Конечно, признавать это непросто, но его детей она не любила. Разумеется, речь идет о тех потомках, что появились на свет у ее божественного супруга – повелителя неба, грома и молний – от случайных подружек. Как обидно, но у Зевса уже образовалась целая куча детишек на стороне! А знаете ли вы, что за экземпляры попадались в этой компании? Иные столько проблем умудрялись создать — голова шла кругом. Взять хотя бы Геракла – вот скверный мальчишка! – сколько крови ей попортил. А ведь она — великая и прекрасная Гера, перед которой склоняется все живое…
И вот опять стресс – в отряде бесчисленных отпрысков ее мужа очередное пополнение. На этот раз сразу девять девчонок! Как оставить без пригляда этот выводок! Однако все тревоги были напрасны: от подросших сестер, обосновавшихся на горе Парнас, не последовало никаких неприятностей. Миловидных девушек в белых одеждах занимали исключительно науки и искусства.
Потому-то их прозвали музами, что в переводе с греческого означает «мыслящие». Юные прелестницы вникали во все важные сферы жизни древних греков, пробуждая в людях скрытые силы, способности и наделяя их при этом вдохновением.
Хотя блистательная Гера, будучи покровительницей браков, чрезвычайно добросовестно относилась к исполнению своих обязанностей, но и недостатки характера ведь в карман не спрячешь! Не в силах совладать со своим нравом, Гера сделала так, что ни одной из девяти умниц и красавиц не удалось выйти замуж. Однако отсутствие священных брачных уз не сильно печалило сестер.
Однажды мимо Парнаса в веселой компании друзей проходил бог вина Дионис. И кто-то в толпе так здорово пел фракийские баллады! Известно, что у всех муз имелась общая слабость – музыка. И тут старшенькая из них — серьезная Каллиопа – услышала чарующий баритон… И, кстати, выглядел певец тоже весьма неплохо!
Правда, он оказался обычным смертным, хоть и сыном какого-то там царя. Но, как говорится, у каждого свои недостатки. А это не является фатальным для любви. Время пара провела отлично. На память о скоротечном романе у музы эпической поэзии остался кудрявый малец по имени Орфей.
Шустрый мальчишка рос, окруженный любовью матери и кучи бессмертных тетушек, каждая из которых старалась передать ему свои умения. Но особенный талант был у парня к музыке. Такой, что Аполлон лично подарил ему свое сокровище — лиру, сделанную Гермесом в единственном экземпляре. (Взаимоотношения между этими богами – история долгая и запутанная, о ней немного рассказывалось вот здесь.)
Пальцы Орфея коснулись инструмента, полилась мелодия такой волшебной красоты, что глаза божественной аудитории увлажнились от восторга. Затем Орфей спустился в мир людей и долго радовал их своим искусством, пока не случилась известная история с Эвридикой, а затем неудачное турне по подземному царству.
С тех пор все жилища муз на земле традиционно отмечены изображением лиры.
Жилище муз, театральные эмблемы и призрак оперы
Лира есть на здании Саратовского академического театра оперы и балета, что расположено практически на главной площади города. Вот оно — красивое, с классическими белыми колоннами.
Ну и, конечно, театральные маски на стенах зданий. Они стали еще одним символом, отмечающим близкое присутствие муз.
Лиры можно видеть даже на зданиях музеев. Например, городского краеведческого музея.
Однако в этом нет ничего странного: само слово музей происходит от греческого мусейон – обитель муз.
А тем временем мы уже стоим на улице Григорьева. За буйной зеленью скрывается фасад этого дома, на котором можно заметить кое-что интересное. Но это не так-то просто. Ну как?
Ах, ничего не видно? Тааак, надо занять правильную позицию… А отсюда?
Если лира и античные маски на стене Саратовского академического театра оперы и балета смотрятся естественно, то что они делают здесь на рядовом жилом доме? Первым делом надо посмотреть, нет ли какой мемориальной таблички, свидетельствующей о том, что здесь тогда-то проживал какой-либо деятель культуры.
Ничего нет. Значит, переходим к плану Б.
Известно, редко какая улица в центре города сохранила свое историческое название. Тогда кем бы мог быть этот Григорьев, в чью честь назвали улицу?
