Значит, так. Встали. Не «ага», а встали, я сказала. Ноги на ширине плеч. Мужчина, у вас что, плечи такие? Вот так нормально. Руки на затылок в замок, локти в стороны, сделали глубокий вдох. Не халтурить! Прямо стоим! Так… С вами же по-другому нельзя. Если вас не поднять, так будете по привычке весь день у компьютера сидеть. Что «нет»? Кто сказал «мы не такие»? Я сама такая, да не выдержала все-таки. А сейчас мы все вместе, дружно, коллективно, отправляемся на свежий воздух. И не на кудыкину гору, а будем бодро и долго гулять по саратовским улицам, по исторической части города, разглядывая фасады встречных зданий и их отделку лепниной.
Вот как обычно выглядят дома? Представляете? По большому счету, при всем разнообразии архитектурных проектов, все дома похожи друг на друга — прямоугольники стен, сверху укрытые крышами. Ну? Вы уже поняли, да? Не успев произойти от обезьяны, и только-только поменяв естественные обиталища на рукотворные укрытия от ненастья и холода, как у человека появилась зудящая потребность как-то украсить свое жилище. Что уж говорить, свербело и в более поздние времена! По мере сил это стремление пытались реализовать.
Однако действительно придать зданию подлинную индивидуальность люди сумели только благодаря использованию элементов архитектурного декора, причем особенно примечательно и колоритно выглядят здания с лепниной на фасаде.
Лепнина — это всегда стильно
Что способно разбудить фантазию и захватить воображение? Многое. В том числе жизнь людей прошедших времен. Далека и во многом таинственна древность. Где искать истоки строительного искусства человечества? Историкам и археологам это неведомо, зато они ручаются, что всемирная история лепного декора началась в Древнем Египте. А потом продолжилась в колыбели западной культуры – Греции и далее – по списку — в величайших империях древности.
Прошло-пролетело пять тысяч лет. За такую кучу времени зодчие чего только не напридумывали — кронштейны и замковые камни, волюты и сандрики, гирлянды и медальоны, декоративные панно и русты, арки и статуи, пилястры и колонны, атлантов и кариатид.
Но так уж устроен мир, что все в нем меняется. В том числе и архитектура. Однако при всех поворотах архитектурного мышления лепной декор продолжал и продолжает свое существование. Пусть он не является первостепенным элементом убранства зданий, но именно он является тем завершающим элементом, что придает целостность всему ансамблю.
Более того, атмосферу того или иного архитектурного стиля красноречиво отражают самобытные детали лепнины и то ее количество, что используется при декорировании здания.
Город полуразрушенных особняков и ветхих фасадов
Не буду говорить о том, что время неумолимо, а денег всегда не хватает, но значительная часть лепных карнизных поясов, триумфальных венков и прочих изысков красоты на сегодняшний день прибывает в ужасном состоянии. А с некоторых обветшавших старинных построек отваливаются куски и осыпаются прямо на головы бедных прохожих. Что, конечно же, не может не печалить саратовцев.
Зато они имеют возможность порадоваться креативному ремонту, когда рабочие, бестрепетной рукой посбивав историческую лепнину, замазывают цементом зачищенные места. Оставляя валяться на асфальте, как ненужный мусор, хрупкие обломки бесценной красоты.
Конечно, можно поступить с шедевром и более креативно. Как на том памятнике градостроительства и культуры, где, покончив с остатками украшений, счистили до самой дранки весь толстый слой штукатурки, а затем рану на здании укрыли посаженными на шурупы и монтажную пену пластиком, стилизованным под лепнину. Тут эмоции зашкаливают.
Саратов, увы, не одинок. Проблема сохранения старины актуальна не только для нашего, но и для множества других городов.
К счастью, пока еще далеко не все саратовские здания из когорты «строительного наследия предков» лишились своих прекрасных лепных элементов. Так что поспешим!
