Жаль, но в Саратове днем с огнем не сыскать античных развалин. Здесь также напрочь отсутствуют суровые феодальные замки с толстыми стенами и узкими бойницами и не найти воздушной красоты готических храмов. И действительно, откуда всему этому добру было бы здесь взяться, если славный российский город был основан не так давно, в 1590 году? Однако с точки зрения архитектуры он один из самых интересных в Поволжье. Те, кто читает мой блог, знают об этом.
Вместе с читателями мы гуляли по улицам исторического центра и саратовским взвозам, останавливались перед зданиями, украшенными великолепием керамики и лепнины, рассматривали сооружения с декором готического типа и отделкой в мавританском стиле, удивлялись домам с русалками и атлантами, изучали сандрики, стеклянные артефакты и клейменые кирпичи на фасадах домов.
Сегодня я предлагаю еще одну тематическую прогулку по старому центру, посвященную окнам — неотъемлемой части практически любого здания и тому важному элементу архитектуры, который нельзя не заметить.
И сразу оговоримся: мы будем ходить по старому центру и будем рассматривать и обсуждать только фасадные окна купеческих особняков, общественных и жилых зданий. Не будем обращать внимание на окна чердачные, мансардные и те, которые расположены над дверями. О них — как-нибудь в другой раз. А также исключим из сферы внимания частные дома, какими бы интересными ни были их окна с резными наличниками.
Что такое окно
Поклонники «Похождений бравого солдата Швейка», конечно, помнят полковника Фридриха Крауса фон Циллергута. Болван в погонах, он охотно просвещал подчиненных о вещах, которые казались ему важными. Правда, все его речи об омлетах, солнце, клее, почтовых марках и прочем казались окружающим непонятными и запутанными.
Но вот однажды он взялся за разъяснение того, что представляет собой окно… Бестолковое высказывание полковника мы опустим, тогда как вопрос этот сам по себе действительно интересен. Итак, что же такое окно?
Даже дети знают, что такое окно — проем в стене, в нем деревянная или пластиковая рама с прямоугольниками стекла, ну еще разве форточка. Вещь простая и обыденная, которая служит источником дневного света и является элементом конструкции практически любого здания.
Забавно при этом вспомнить, что некоторые народы нашей планеты до сих пор прекрасно обходятся без окон в своих жилищах. Взять, например, переносные дома кочевников, проживающих в юртах, чумах и ярангах.
Или вот хижины из глины и навоза, что видели мы в деревне удивительного африканского народа химба.
Трудно поверить, но у каждого из окружающих нас предметов — будь то расческа, кошелек, ложка или подушка — есть своя история, повествующая о пройденном ими долгом пути видоизменений. Окно ничем не хуже, и, заметим, некогда оно выглядело совершенно иначе по сравнению с тем, что мы привычно видим сегодня.
А раз у него есть своя история возникновения, то придадим остроты повествованию, задав вопрос: а когда, собственно, возникло окно?
Где искать истоки истории окон?
Чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно заглянуть в глубины человеческой истории, в самый ранний ее период — неолит. В это время люди уже умели строить примитивные жилища из доступных им материалов в ближайшем окружении. В разных местах они использовали разные материалы для своих конструкций: где-то строили глинобитные хижины, а где-то сооружали шалаши из веток и прутьев.
Камни также были отличным строительным материалом. И все разнообразие древних жилищ по всему миру не имело окон. Был лишь первый намек на них — обычные отверстия в стенах для воздухообмена и естественного освещения.
Понятно, что простой проем в стене не мог защитить людей от непогоды, холода и ветра. Лишь спустя тысячелетия окна стали затягивать бычьим пузырем, а затем закрывать кусочками слюды.
А что же стекло? Когда началось остекление окон и когда оно получило широкое распространение? Это хороший вопрос, но об этом — чуть позже. А пока не будем забегать вперед.
