В тихий Ростов Великий, осиянный ореолом былой славы, приезжает куча туристов, и для большинства из них целью является Ростовский кремль. Вот и мы неторопливо шли к нему, стараясь по пути рассмотреть каждый дом: вот интересный фасад, тут симпатичное серенькое дощатое крылечко, у этого замечательные резные наличники… Все имеет тот вид, как во времена минувшие и стоит там, где стояло в старину – чем не музей?
Саня с Катей шли чуть впереди по неширокой ростовской улице, о чем-то переговаривались и смеялись, я шла молча. Их Ростов еще не околдовал, а я уже ощутила чудесную силу этого небольшого городка, в котором каждый шаг и каждый взор – прикосновение к великой истории.
Вместо вступления
Полукругом Окружной улицы отмечена граница исторического Ростова Великого. Обойти это полукольцо неспешным шагом можно за час. Внутри него, в виде несколько деформированной девяти лучевой звезды, находятся фортификационные укрепления из земляных валов.
Как ни удивительно, но в древнем Ростове серьезных оборонительных укреплений не имелось, потому-то так сильно пострадал город во времена смуты. Прошло немного времени, восстановился порядок, но в памяти все еще были свежи воспоминания о пережитых ужасах. Тяжесть перенесенных невзгод заставила город при первой возможности заняться их строительством.
Для сооружения крепостных укреплений пригласили иностранного спеца — ван Роденбурга из Голландии, поскольку рельеф топкой ростовской местности похож на ландшафты Нидерландов. Под начало энергичного военного инженера поставили около тысячи человек. И строительство системы рвов и насыпей голландской земляной крепости было закончено за три года — к 1634 году.
Город теперь защищал наполненный водой ров, невысокий привалок и за ним шел вал, высотой девять метров. Есть сведения, что под валами были проложены потаенные подземные ходы.
Но, к счастью, городу не довелось испытать на деле их защитную функцию.
В приличном состоянии укрепления дошли до нашего времени. Объективно говоря, никакой особой красоты в них нет. Тем не менее они представляют собой памятник федерального значения. Знатоки говорят, что историческая ценность их не уступает самому Ростовскому кремлю.
Перед чудом русской культуры
Улицы старого города сходятся к озеру Неро, поэтому попасть к кремлю – жемчужине в глубине ростовской крепости – не составит труда даже человеку, в первый раз попавшему в Ростов. Считается, что это никакая ни цитадель, а всего лишь мирная обитель служителей Божиих, а именно митрополитов – представителей высшей ступени в иерархической лестнице Русской православной церкви.
Расположенный перпендикулярно к берегу озера, кремль Ростова Великого на плане представляет собой неправильный прямоугольник. Он со всех сторон окружен крепостными стенами с одиннадцатью башнями:
- Пять круглых угловых.
- Две четырехугольных дозорных.
- Четыре круглых у въездных ворот, их еще называют «фланкирующими». Это можно было бы не писать, но мне очень понравилось незнакомое слово – флан-ки-рующий. Что-то послышалось в нем такое изящное и испанское (я сейчас как раз смотрю испанский сериал про Изабеллу Кастильскую).
Башни отличаются по форме и отделке. У них разная форма кровель – «кубоватая» и фигурные шатры. Сверху они крыты серебристым осиновым лемехом.
Все вместе – башенные завершения, пятиглавия храмов и островерхие дымники образуют впечатляющую картину града Китежа.
Крепостные стены с бойницами тянутся почти на километр. Сделаны они таким образом, что по их крытым переходам и галереям можно обойти весь кремль Ростова Великого и попасть, не ступая на землю, в любое здание – терема, митрополичьи палаты, Кафедральный собор и любую из пяти церквей.
Конечно, поездка в Ростов Великий интересна в любое время года, но надо помнить, что зимой на крепостные стены не пускают, они открыты для посещения с мая по октябрь.
Хотите войти внутрь? В таком случае запомните две вещи:
- Ростовский музей кремль работает с 10 до 17, и попасть в него можно только в эти часы. Если вы, конечно, не остановились в Доме на погребах. Тогда – в любое время.
- В Ростове Великом существует несколько входов в кремль, но главным считается вход через изогнутые – коленчатые – ворота храма Иоанна Богослова.
Что можно посмотреть в Ростовском кремле?
- Стены и башни.
- Старинные храмы Кремля.
- Сооружения Митрополичьего двора — жилые и хозяйственные здания.