Достойный претендент отыскался с легкостью. Григорьев Виктор Сергеевич — народный артист РФ, он же доцент кафедры академического пения саратовской консерватории и ведущий солист театра оперы и балета. Обладатель мощного голоса необыкновенной красоты, он заслуженно носит статус первого баса Саратова! Нет ему равных в исполнении арии безумного Мельника в «Русалке», а как он великолепен в роли сгорающего от страсти Скарпиа в «Тоске»…
Мать честная, как же мне понравилась эта идея. Но нет. Истаял, словно утренний туман, оперный призрак с бывшей Революционной. Оказывается, свое новое имя улица получила в память об убитом 2008 году сотруднике областной прокуратуры. Однако этих святых людей из ведомства Юрия Чайки отличали совсем иные символы и знаки.
Да, может быть, и вообще не стоит нашим чиновникам спешить с переименованиями улиц. Ведь есть же в Саратове улица, нареченная в угоду политическому моменту именами сомнительных личностей Сакко и Вацентти. Вот так скоропалительно назовешь улицу в честь нового героя, а там лет через пяток вдруг возьмет и всплывет о нем что-нибудь эдакое. И придется заливаться румянцем смущения, а средства на переименование уже потрачены…
Афина удивляет
Перед нами один из самых старых корпусов университетского городка СГУ. Строго говоря, из десяти ныне существующих строений университетского квартала, такими могут называться только четыре – именно они были спроектированы и построены в начале двадцатого века под непосредственным руководством художника и архитектора Карла Людвиговича Мюфке.
Но и эти четыре основных корпуса сразу составили завершенный ансамбль университетского городка. Предметом нашего интереса сегодня будут только два из них, занимающие самую середину современного кампуса. Одно — выходит на Московскую, другое смотрит на Большую Казачью. С него и начнем.
Вековое здание сохранило первоначальный облик, нисколько не утратив своей благородной красоты.
Красивый большой корпус сложной конфигурации. Два крыла парадного входа. Наверху круглая башенка.
Хорошо сохранилась лепная деталировка, сандрики, львиные морды на замковых камнях наличников. Мало в Саратове мест, где ползучие гады чувствуют себя так привольно, как на фасадах зданий университетского городка. Не забывайте: в момент своего открытия учебное заведение состояло из единственного факультета — медицинского, а эмблема медиков – чаша с разнообразными изображениями змей.
Вот такие интересные детали прячутся на обратной стороне здания, где учат будущих врачей.
Чаша со змеей – это понятно, но вот барельеф с черепом… Немного пугающее изображение на фронтоне сделано не случайно: таким образом было обозначено изначальное предназначение корпуса, который строился для анатомического института.
Теперь в этом корпусе находится ректорат и куча разных кафедр. В том числе кафедра судебной медицины, куда привозят тела на вскрытие. Вид тележек с грузом периодически шокирует студентов мехмата, новый корпус которого выстроен в непосредственной близости от здания Мюфке.
Со временем медицинский факультет выделился в отдельное высшее учебное заведение — Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского. В городке ему принадлежит еще вот это здание дворцового вида.
Первый этаж корпуса Экспериментальной медицины выглядит весьма скромно, поскольку всю его отделку составляет лишь глубокая рустовка. Зато второй и третий этажи – роскошны, их богато украшает великолепная лепнина. Однако не возникает ощущения перегруженности деталями: зодчий умело распределил декор по фасаду.
Лепную деталировку отличает красота, гармония и символичность. Так в этой группе на боковом фасаде по центру находится изображение горящего факела. С древних времен он, пылающий ровным одноязыким пламенем, считается символом врачевания и ассоциируется с жизнью и здоровьем. Однако со второй половины XIX века у него появилось еще одно новое значение – факел стал эмблемой, олицетворяющей знания и просвещение.
Можно разглядеть затаившихся на стене змей, но здесь имеется и нечто более интересное.
Например, вот этот скульптурный образ симпатичного бородача. Среди богатого культурного наследия, что оставил человечеству античный мир, целый пантеон богов. Но если раньше грамотный народ знал их как свои пять пальцев, а потому легко прочитывал зашифрованные с помощью их изображений послания на стенах, то теперь дело иное. Кто этот человек? Что хотел донести до зрителя архитектор?
Мы видим мужчину зрелого возраста, с благородными чертами лица, обладающего бородой и густой шевелюрой. Но таков лик практически любого греческого бога! Считай, у всемогущих существ, правящих миром, все представители сильной половины — на одно лицо. Хорошо когда изображение божества сопровождается какими-то характерными деталями или присущими только ему атрибутами. А если их нет?