Дизайн окна может сделать жизнь лучше
Античный мир не знал окон как архитектурно оформленных отверстий в стене. Вместо этого в постройках Древнего Рима для освещения использовались прямоугольные проемы, которые выходили в сад или во внутренний дворик. В Древней Греции, где также не было окон в нашем понимании, на высоте в стенах зданий были сделаны узкие прорезы. Если вспомнить о благодатном климате, который позволял вести приятный образ жизни, то можно понять, почему не было необходимости в окнах.
Однако, несмотря на все радости бытия, прогресс не остановить. В первом веке до нашей эры началось бурное производство изделий из стекла и стеклянной массы. И вот уже появляются первые, пока еще редкие, застекленные окна. При раскопках в Помпеях, погибших при извержении вулкана, археологи обнаружили в бронзовых переплетах здания терм стеклянные пластины, законсервированные слоями пепла и магмы.
Конечно, качество античного стекла, получаемое методом литья на плоскую каменную поверхность, было невысоким. Оно было толстым, зеленоватого цвета и с большим количеством пузырьков. Однако применение стекла в строительстве стало новым шагом в развитии окон. Но пройдет еще немало времени, прежде чем каждое оконное отверстие будет застеклено.
А я вот задумалась, что было бы, если бы стекло не было открыто? Неужели тогда не было бы настоящих окон?
Кстати, дизайн окон в античной архитектуре был очень разнообразным и складывался из ряда факторов, таких как их размещение, комбинация оконных отверстий, их отделка и форма. Уже тогда стенные проемы, трансформируясь и расширяясь, из строгих прямоугольных приобрели множество разнообразных геометрических форм.
Древнеримское наследство — арки и не только
Древние римляне обрели в истории человечества славу великих изобретателей и мастеров строительной инженерии. Они создали и научились применять:
- бетон необыкновенной прочности;
- арочные конструкции;
- купольные перекрытия огромных пространств без использования дополнительных опор.
Эти три великих изобретения в архитектуре позволили создать удивительные сооружения, которые до сих пор поражают воображение.
Вся римская архитектура основана на арочных конструкциях. Акведуки, которые доставляли воду из источников в термы и фонтаны городских центров, монументальные триумфальные арки, возведенные в честь имперских побед и завоеваний, и, конечно же, Колизей, символ Рима и его вековой истории, все они построены с использованием арочных конструкций. Причем арочные проемы второго и третьего ярусов Колизея это уже почти окна.
Римская архитектура стала фундаментом для архитектуры европейской, а ее формы и постройки стали вдохновляющими образцами для целого ряда позднейших стилей и направлений.
Взять, к примеру, римский Пантеон. Его купол до конца XIX века был рекордсменом по своим размерам, а дизайн этого здания до сих пор оказывает влияние на архитектуру во всех уголках земли. Более того, круглый купол в сочетании с портиком с фронтоном прочно вошел в арсенал архитектуры русского классицизма.
А теперь взгляните на один из памятников регионального значения Саратова. Это — бальнеологическая водолечебница «Серные воды».
А это Корнилов дом. Венчающая его полусфера на двухъярусном карнизе недвусмысленно намекает на родство с древнеримским прототипом.
Окна как определяющие элементы
Закончилась эпоха Древнего мира, и в Европе наступил период, который позже назвали «темными веками». Потекли столетия, наполненные мрачными событиями. Шла борьба за территории, бушевали толпы, прокатывались волны варварских нашествий, лилась кровь, потеснив языческих богов, набирало силу христианство. Но даже в этот период человеческой истории бурлила мысль, строились города, менялись архитектурные стили. А вместе с ними преображались и видоизменялись окна.
Говорят, что для специалиста именно окно является ключевым элементом для классификации любого здания. По форме окна, по его декору или по отсутствию такового сведущий профессионал может определить архитектурный стиль постройки, ее функцию и с точностью до десятилетия назвать время ее создания. И пусть большинство из нас не относится к такого рода знатокам, но глаза-то у всех есть!