- Музеи, маленькие музейчики, разнообразные экспозиции — как постоянные, так тематические. Произведения древнерусской и русской живописи, графики, скульптуры, оружия, фонды керамики и фарфора, ростовской финифти.
Ростовский Кремль схема
Площадь его относительно небольшая, что-то около двух гектара. Но не обольщайтесь: чтобы обойти весь музей-заповедник ростовского кремля и все посмотреть, нужны ни часы, а как минимум несколько дней. Или посмотреть что-то выборочно. А потом еще не раз приехать сюда.
Для себя мы выбрали вариант, что смотрим не все, а выборочно, ну а летом, очень возможно, приедем еще раз.
Территория его разделяется стенами на три, относительно самостоятельные, части:
- Ближе к озеру Неро находится Митрополичий сад.
- Центральная часть — Митрополичий или Архиерейский двор.
- Соборная часть.
Радостный и лучезарный ансамбль Ростовского кремля поразительно красив – откуда бы вы ни смотрели на него. Хорош со стороны Соборной площади с видом на ворота с круглыми башнями с куполами и надвратную Воскресения Христова церковь. Но со стороны Неро открывается совершенно сказочная панорама с кремлем в центре и по бокам монастырями: слева — Спасо-Яковлевским, а справа — Авраамиевым.
Мы начали с экскурсии по Соборной части Ростовского кремля, но рассказ получился большой, пришлось поместить его в отдельный пост, читайте его здесь .
Внутри митрополичьего двора
Я нисколько не пожалела, что наше знакомство с кремлем произошло зимой. Серый день придал всему особый колорит: как-то особенно сурово и величественно смотрелись крепостные белые стены, возвышенно и строго устремлялись к небу поблескивающие серым лужением главы и кресты церквей.
Мы спустились со звонницы, купили билеты в кассе и через вторые Святые ворота, что под церковью Вознесения Господня, прошли на центральную часть кремля. Если выбрать другой вход – через ворота в церкви Иоанна Богослова Ростовского кремля – разницы нет никакой: попадаешь на ту же парадную площадь в центре древнего епископского двора.
Его украшает пруд. Летом в нем плавают утята, а сейчас на нем был каток, рядом горка с прокатом удобных санок-ватрушек. Садишься на такой надувной круг, с дыркой посередине, и — ватрушка летит вниз. Рядом с горкой красуется наряженная елка и забавные фигуры изо льда. Атмосфера царит праздничная – разрумянившиеся дети, скатываясь, радостно вопят.
Катя остановилась и смотрит на нас умоляюще. По притягательности музеи Ростовского кремля вчистую проигрывают зимним забавам.
Дочка остается кататься, а мы идем смотреть музей, посвященный истории Ростова в Государских хоромах. Потом направимся в Белые палаты и музей церковных древностей, далее в планах музей финифти.
Итак, оставив Катю, мы отправились к красивой лестнице со столбами-кубышками, подпирающими свод, уже готовые погрузиться в исследование… Было ужасно скользко. Ветер сдувал нас и других посетителей с каменных ступеней парадного крыльца, каждый шаг был как подвиг! Словно он не желал делиться сокровищами, спрятанными в палатах. Но мы были упорны, и преграду преодолели.
Но тут столкнулись с суровой действительностью: хочешь в музеи Ростовского кремля — для этого в каждый купи билет. Причем не на месте, а у центрального входа в кремль Ростова Великого. На языке завертелось какое-то невообразимое слово.
Пришлось вернуться и выполнить необходимую последовательность: сначала деньги, потом стулья, то есть билеты. Вроде бы цены за удовольствие не кусаются, например, посетить музей финифти стоит 70 рублей, музей церковных древностей – 50 рублей, но сумма все-таки набегает. По понятной причине единый билет за 500 рублей брать не стали.
Получив вожделенные розовенькие билеты, мы вернулись на исходное место и поднялись к мечте по тем же скользким ступеням.
Катя катается, а мы смотрим… Экспозиции музеев небольшие, но интересные. Описывать их не буду, это дело долгое и неблагодарное, смотреть надо своими глазами.
История Ростовского кремля – бесценного сокровища Ростова Великого
Ростовская епархия была создана почти сразу после Крещения Руси — в 991 году. Ее епископы долгими столетиями управляли духовной жизнью паствы на огромной территории Ростовского края. Центр епархии до 1788 года находился в Ростове Великом.
В 1589 году утвердилось патриаршество, и на Руси появилось сразу 4 митрополии – в Москве, Казани, Новгороде и Ростове. С того момента ростовские епископы стали носить титул митрополитов.