Так кто же взирает на прохожих с фасада здания мединститута? Можно предположить, что это великий целитель Асклепий. С клятвы которому начинали свою профессиональную деятельность поколения древнегреческих врачей: «Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями…»
С богинями дела обстоят лучше — их гораздо проще идентифицировать. Взять, к примеру, эту леди на фоне пышных гирлянд и лент.
Облаченной в шлем обычно представляют богиню Афину — еще одну дочь Зевса, о котором мы уже много говорили. Надо сказать, что жизненный путь громовержца можно было уподобить движению броуновской частицы, где роли молекул исполняли всякие бессмертные и смертные красотки.
Однако Афина появилась на свет не от законной жены или очередной брошенки, а непосредственно из головы собственного папаши. Прямо так взяла и вышла – с копьем и в полном доспехе. Такой наряд стал одой из главных «фишек» богини – суровой девы с грозным взглядом.
Богиню с флангов окружили совы, которые традиционно считаются культовыми животными Афины. Еще одной отличительной приметой Афины стало неизменное присутствие около нее головы жутчайшего монстра всей древней Греции – Медузы Горгоны.
А между тем, это мерзкое чудище когда-то было очаровательной девушкой, которой увлекся Посейдон. Беда в том, что для романтического свидания с красоткой бог выбрал весьма неудачное место – храм Афины. Вот та и разгневалась – это могло плохо сказаться на ее имидже! Да и вообще, кому понравится стать вселенским посмешищем!
Однако за секс в храме отвечать почему-то пришлось только девушке. Богиня превратила бедняжку в столь страшное создание, один взгляд которого обращал человека в камень. И лишь тогда к небожительнице вернулось равновесия духа. Что же касается Медузы, то внезапная метаморфоза столь сильно ударила по ее психике, что пострадавшая удалилась далеко-далеко на восток в безлюдную местность. Где и стала жить – тихо и уединенно, никого не трогая и кому не мешая.
Однако по неведомым причинам, в эти отдаленные края зачастили всякие герои с намерениями, за которые, по-хорошему, должна предусматриваться уголовная ответственность. Правда, и горгона им спуску не давала, заполонив свое убежище нагромождением окаменевших смельчаков, на лицах которых застыло выражение паники и ужаса разной степени. Но однажды очередная попытка, предпринятая ловким парнем по имени Персей, увенчалась успехом.
Рраз – взмах меча, и Медуза лишилась головы с шевелюрой из мелких гадюк. Заметим: отважный юноша, получивший перед криминальным славным деянием ряд ценных советов от богини Афины, преподнес отрубленную голову своей покровительнице. И той так понравился подарок, что она поместила устрашающую голову в центр своего щита – пикантная деталь, призванная освежить обыденный наряд дамы.
Тут, кстати, неожиданно открылось, что кровь убиенной Медузы обладает чудодейственными свойствами. Собрав ее, Афина великодушно передала наполненные сосуды с лечебной субстанцией профессионалу — основателю медицины Асклепию, став, по воле случая, покровительницей врачей.
На фотографии внушительных размеров двухэтажное здание. Этого не видно, но оно имеет П-образную форму и занимает всю длину квартала по улице Горького и боковыми пристройками вытянулось по улицам Пушкина и Сакко и Ванцетти. Основная часть здания построена в 80-х годах XIX века купцом Агафоновым под мануфактурный магазин, а к началу XX века оно стало собственностью М.И. Горенбург-Островской и превратилось в учебное заведение.
В этом качестве оно пережило несколько эпох – сначала оно было Гимназией, после революции превратилось в среднюю школу, после чего успело побывать лицеем. Ну а в конце 80-х годов состояние здания — памятника архитектуры — стало критическим: то тут, то там что-то отваливалось, возникали сквозные трещины, затапливались подвалы. С тех пор прошло более тридцати лет, но ничего не было отремонтировано. А ведь тут учился Константин Симонов:
Давным-давно в приволжском городке
Табличку стерло, надпись откололо,
Стоит всё также, там на уголке,
На Сакко и Ванцетти наша школа…
Пустующая пристройка на углу Сакко и Ванцетти датируется 1909 годом. И какой любопытный на ней барельеф…
Друзья, да ведь это та самая Афина! Но если присутствие богини на здании мединститута объяснимо, то что она забыла на стене бывшей женской гимназии?
