященной в честь «архистратига воинства Господня» она дала и селу, и княжескому имению имя – Архангельское. С 1994 года в ней вновь регулярно проводятся богослужения.
Храм Михаила Архангела, уединенно стоящий на крутояре Москва-реки в живописном окружении берез и сосен, безусловно красив, но еще и необычен. Чем? Хотя бы тем, что:
- Вход в него сделан с северной стороны, тогда как по канонам ему полагается находиться с запада.
- Не одинаковой формой кровельного покрытия. Смотрите: в центре и на одном приделе – пирамида нарядных кокошников, на втором – гладкая четырехскатная крыша.
- Вместо высокой колокольни – крохотная звонница. Кому интересна тема колокольных звонов и сооружений для колоколов, могут почитать эту статью и еще вот эту .
- Особой конструкцией сводчатых перекрытий, своим внутренним и внешним оформлением, ну тут уж мы не будем углубляться.
На храмовой территории есть небольшое кладбище, на нем примечательный памятник белого мрамора работы скульптора Марка Антокольского. Долгое время он хранился вдали от людских глаз в Чайном павильоне, лишь совсем недавно – в 2016 году – его вернули на законное место.
Юная девушка, проникнутая возвышенными чувствами, закрыла глаза и обратила свое нежное лицо к небу. В руках у нее крест, под ногами розы, за плечами взметнулись распростертые крылья. Мгновение – и она устремится в полет к облакам…
На плите короткая надпись: княжна Татьяна Николаевна Юсупова. Родилась 14 февраля 1866 года скончалась 15 июня 1888 года.
Боже мой, да ей было всего только 22 года! Что же такое случилось с княжной?
Тайна княжны Татьяны Юсуповой
О ней почти не найти никакой информации в интернете. Феликс Юсупов, когда у него в эмиграции кончились деньги, написал воспоминания. Чтобы они хорошо раскупались, вспомнил даже о полулегендарной Суюмбике, поведал о пикантных моментах жизни родной прабабушки, а горячо любимой сестре своей матушки не посвятил ни строчки, словно ее вообще не существовало в природе.
В Большом доме Архангельского мне посчастливилось купить книгу «Княжна Татьяна» научного сотрудника музея Ирины Васильевны Никифоровой. Прекрасное оформление, хорошая бумага, единственное сожаление – издание клееное, читать нужно аккуратно. Но прочитала с удовольствием.
Узнала, что домашние звали младшую из княжон Танек, и что в последнюю весну своей жизни она безмятежно жила здесь в усадьбе у счастливой в замужестве сестрицы.
И вдруг из Архангельского 24 июня 1888 года к отцу в Берлин летит молния: У Танек небольшой жар, но у нас хороший доктор. Не волнуйся. Зинаида.
А через три дня следующая: Княжна Татьяна скончалась в полночь без страданий, не приходя в сознание
.
Внимательные читатели наверняка удивились расхождению в датах смерти княжны, но тут все просто – Российская империя еще жила по Юлианскому календарю, тогда как заграница давно вела отсчет времени по Григорианской системе летоисчисления.
По официальной версии Татьяна Юсупова умерла от тифа. Но не кажется ли вам слишком уж скоротечной болезнь для молодой и крепкой девушки? Странно и то, что более никого, даже малолетних детей, заразная хворь в усадьбе не затронула. И почему местом упокоения княжны Татьяны Николаевны выбрано Архангельское, а не ближнее Спасское-Котово, где в фамильной усыпальнице уже было похоронено пять членов династии? Не удивительно, что слухи в обществе ходили самые разные…
Сохранилось несколько детских снимков и портрет повзрослевшей Татьяны. Она была хороша собой, добросердечна, умна и талантлива. И несчастна. Человек, которого она полюбила – Поль, Великий князь Павел, не ответил на ее чувство взаимностью. Она видит семейное счастье сестры и от этого ей еще горше:
Их парус – апреля сияющий свет,
Звезда его путь охраняет.
Мой парус, напитанный влагою слез,
В далеких волнах исчезает…
Их чаши искрятся напитком любви,
Моя опрокинулась чаша…
Тот факел, что ярко горит для других,
Я лилией белой украшу!
Кто лучше всех мог знать историю династии Юсуповых? Конечно, князь Николай Борисович-младший, поскольку он лично готовил документы для ее внушительного двухтомника. И лучше других ему было известно, сколько фактов было надежно сокрыто от любопытных глаз в ее потайной части.
Семейная тайна, связанная с княжной Татьяной Юсуповой, была запрятана так глубоко, что ни одна подробность случившегося не просочилась за пределы дворца. Но считается, нет такого тайного, что, в конце концов, не стало бы явным. Вдруг неожиданно что-то всплывет?
Убитая горем семья отправит печальную весть в Париж. Ее получит некогда неотразимая красавица Зинаида Ивановна Юсупова, а теперь бабушка де Шово. Она переживет их всех – внучку княжну Татьяну, ее мать, свою нелюбимую невестку Татьяну Александровну, своего сына Николая Борисовича, что однажды внезапно умрет от разрыва сердца…
А вторая ее внучка Зинаида всю жизнь будет считать, что сестру сгубило древнее семейное проклятие. Рок, который ранее обходил женщин рода, теперь вдруг перестал их щадить. И будет винить в том себя… Но об том в следующий раз…
В тему:
- Внедорожный маршрут по дебрям Псковского края
- О колоколах, знаменитых звонах Ростова Великого, веселых бубенцах и танках
- Один из прекраснейших в России – кремль Ростова Великого
- Крышки люков Саратова, малые памятники культуры и крик души на фоне чугунного кружева
- Многоликие львы на улицах старинного купеческого города Саратова
Комментарии к статье
Ну, теперь понятно откуда любвеобильность кое-кого из Юсуповых. Вокруг, и в доме, и в парке, столько высококачественной эротики. 🙂
Интересно, когда пройдет мода на развешивание замочков на мостах? Сам однажды видел, как такой замочек спиливал пораженный некогда стрелой Амура.
Даша, я погрузился в ожидание продолжения 🙂 Увлекся я этой усадьбой.
Саша! Осталось так мало, что нужно рассказать.
Наверное место для замочков существет в каждом городе планеты. Но вот такое и с такой предисторией – редкость. интересно, кому пришло в голову именно это "место" избрать для "замочков" или же основную роль сыграло любвиобильность …
Антон, подмечено точно – модное поветрие замочки, они сейчас повсюду.
Оставить комментарий