В 1664 году в городе произошло невероятное событие: из Москвы вернулся в Ростов митрополит Иона III. Да не просто так вернулся, а в опале. Быть бы ему патриархом вместо чересчур властолюбивого Никона, да сумел он рассердить кроткого царя Алексея Михайловича. За что и поплатился ссылкой.
А возвратившись в Ростов, Иона Сысоевич не тужил о порушенной блестящей карьере, а зажил беспечально, словно над ним лишь одна власть царя небесного и нет никакой другой.
Сорок лет он возглавлял митрополию и тридцать лет из них возводил на месте бывшего скромного и разрозненного Архиерейского двора свой, обнесенный высокими стенами с красивыми башнями, многочисленными белокаменными храмами и чудными палатами, да обустраивал близлежащие монастыри – Борисоглебский, Варницкий, Яковлевский и другие.
Работа по возведению изысканного и грандиозного ансамбля Ростовского кремля, началась в 1664 году со строительства монументальных Святых ворот и надвратной церкви Воскресения. Вместе с началом строительства митрополии, начал и город Ростов расти и богатеть. Кстати, собственно кремлем-то его стали называть лишь с XIX века, а до того – только Архиерейским домом.
Главной страстью ростовского Ионы III были колокола и звоны. Знаменитая на весь мир Ростовская звонница с колоколами, включая знаменитый благовест «Сысой» – его детище.
Работы в Ростовском кремле заканчивал преемник Ионы Сысоевича — митрополит Иоасаф. Результат их трудов заслуженно приобрел бесспорную славу жемчужины архитектуры.
В 1788 году епархиальный центр переводится в Ярославль, значимость города резко падает, для Ростова наступают грустные времена.
А еще говорят купчины толстопузые…
После переноса митрополии, оставшийся без хозяйского присмотра замечательный архитектурный ансамбль Ростовского кремля стал ветшать и разрушаться. В нем поместились соляные и винные склады, ледники, какие-то лавки. Засорили центральный прудик.
А ведь предупреждал в свое время юродивый Иону Сысоевича, строившего митрополию по образу «града райского», говорил, что лишь голуби да воробьи жить в нем будут. Да кто ж мог тогда этому поверить?
И вот появились проекты сноса его и строительства на этом месте гостиного двора и торговой ярмарки.
За сбережение кремля — низкий поклон ростовскому купечеству, которое предпочло сиюминутной торговой выгоде сохранение для будущих поколений прекрасной каменной сказки в городе. Купцы выделили деньги на реставрацию кремля и на создание в нем музея ростовских древностей.
Тучи над городом встали
Сейчас мало кто об этом помнит, но в 1953 году над нашей страной прошел на редкость мощный смерч, который нанес колоссальные разрушения. Товарные вагоны с кирпичами швыряло с места на место, скручивало рельсы.
А самое страшное было то, что траектория стихии прошла прямо через ростовский кремль. Состояние его, представшее перед госкомиссией, не поддается описанию. Даже купола с храмов сорвало и забросило в озеро. Но к счастью, музей-заповедник Ростовский кремль был восстановлен и сейчас посетители даже не догадываются о беде, что случилась в тот далекий год.
Какие здания находятся на Архиерейском дворе
Жилые и хозяйственные здания – эти слова не очень сюда подходят. Красота кремлевских построек такова, что говорить о них можно только как о палатах каменных. Палат много – целый лабиринт. А там – путаница коридоров, разноуровневых переходов, неожиданных выходов на террасы.
Из коих палат — главные:
- Большое двухэтажное здание белого цвета, которое называется Красной палатой или Государскими хоромами. Украшает хоромы роскошное крыльцо, увенчанное двумя шатрами.
Предназначена палата была для российских царей на время пребывания их в Ростове.
Сейчас в нем находится археологическая экспозиция, выставки фарфора, керамики и финифти, плюс ресторан. - Иераршие палаты, вплотную примыкающие к кремлевской стене. Тут проживали митрополиты и здесь хранилась казна митрополии.
- Здание Судного приказа. Сейчас в нем несколько кремлевских музеев. Музей, куда мы обязательно пойдем — музей финифти.
- Желтый Самуилов корпус — назван так по имени построившего его архиепископа Самуила. В этом помещении Митрополичьих палат сейчас находятся служебные помещения музея, краеведческая экспозиция, картинная галерея портретами ростовский купцов и дворян. Еще здесь впечатляющий музей древнерусского искусства с иконой странного святого с песьей головой — словно египетский бог Анубис.