Вот в этом как раз нет ничего странного. Особенно если вспомнить, что сия воинственная богиня не только принимала участие в сражениях и любила помогать героям, она являлась еще богиней мудрости и разума, которая по долгу службы неизменно покровительствовала ремеслам и наукам. И на этом здании она оказалась как попечительница учителей и учеников.
Кроме того, Афину обычно отождествляют с древнеримской Минервой, от мартовских празднеств которой исходит традиция весенних каникул. В дни почитания богини ученики освобождались от занятий, что во все времена неизменно радовало подрастающее поколение. Тогда же наставники получали плату за обучение, что добавляло учителям толику удовольствия к приятных моментам наслаждения отдыхом.
Учащаяся братия в дореволюционной России знала и весьма почитала эту богиню. А как же иначе? Ведь лучшие выпускники гимназий награждались золотыми и серебряными медалями, на реверсе которых чеканилось изображение Минервы с совой и атрибутами наук. У мужских гимназий лицевую сторону награды украшал двуглавый орел, для девушек-выпускниц на аверсе медали выбивалось профильное изображение императрицы Марии Федоровны.
И все-то на барельефе правильно: и горящие факелы – символы знаний, и прекрасная молодая дева в доспехе и шлеме. Удивляет лишь кудрявый ангелочек на месте той детали на щите Минервы, которая была призвана устрашать.
Тайны безголовых созданий
Раз уж у нас разговор зашел об школе, то нашу прогулку по странным местам Саратова следует продолжить на тихой улочке вблизи исторического центра города. В этом доме во второй половине XIX века здесь проживала большая семья – чета Малининых с восемью детьми.
Сметливый глава семейства преуспевал во всех своих начинаниях, что позволило ему для начала выбиться из мещан в купечество и стать владельцем двух доходных домов. К 1866 году преуспевающий И.И. Малинин уже числится купцом второй гильдии. Имея верный ежегодный доход в 3000 рублей с небольшого кирпичного заводика, он в 1859 году выстроил этот двухэтажный, обложенный кирпичом и оштукатуренный дом.
Правда, тогда он не имел такой отделки — лепнина появилась позже, однако даже неброское строение вполне достойно смотрелось на фоне домовладений состоятельных соседей. Ибо в этом жилом квартале — недалеко от нового административного центра и рядом с центральной городской площадью — селилась респектабельная публика — преуспевающие врачи, богатое купечество, модные адвокаты, городские и губернские чиновники.
Время шло, подрастали дети. Сыновья пошли по стопам отца, а вот старшие дочки удивили многих: девушки предпочли удачному замужеству учительскую стезю…
Это сейчас при слове «учителя» возникают ассоциации с фальсификациями на выборах и вбросами, но мы не будем ступать по тонкому. Как бы ни хотелось постучать по клавишам, изливая негодование и обсуждая, как политика государства меняет образ человека этой профессии. Лучше сосредоточимся на сути дела.
Нет сомнений, что на жизнь подрастающего поколения неизменно важное влияние оказывают его педагоги. В царской России школа готовила современных грамотных людей, а потому учитель воспринимался как носитель знаний, наставник и пример для подражания. Профессия преподавателя была особо почетной и хорошо оплачивалась: жалованье опытного учителя составляло порядка 2500 рублей в год.
…Особенно успешно сложилась профессиональная карьера старшей из дочерей, которая стала начальницей Третьей женской гимназии Министерства народного просвещения – одной из семи женских гимназий Саратова в начале ХХ века.
На фотографии современный вид здания гимназии, где Ольга Ивановна Малинина начальствовала над педагогическим коллективом и под чьим недреманным оком три сотни девушек-учениц грызли гранит науки.
Поскольку у истоков системы школьного образования стояла церковь, одним из основных обязательных предметов в программе гимназического курса был Закон Божий, следующими по значимости шли русский язык и арифметика, география и история, чистописание и рукоделие. Иностранные языки, рисование, танцы, музыка – их тоже проходили в учебном заведении, но как необязательные.
Строгая дама, сидящая третьей слева в первом ряду, сама О.И. Малинина.