Островки старины
Тихая улочка — пара машин в час… Этому одноэтажному особняку почти 120 лет, а выглядит он весьма неплохо. Но это сейчас, а долгое время дом был в состоянии ужаснейшем. Вокруг стояли двухэтажные деревянные дома, сохло на веревках постиранное белье, росли американские клены, дети играли прямо на дороге…
До революции в нем жил Михаил Викторович Готовицкий — один из замечательных людей своего времени. Этнограф, музыкант, дипломат, один из основателей и член СУАК — Саратовской ученой комиссии (помните? я как-то о ней рассказывала!), а еще, по совместительству, он доводился близкой родней самым богатым семействам Саратова и… Ивану Сергеевичу Тургеневу.
В 1918 году как дворянин и человек с весьма подозрительными родственными связями Готовицкий был арестован. Сколько-то времени его, совместно с кучей других заложников, большевики содержали на речной барже. Но вскоре, по решению комиссаров, плавучая тюрьма вместе со своими пленниками была затоплена. Эх, Волга-река, широка, глубока… Сколько всего ты видела…
Башни со шпилями, все такое готическое… Где это? Неужели тоже Саратов?
Да, это символ Саратова и его гордость — консерватория. Исторический центр города, где старина (сами видите!) сохранилась отдельными островками среди массы многоэтажных коробок из стекла и бетона, редкими драгоценными вкраплениями в современность.
Два слова об истории лепного декора
Рубеж XVII и XVIII столетий – времена великих преобразований Петра Первого. На то время приходится первое появление в Российском государстве модного в Европе лепного декора. В начале XIX века на смену пышному барокко приходит стиль классицизма, а через столетие предпочтения русских архитекторов будут на стороне эклектики и модерна.
Многие из старинных зданий, сохранившись до наших дней, стали архитектурными достопримечательностями своего города. Ведь мы-то с вами, друзья, отлично понимаем, что самые привлекательные и красивые места в любом городе с более-менее солидной историей — это вовсе не новехонькие торгово-развлекательные центры.
Но при всех переменах в стилях никто и никогда из зодчих — вплоть до самой революции 1917 года — не помышлял отказаться от использования лепного декора. Более того, атмосфера того или иного архитектурного стиля определяется количеством лепнины, используемой при декорировании зданий, и ее самобытными деталями.
Ну, а что Саратов? Согласно хроникам, он был основан 400 лет назад, но в сущности точкой отчета для истории его архитектуры стал последний опустошительный пожар XIX века. Тогда один за другим стали появляться построенные из камня купеческие и дворянские особняки, доходные дома, административные и торговые здания. Типовую городскую застройку архитекторы старались разнообразить большим количеством украшений из лепнины.
Считается, что с теми или иными направлениями в дореволюционном Саратове дела обстояли следующим образом:
- До середины XIX века на фасадах возводимых зданий безраздельно владычествовали каноны классицизма. (От предшествовавшего ему стиля барокко в городе сохранилось одно-единственное здание. Зато какое!)
- Под занавес XIX века зодчие начали тяготеть к эклектике.
- В 1910-е годы в свои права вступает модерн и тогда достигает своего пика интерес к искусству пластического декора.
Строг и исполнен достоинства
Таков был Саратов эпохи классицизма. Губернскому центру Российской империи было необходимо здание для присутственных мест. Его возвели на окраине тогдашнего города в 1807 году. В нем разместились многочисленные чиновники различных управ и учреждений, губернская канцелярия, первоначально находились здесь даже помещения для губернатора.
Претерпев несколько пожаров, серьезные перестройки, утратив при этом многие элементы оформления, оно все еще красиво и представительно.
Классицизм почитал эталоном в архитектуре и декоре античные образцы, которые отвечали принципам сдержанности, симметрии, пропорциональности и гармонии прямолинейных форм.
В этом стиле получают свою наибольшую распространенность круглые и ребристые полуколонны и колонны, пилястры, порталы, арки, скульптуры, а лепнина используется весьма умеренно. В скупой и продуманной отделке преобладают, виноградные кисти, пальметты, мотивы из цветов, листьев аканта или лавра, витые шнуры, розетки и геометрические орнаменты, изображения богов, сфинксов и львов.