- Дом на погребах, в котором сейчас гостиница. Под ним, в полуподвале, изначально располагались обширные погреба, давшие имя строению.
- Здание торжественной трапезной — Белая палата. Некогда богато и красиво отделанная, теперь она утратила былую роскошь. Здесь находится выставка церковных древностей, положившая основу всему музею-заповеднику ростовского кремля.
Церкви ростовского кремля
Собор и пять церквей находятся на его территории.
Создавший Ростовский кремль митрополит Иона Сысоевич, похоже, был человек властный, привыкший последнее слово оставлять за собой. Смотрите сами – обычно иконы писали на досках и вставляли в каркас церковного иконостаса. Вздумалось поменять икону – пожалуйста, никаких затруднений. Здесь же создатель Иона III распорядился делать иконостасы фресковыми, значит, поменять что-либо в его видении церковных событий, запечатленных на стенах – непросто.
В росписях всех кремлевских церквей проходит тема Христа, но в каждой свои события с соответствующим эмоциональным настроем.
До нас дошли не все фрески того времени, лучше всего они сохранились в церквях Воскресения, Иоанна Богослова и Спаса на Сенях.
Молочно-белые белила, светлый голубец, торжественная киноварь, тихое сияние золотистой охры, палевые переливы, фон цвета глубокого кобальта — сочные и чистые цвета фресок выглядят такими, какими были в конце XVII века. Сказочные видения росписей взмывают под купол, они повсюду, их освещает натуральный свет.
- В церкви Воскресения контрастное сочетание нижней части, богато украшенной изразцами и кирпичным узорочьем и аскетичного верха почти без украшений.
На фресках – земная жизнь Иисуса, его страсти и воскресение. - Домовая церковь митрополита – храм Спаса на Сенях, стоящий на высоком подклете.
Внутреннее пространство в нем поделено золоченой аркадой на две неравные части.
Две трети отведено месту, с которого ведет службу митрополит. Оно возвышено восемью ступенями так, что каждый молящийся, опускаясь на колени, словно склоняется к ногам ведущего службу — священство выше царей.
На фресках тема Божьего суда, перед которым равны все.
Между церковью и покоями митрополита на высоте второго этажа, как напоминание о райских кущах, висячий сад с цветами и ягодными кустами. - Изысканная надвратная церковь Апостола Иоанна Богослова – нарядно украшена богатыми изразцами, вкрапленными в архитектурные детали, устремлена ввысь своим пятиглавием.
Великолепные фрески — понимающие люди говорят, что Сикстинская капелла по сравнению с ними – отдыхает.
На них картины Апокалипсиса, житие Иоанна Богослова, прославление Богоматери, картины райского бытия, птицы и цветы. - Церковь на фундаменте бывшего Григорьевского монастыря — во имя Григория Богослова.
Пятиглавая, белая и симпатичная, но оформлена гораздо скромнее: нет у нее ни богатых наличников, ни изразцов, ни колончатого пояса. Внутренняя отделка – середины XVIII века. - Красивая церковь с одной главкой в честь иконы Божией Матери «Одигитрия». Что означает слово Одигитрия и почему так называется икона можно посмотреть вот здесь .
Колонки, резные наличники – ах, как хороша! Плоская поверхность храма расписана таким образом, что выглядит граненой. Мне она напомнила оформление в Троице-Сергиевой лавре. - Но без сомнения, самое сильное впечатление производит величественный Успенский собор вместе с принадлежащей ему звонницей.
Так как здесь жили митрополиты, то не удивительно, что на территории находится много церквей. Большинство из них – летние, только тогда можно увидеть их внутренние убранство.
В церквях ростовского кремля сейчас тоже расположены музеи.
Пойдемте в сад – там райский уголок
Между Красной и Белой палатами находится низенькая и узкая калитка. Она ведет в Митрополичий сад. Здесь находится симпатичная церковь Григория Богослова и большой яблоневый сад и огород.
Спеет невиданных размеров капуста! Деревья ломятся от вкусных яблок! Когда же они поспевают, их выкладывают на специальный стол, где каждый желающий может выбрать себе плод по вкусу.
Нам не удалось ни яблочка отведать, ни даже посидеть на широких скамьях в саду, но зато мы в Садовой палате с удовольствием напились горячего душистого чая из смородины и трав, выращенных здесь же. Согрелись! Чай подают в граненых стаканах с подстаканниками, из пузатого самовара льют кипяток, предлагают варенье из плодов своего сада, пряники и пирожки с вишнями.