Успехи другой дочери Малинина — Марии Ивановны – были не столь впечатляющи, но и у нее дела обстояли неплохо…
С середины XIX века в городах России стали появляться епархиальные женские училища, которые находились в ведении епархиальных управлений содержались на их средства. Их открывали, чтобы из дочерей духовенства готовить будущих жен священнослужителей, но скоро акцент сместился в сторону получения девушками всестороннего образования. Позднее доступ в них был открыт для девиц всех сословий.
Епархиальные женские училища являли собой один из типов среднего учебного заведения, где преподавали закон Божий, русский язык, арифметику, географию, педагогику, пение, музыку, французский язык.
Мария Ивановна служила помощницей классной наставницы в Саратовском епархиальном женском училище. А в нем – на минуточку — число учениц на 1898 год достигло цифры в 572 человека.
Девушки-епархиалки – так в просторечии называли воспитанниц училища – после окончания учебного заведения получали звание домашней учительницы. Также они могли работать учителями в народных училищах и начальных школах при церковных приходах, весьма широко распространенных на пространствах Саратовской губернии.
Ну кто бы не стал гордиться такими дочками! А тут как раз подоспела пора обновить фасадную часть здания, ведь внешний вид дома – как бы лицо хозяина. Под высокими окнами разместили лепные гирлянды, два крайних окна отметили пилястрами и украсили сандриками.
А наверху в полукруглом аттике решено было разместить многофигурный барельеф, который должен был, добавив выразительности дому, ненавязчиво напоминать о достижениях проживающих здесь особ.
Замечательная идея, вот только результат получился немного странным. С одной стороны ребятишки и человек, что держит факел – символ знаний. Вроде бы в тему картины образования и воспитания? А с другой стороны, почему тут присутствуют безголовые фигуры? Вот только не говорите, что виной всему неумолимое время, все равно не поверю. Смотрите сами: головушкам женщин просто некуда было бы поместиться.
Безголовые создания живут и на этом двухэтажном доме с мезонином, что находится практически в самом центре Саратова — на улице Радищева. Его построили в середине 1820-х годов на тогдашней городской окраине – чудесный дом с большим двором и садом, где обильно зрели яблоки, а в зарослях паслена квохтали и копошились куры. Первым хозяином здания был малоизвестный губернский чиновник Э.Д. Харин.
Но уже к сентябрю 1830 года дом числится за другим человеком — тоже чиновником — Александром Дмитриевичем Горбуновым. Карьера его продвигалась успешно – в 1848 году он уже статский советник, награжденный за службу орденом Святой Анны 3-ей степени. Человек, как говорили знавшие его, образованнейший и умнейший, однако современникам он запомнился по большей части благодаря супруге.
Так случилось, что господин Горбунов был женат на дочке первого владельца дома. Анна Эльпидифоровна от природы обладала добрым сердцем, была деликатна, бескорыстна и отзывчива. Но… Видимо слишком долго она жила под магическим влиянием безголовых фигур, украшающих дом.
Как это сказывалось? Ну, например, в виде раковой лихорадки, когда на саратовских базарах оптом скупались все имеющиеся в наличии членистоногие с клешнями и возами свозились на обширный двор усадьбы. А там их уже поджидала куча случайно нанятого народа, и — начиналась работа. Раков варили, очищали, раковые шейки заливали маринадом. Заготовленным продуктом доверху наполняли подвалы.
Но вот беда: покупателей, охочих до этих гастрономических изысков, почему-то не находилось. Добро прокисало и бестрепетно выбрасывалось. А на подходе уже маячили фрукты, поспевающие в саратовских садах…
Раз этой энергичной даме пришла идея с ситцами. Закупив тысячи аршин дешевой материи, барыня лично отправилась торговать по селам. Но и тут торговая операция не заладилась, ибо деревенские бабы соглашались только на обмен. И при этом дворянка, чья фамилия была занесена в красную книгу, отчаянно рядилась с поселянками о количестве яиц и масла коровьего, причитающихся за кусок ситца.
В промежутках между делами Анна Эльпидифоровна любила устраивать в доме балы. Утром надумает, а уже вечером весь город у нее в гостях пляшет…
Кто отдал руку на отсечение
Тссс! Никому не говорить ни слова! Однажды темной-темной ночью в одном старом доме… Вспомнилось счастливое детство, пионерский лагерь и страшные истории, которые рассказывали после отбоя замогильным голосом. Была среди них страшилка про Черную Руку, систематически вылезавшую из стены.