Отделка зданий выполняется в благородных пастельных тонах, оставляя при том декоративные элементы снежно-белыми, словно излучающими особый праздничный свет.
В этой видавшей виды трехэтажной постройке русского классицизма с трудом угадывается некогда роскошный особняк. Но как он смотрелся в середине 19 века! Громадный, на базе одного из лучших среди так называемых «образцовых» проектов, предписанных к использованию. По желтому фасаду пущена белая лепнина с орнаментом. Полный дорогой мебели внутри, сверкающих хрусталем люстр, больших зеркал…
Домовладелец, носивший романтичную фамилию Парусинов, принадлежал к разветвленной и весьма состоятельной династии купцов, поколения которой без малого целое столетие активно участвовали в деловой жизни Саратова.
Темы античности на стенах Саратова
Заканчивался обычный июньский день, унося с собой палящий зной и неподвижную духоту, когда из добротного дома на Никольской, что фасадом красного кирпича был обращен в сторону Волги, вышел представительный господин. Звали его Иван Петрович Шмидт, и он размышлял: «Конечно, родительский дом удобен и вместителен, но наследникам уже пора разъехаться по собственным жилищам. И мне пора обустраивать жизнь своей семьи». К тому его обязывало наличие девяти детей и забота о любимой жене Эльсбет, урожденной Рейнеке.
Шмидтов в Саратове проживало очень много. Но наш образцовый семьянин принадлежал к богатейшему клану братьев Шмидт — знаменитых по всей России «мучных королей», а потому, не мешкая, подобрал хорошее место для собственного дома в центре города и начал строительство…
Новоселье отпраздновали за пять лет до крушения Российской империи и трагической ломки множества судеб…
Интересно, пытался ли кто вечером, обманув бдительность полицейского, подглядеть в окно первого богатея Саратова? Что смог бы увидеть любопытный обыватель с сумрака улицы меж раздвинутых портьер? Должно быть дорогую мебель, картины, зеркала. Заглянем?
Уют. Достаток. Интригующе поблескивают золотом корешки книг в массивных шкафах. Скользят горничные в белых фартучках с крахмальными наколками в волосах, расставляют изящную фарфоровую посуду и столовое серебро. Хрустальные подвески светильников переливаются разноцветными бликами и создают атмосферу безмятежного праздника. Но скоро для дружной семьи наступит время печали…
Не перестаю любовался этим прекрасным и так хорошо сохранившимся особняком! Какое счастье, что после национализации он попал в собственность партийной элиты, а не в мозолистые руки победившего пролетариата и не пошел под коммунальное жилье. Тогда бы точно от него остались лишь рожки да ножки, взять, к примеру, хотя бы дом с волками. Ой, да разве он один такой в городе.
Можно долго рассматривать как организован плавный переход между основным и боковым фасадами, рассматривать портал входа, аттики, пилястры ионического ордера, но мы обратим внимание на стены.
Если для искушенных специалистов большие квадратные окна служат образцами такого архитектурного направления как рационализм, а в асимметричной композиции здания видят проявление стилистики модерна, то лепнину и рельефные украшения на фасаде они однозначно относят к проявлениям классицизма.
Знакомые тенденции классики
А теперь я предлагаю вам взглянуть вот на этот памятник культуры регионального значения. В 1914 году в него, свое только что отстроенное новое жилище, переселился саратовский «маслобойный король» Александр Иванович Шумилин с семейством: супругой Елизаветой Филипповной, дочерью Ниной и сыном Николаем.
Хочется напомнить, что благотворительность всегда была одной из традиционных форм общественного самовыражения российского купечества. Купец первой гильдии Шумилин финансировал и поддерживал многие благие начинания, он состоял в попечительских советах двух училищ, а также Саратовского общества пособий для бедных. Регулярно перечислял суммы – это видно из финансовой документации — на содержание детского приюта, богадельни, столовой для сирот и больных.