Вопросы и загадки кремля в Ростове Великом
Бесценное сокровище – кремль Ростова Великого – порождает у ученых и знатоков-краеведов не только благоговение и восхищение, но вопросы. Уж слишком много неясного с его возведением.
Во-первых, почему бессмертный шедевр зодчества возведен как мощная крепость?
Не очень-то похоже все это на исключительно «декоративное» оформление кремля, сколько бы не говорили об этом. Существует и другое мнение, согласно которому была возведена полноценная крепость. Кирпичики для стен шли весом по восемь килограмм, всего их пошло почти 20 млн.штук. В массивных неприступных стенах есть ряды амбразур, варовые щели, они могли укрыть за собой тысячи воинов. Все имеющиеся потенциально слабые места при реальной угрозе могли быть легко ликвидированы.
А тогда возникает еще один интересный вопрос. Какой имело смысл возводить такое сооружение в городе, находящемся в самом центре государства, да еще при отсутствии прямой военной опасности? Обороняться — от кого?
Что было на уме его создателя? Загадочный человек был митрополит Иона Сысоевич…
Во-вторых, строительство длилось 30 лет – на какие же средства оно велось?
Считается, что оплачивалось оно исключительно реальными доходами Ростовской митрополии. Но так ли это?
Немного вспомним. Над Ростовом прокатились бедствия Смуты, разграблены все церкви города. Следом за ними нагрянула страшная эпидемия чумы. Город к 1654 году совсем обезлюдел и захудал.
А через 10 лет начинается грандиозное строительство владычного двора.
Известно, что Петр I в 1691 году берет из кладовых митрополита 15 пудов серебряной утвари, а затем митрополия выплачивает в казну сумму просто неподъемную — в 15 тысяч рублей. Да и колоколов на храмах и на знаменитой звоннице Иона Сысоевич не лишился. Почему? Тоже откупился?
Конечно, ростовская митрополия была богата, но ведь не настолько же. Сколько ни тратят, ее финансовое положение только улучшается, «не скудеет добро». Не нашел ли Иона Сысоевич те самые легендарные ростовские сокровища? Не они ли позволили возвести уникальный Ростовский кремль?
Про «икру заморскую баклажанную»
Мы спускаемся по лестнице, мимо нас со смехом пробегает пара – парень и девушка, одетые с исторические костюмы…
В начале 1970 годов в Ростовском кремле были сняты некоторые эпизоды фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Теперь желающие могут воссоздать сюжет со своим участием: облачившись в боярскую шубу или надев кокошник с роскошной русой косой, или вооружившись стрелецкой алебардой. Выбор есть!
Музейщики рассказывают, как появилась эта забавная традиция. Съемки фильма проходили с выдумками и шутками, рождавшимися экспромтом. Работали в атмосфере задорного веселья. В тот момент, когда снимался эпизод погони стрельцов за мошенником Жоржем Милославским и управдомом Буншей по стенам, появилась группа иностранных туристов с экскурсоводом.
Они абсолютно не подозревали о проходящих съемках. «Живьем брать демонов!» – азартно орали артисты в кафтанах, потрясая бердышами в руках. Восторги буржуинов по поводу оригинального погружения в прошлое, натолкнули музейных работников на мысль обзавестись нарядами и атрибутикой, как у Гайдая.
Это положило начало столь популярным сейчас костюмированным фотосессиям в отличных естественных декорациях, где так весело резвятся ряженые бояре…
И последнее
Россия – страна самобытная и уникальная, с богатым природным и культурным наследием.
В 2013 году проходил конкурс «Россия-10», в котором каждый человек мог проголосовать за какой-либо из семи сотен выдающихся памятников природы, архитектуры, культуры. Три тура шло голосование. Наконец, были названы десять равноправных победителей. И одним из них стал замечательный памятник русской культуры, самый красивый в России — кремль в Ростове Великом.
В тему:
- Крышки люков Саратова, малые памятники культуры и крик души на фоне чугунного кружева
- Внедорожный маршрут по дебрям Псковского края
- Многоликие львы на улицах старинного купеческого города Саратова
- Троице-Сергиев монастырь и игумен земли русской Сергий Радонежский
- Карельский прорыв к счастью – Онежское озеро и Муромский Успенский монастырь
Комментарии к статье
очень хорошо написано. все статьи про Ростов прочитала, будто путеводитель прочитала. спасибо Вам огромное за информацию. еду смотреть всю эту красоту
Удачной вам поездки, Наталья!
Оставить комментарий