И вот она ползет наяву – только не черная, а белая.
Я уже давно взрослая тетя, прочно подзабывшая фольклор младших школьников, но стоило увидеть этот ребус на боковой пилястре дома, как вспомнилось классика жанра. Интересно, с какой нехорошей целью обзавелась эта конечность проволочным кольцом? И что за нечистая сила обитает в стене этого дома? И я принялась копаться в краеведческих сведениях.
Их было пятеро братьев – сыновей выходца немецкой колонии. В Саратове богатая купеческая семья Шехтелей обосновалась с конца 20-х годов XIX века. Дружные братья, находясь «в нераздельном капитале», дела вели успешно и с размахом. Источником их благосостояния было производство мануфактуры на собственной ткацкой фабрике и торговля всевозможными товарами – вином, табаком, обоями, картинами, произведениями искусства, изделиями из золота и серебра.
В 1848 году братья Шехтели покупают обширное дворовое место, в состав которого входили три здания, подряд расположенных вдоль улицы Московской, плюс внутри квартала двор с садом, флигеля и многочисленные дворовые службы.
На переднем плане фотографии оба двухэтажных дома и одноэтажное строение между ними, во времена Шехтелей оно служило магазином и складом, в котором имелись обширные и глубокие винные погреба. В доме справа размещалась «лучшая в городе гостиница и ресторация».
В дальнем от зрителя доме находились жилые апартаменты многочисленных членов семейства и домашней прислуги.
Возможно, именно в это время, когда проводилась перестройка здании и подготовка в нем помещений, некий безвестный лепщик пошалил, присобачив на стену слепок руки.
Наиболее примечательными и яркими личностями в пятерке братьев были двое: Франц — самый старший и Осип – самый младший.
Франц задавал тон не только в торговых и деловых предприятиях, ему не было равных при организации пикников, балов и прочих увеселительных затей. Своеобразной пробой пера стало устройство шумного празднества для саратовского губернатора генерал-майора И.М. Бибикова, который любил и понимал толк в подобных развлекательных мероприятиях.
Вечеринка в ресторации прошла на ура…
Да вот незадача – она была устроена накануне великого поста, когда всем православным предписываются телесное воздержание, усердные молитвы и борьба с греховными страстями. Разудалые звуки затянувшегося веселья шокировали горожан, поспешавших рассветным часом мимо дома Шехтелей на службу в старейший храм Саратова – Свято-Троицкий собор.
Слух о неуместных «ликованиях и беснованиях» губернатора дошел до столицы и вызвал там столь сильное раздражение и негодование, что за приятно проведенный вечер бедолага поплатился своей должностью.
А Франц Осипович Шехтель вошел во вкус. Как оказалось, хорошие дивиденды – а почтеннейший купец первой гильдии никогда не забывал о личном интересе! — может приносить устройство досуга не только для влиятельных особ, но и рядовых саратовцев. К 1860 году у него уже имеется свой загородный увеселительный сад и театр.
Даже в доме, где проживала семья, его стараниями была устроена сцена с небольшим зрительным залом. Там проходили выступления артистов местного театра и приезжих звезд. На этой сцене, правда гораздо позже — в 1872 году, состоится дебют будущих основателей саратовского цирка братьев Никитиных.
Младший брат Осип Осипович, закончивший Технологический институт в Петербурге, долго — в интересах семьи — жил и работал в столице. Время от времени он наведывался в родной город, чтобы взглядом инженера проконтролировать работу механизмов и функционирование техники на предприятиях Шехтелей.
Вернувшись в 1865 году на постоянное жительство в Саратов, он привез с собой супругу и четырех маленьких детей. Одним из них был шестилетний Франц Альберт, которого домашние ласково звали Ади. Мальчик вырастет и станет классиком русского модерна – великим архитектором Федором Шехтелем. Свои лучшие здания он построит в Москве, но и в городе его детства появится особняк, спроектированный мастером и не уступающий его лучшим достижениям.
Для семейства Шехтелей 1867 год стал роковым. Надо сказать, что к этому времени средних братьев уже не было в живых. И вот в феврале скоропостижно умирает Осип, а через два месяца совершенно неожиданно для всех завершил свой жизненный цикл Франц.