И для этого уважаемого и состоятельного семейства все рухнуло в 1917 году, причем последующая судьба его членов для краеведов осталась неизвестна.
Но сам особняк и поныне является украшением города. Минуточку, а что же мы видим на фасаде? Знакомые античные элементы, изысканная лепнина, пилястры, капители с лиственным орнаментом.
Теперь сюда, перед нами еще один дом. И тоже дата его постройки отнюдь не первая половина XIX, а начало ХХ века.
В апреле 1917 года купец Степан Никитович Потолоков завершил строительство нового трехэтажного дома. Нижний сдавался в аренду под магазины, а на втором и третьем разместились комфортабельные квартиры. Справа и слева к строению вплотную примыкали двухэтажные дома.
Видите: то, что было с левой стороны, пришлось снести, так как оно сильно изветшало и начало рушиться. Теперь на его месте планируется возведение торгово-офисного центра, правда, в историческом стиле. На проекте выглядит все великолепно! Что же, поживем, увидим.
На здании пилястры с ионическими капителями, орнаменты, ионики и листья аканта… Неужели в начале ХХ века возвращаются традиции эпохи классицизма?
Образ нового мира и новая жизнь неоклассицизма
Время 30–50-х годов. Время, когда Советский Союз превращался в одно из самых мощных государств мира, и оно потребовало воплощения этих великих перемен в архитектуре. Здания этой эпохи просто обязаны были выглядеть роскошно и помпезно.
На центральном проспекте города тянется вверх к голубому небу здание представительного вида. В 1956 году это был элитный дом для партработников и прочих граждан, обласканных властью. Комфортабельные просторные квартиры с 4-метровыми потолками, на особом обслуживании…
Теперь пресловутая пятиэтажка вышла из фавора. Современный вид ее способен вызвать не одну-единственную горестную слезинку, а целый поток слез на манер водопада Виктория. С карниза обваливается лепнина, ряд балконов и вовсе лишился ее и зияет обнаженной арматурой, имея вид самый угрожающий… Но не будем о грустном.
…Новая жизнь неоклассицизма началась со второй половины 1930-х годов, когда в качестве архитектурных средств вернулись классические детали — четкие линии колонн, портики, пилястры и ордеры, а также лепные карнизы, барельефы, но уже с советской символикой.
Несомненно, лепнина сталинского ампира выглядит чрезвычайно богато. Но, как мне кажется, тем самым она и проигрывает работе старых мастеров. А как на ваш взгляд?
Сюрпризы на архитектурной ткани города
Что нынче носят? Что сегодня в моде? Известно, что мода – вещь весьма переменчивая. В том числе и мода в архитектуре. На рубеже XIX и XX века богатых людей в России становилось все больше и больше. Торговая и промышленная буржуазия стала тем новым массовым заказчиком, который не только щедро финансировал строительство, но и влиял на архитектурную практику. А вкусы у них были — ой, какие пестрые, плюс причуды — самые разнородные. Зато благодаря этому на сцену вышло новое стилевое направление – эклектика.
В истории дореволюционного Саратова известно много людей, начинавших с низов, но достигших значительных высот. Таким был купец первой гильдии Зельман Яковлевич Левкович, специализировавшийся на торговле табаком. Его стремление выделиться подарило городу в 1907 году этот изысканный пример эклектики.
И по сей день взоры прохожих привлекают сложный фасад здания с обилием витиеватой лепнины и балконом изумительной красоты.
Одно из красивейших зданий Саратова — особняк Бореля, с 1961 года в нем разместился городской отдел ЗАГС, теперь Дворец бракосочетания. Кстати, возведено оно было в 1901 году и относится к стилю модерн.