Артистичная (и при этом далеко не безупречная) натура старшего из Шехтелей искала нестандартных ходов даже в скучнейших финансовых операциях компании. Он брал деньги под залог, но не спешил возвращать их, а отдавая, искал способы вернуть лишь полтину с каждого рубля долга. Результатом таких художеств Франца при его кипучей энергии стали огромные долги, невероятно запутанные торговые дела и, как следствие, отчаянная бедность овдовевших женщин и осиротевших детей.
Дома и склад на улице Московской описали за долги. Что можно было продать – было продано, но и эти деньги быстро кончились. В полном отчаянье вдова Осипа Шехтеля отдала своего младшего сына на усыновление посторонним людям, и мальчика увезли в другой город.
Тогда же она пишет ходатайство в Сиротский суд, в котором умоляет определить ее малолетних детей в какое-либо учебное заведение на казенный счет. Одного из мальчиков бедной женщине все же удается пристроить учиться на землемера. Но как быть с остальными?
В такое тяжелое время на помощь матери пришел уважаемый купец 1-ой гильдии и гласный саратовской городской думы — Тимофей Ефимович Жегин. Это был человек по натуре отзывчивый к нуждам людей и, к тому же, он доводился дальним родственником Шехтелям.
Детям он оплатил учебу в наилучших учебных заведениях Саратова: девочек поместили ученицами в Мариинский институт благородных девиц, а будущего зодчего зачислили в престижную Первую мужскую гимназию.
Жегин позаботился и о вдове: ее он устроил экономкой в дом своего близкого знакомого Павла Михайловича Третьякова — основателя знаменитой галереи. После отъезда матери в Москву, Франц-Альберт перебрался на жительство в семью Жегиных, в кругу которых будущий Федор Осипович, как он сам вспоминал позднее, ни на минуту не почувствовал себя бедным родственником.
В этом, так называемом «образцовом» доме жила образцовая семья Жегиных: отец и мать, шесть своих дочек, теща, дочери еще одного из пяти братьев Шехтелей, опекуном которых числился Тимофей Ефимович. Годы спустя Наташа, младшая дочь Жегина, станет женой архитектора Федора Шехтеля…
Казалось бы, теперь жизнь будет налаживаться, но, видно, еще не пришел конец несчастьям семейства Шехтелей. В декабре 1873 года от воспаления легких умирает их благодетель. Всего за день до смерти Тимофея Ефимовича в доме крестили его новорожденного сына. Крестной матерью малютки стала жена П.М. Третьякова, которая вместе с мужем приехали в очередной раз погостить у Жегина. Как оказалось – заехали проститься.
Вдова Жегина с детьми покидает Саратов и перебирается в Москву, а вместе с ними в новую жизнь уезжает юный Федор. Полный тревог и надежд, он едет в первопрестольную к счастью, богатству, востребованности, за которыми последуют безработица, нищета, смерть и долгое забвение…
А долгой памятью Тимофею Ефимовичу Жегину станет Александровское ремесленное училище, на создание которого он положил много сил и немало денежных средств.
До революции в этом учебном заведении будут получать образование и профессию сироты и дети беднейших горожан, потом оно претерпит множество реорганизаций, пока не будет преобразовано в техникум. Тогда его на всю страну прославит бывший ученик Ю. А. Гагарин.
…Судебные разбирательства по наследственным делам Шехтелей продолжались более десяти лет, в результате исков кредиторов усадьба на Московской была распродана по частям разным лицам.
После революции бывшие дома Шехтеля стали коммунальными жилищами, в настоящее время на первых этажах зданий расположены офисные и торговые помещения. В бывшем винном складе долгое время находился небольшой кинотеатр, потом оно сдавалось в аренду, а сейчас от него осталась одна стена вдоль улицы, заглянув за которую можно увидеть котлован и часть погребов.
На сегодня все, друзья. О других необычных барельефах на домах Саратова — в следующий раз. До скорой встречи!
В тему:
- Тот самый Углич, откуда пошла по Руси смута гулять
- О городе Ярославле и Ярославе Мудром, о медведях и о кремле – главной достопримечательности
- Губернатор Саратова Столыпин в стихии первой русской революции
- Ростов Великий – мужской Спасо-Яковлевский монастырь и Четыре женских судьбы
- Очарование и разочарования от встреч с Ниловой Пустынью
Оставить комментарий