Иногда коренные саратовцы называют его замком Елены Прекрасной. Почему? Причиной тому стали городские легенды, в которых, как всегда, многое остается недосказанным. Так по одной из них, супруга первого владельца дома была невероятно хороша собой. Да еще, по мистическому совпадению, носила имя Елена, как у прекраснейшей из женщин в греческой мифологии. Что невольно наводит на размышления. Впрочем, обстоятельства жизни означенной особы покрыты мраком…
Другая легенда повествует, что младший сын купца Бореля поселил в этом доме свою несравненную даму сердца, и, представьте себе, его пассия оказалась тезкой Елены Троянской! Впрочем, какое из преданий находится ближе к истине остается неизвестным, а также весьма вероятно, они никак не соотносятся с подлинными событиями.
Достойны особого внимания примечательные барельефы у оконных проемов. Вне конкуренции — штучная, авторская работа! Впрочем, как любой декоративный элемент модерна.
Так не бывает?
Вас не удивляет, что дома, построенные почти одновременно — в начале прошлого века — принадлежат к разным стилям? Дело в том, что невозможно с хронологической точностью сказать, что в такой-то месяц такого года закончилась эпоха одного стиля и с того момента все архитекторы поголовно стали создавать свои произведения в новой стилистике. На практике старое и новое мирно уживается друг с другом, сосуществуя в развитии и во взаимосвязи.
Смотрите: сочетание простоты и строгости форм с приемами модерна.
В декабре 1909 года была открыта бесплатная гинекологическая лечебница. Деньги на ее строительство предоставил купец 2-ой гильдии Илья Афанасьевич Медведев с супругой Олимпиадой Ивановной. Архитектором здания стал Василий Алексеевич Люкшин, тот самый, благодаря которому построен в нашем городе Крытый рынок.
Прекрасной оправой зданию служит изящная лепнина с растительными узорами и символами медицины. Не правда ли, Саратов — отличный город?
Что такое стиль?
Образ и вкус. Такое определение дается по словарю Даля. В общем понимании стилем называется единство художественного направления, гармоничная совокупность черт.
В тихих зеленых кварталах исторической части Саратова много зданий в стиле эклектики. Построек модерна, что ярким бисером рассыпаны между ними на улицах города, сотни полторы-две, что на порядок меньше. Но недаром говорится, мал золотник, да дорог. Есть среди них настоящие шедевры, как, например, особняки Рейнеке и Скворцова, но и более скромные образцы саратовского модерна не лишены своей изюминки.
Как, например, у этого милого особнячка на улице Рабочей. Его архитектурную ценность составляют лепнина и ажурные кованые решетки.
Но и сам модерн, не успев появиться, дал жизнь:
- Неоклассицизму, примеры которого мы наблюдали в этой статье,
- Строгому рациональному модерну, от которого произошел конструктивизм с его практически полным отказом от декора.
Так выглядит наиболее симпатичное творение саратовского конструктивизма.
С декором уже скромненько так, а у прочих объектов данного направления оформление совсем аскетичное.
Пора заканчивать, однако хотелось бы поговорить и показать вам фото еще одной примечательной разновидности лепного декора на зданиях. Тема интересная — лица на фасадах домов. Но об этом давайте уже в следующий раз, ладно? Тогда до скорой встречи, друзья!
В тему:
- Тот самый Углич, откуда пошла по Руси смута гулять
- В городе С: перипетии с водоснабжением, канализацией, античными богами и чугунными люками
- Какие есть достопримечательности в Сергиевом Посаде Церкви, святые источники, матрешки и музеи города
- Сказки и истории, записанные барельефами на фасадах старых домов Саратова
- Фантастические твари, обитающие в Саратове, и связанные с ними истории
Комментарии к статье
Как там говориться? Дьявол в деталях? Но и красота ведь тоже в деталях. Маленький лепной фрагмент – и здание обретает индивидуальный облик. Надеюсь, когда-нибудь мы научимся ценить эту индивидуальность и будем дорожить и беречь ее. Даша, спасибо за красивое путешествие по деталям. 🙂
Я рада Саша, что вам понравилось!
Оставить комментарий