Для простого человека различие окон наиболее очевидно проявляется в форме оконных проемов, которые могут быть прямоугольными, квадратными, арочными, круглыми, овальными, стрельчатыми и т. д. Саратов может удивить массой их разнообразных вариантов! А потому давайте оторвемся от гаджетов и отправимся на прогулку. Смотреть во все глаза!
Саратовские окна и архитектурные стили
В Поволжье, на месте будущего Саратова, еще в третьей четверти XVI века не было ни одного людского поселения, сплошная природная идиллия. Весной степь покрывалась цветочным ковром, летом под порывами ветра бегуче серебрился ковыль, в пахучем царстве степных трав шумели дубравы. Одна из таких дубрав, сохранившаяся до наших дней, стала роскошным городским парком.
Саратов креп, развивался и рос, но покоя не знал. Ему досаждали набеги разбойников всех мастей — от кочевых племен до казацкой вольницы Разина и Пугачева. Выкашивали население эпидемии — то чума, то холера. Однако особенной бедой многострадального города стали опустошительные пожары: ведь основным строительным материалом было дерево.
Не раз от огненного бедствия Саратов выгорал дотла, оставляя, по свидетельству современников, «только одно его название». Неудивительно, что до наших дней практически не дошло городских построек ранее первой половины XIX века. А потому в Саратове не найти зданий в предшествующих этому времени архитектурных стилях. Так, например, в городе сохранился единственный образец, выполненный в стиле барокко — Свято-Троицкий собор.
Однако нельзя сказать, что барокко стиль изысканный и роскошный, совсем миновал купеческий город. Стоит лишь обратить внимание на шикарное оформление окон еще одной архитектурной достопримечательности Саратова. Хотя фасад здания бывшего торгового дома мукомола Бореля — это уже эклектика рубежа столетий.
Но мы отвлеклись. XIX век — это время расцвета архитектуры классицизма в России. Эстетическим идеалом для зодчих стала гармония античности. Они изучали помпейские руины, храмы Эллады и дворцы древнего Рима и интерпретировали их композиции, формы и детали в духе времени.
Окно в стиле классики — это вытянутая по вертикали арочная или прямоугольная конструкция, разделенная на части двумя парами переплетов.
Прямоугольные окна появились в XV веке в Италии. В это же время венецианские мастера совершили переворот в стеклоделии, научившись изготовлять свое знаменитое cristallo — тонкое и прозрачное оконное стекло.
История окон тесно связана с историей рамы и стекла.
История стекла и рамы
Римляне первыми начали использовать стекло для окон, но прошло много времени, прежде чем через него можно было ясно видеть. Только в XVIII веке стекло стало широко использоваться для остекления окон.
Следующий прорыв произошел в XIX веке, когда было изобретено листовое стекло. Это вызвало настоящую революцию в архитектуре. Теперь стало возможным создавать большие окна.
В настоящее время листовое стекло широко используется в различных областях. Что касается его использования в строительстве, то посмотрите, как красивы здания со стеклянными фасадами.
Оконная рама — словно оправа для магического кристалла. Вместе со стеклом она образует систему, с помощью которой человек смотрит на мир. И, конечно, у рам тоже есть своя история. Первые рамы — это свинцовые протяжки, которые удерживали небольшие стекла. В дальнейшем через пробы и ошибки велись поиски иного материала для оконных конструкций, и лучше всего для этой цели подошло дерево.
Причем перед изготовлением рам исходный материал подвергался обработке по специальной технологии, благодаря чему древесина обретала долговечность.
Продолжительное время для изготовления окон в массовом строительстве дерево было единственным используемым материалом.
Деревянные окна советского периода известны всем взрослым жителям России: неказистые толстые рамы, окрашенные масляной краской, простая фурнитура, неидеально прилегающие створки. Они до сих пор встречаются в домах и по-прежнему служат людям по своему прямому назначению. Однако сейчас таких конструкций становится все меньше, и их место занимают окна со стеклопакетами.
Окна ПВХ против обычных деревянных
В ХХ веке оконная промышленность претерпела значительные изменения, когда появились окна из поливинилхлорида (ПВХ). Обладавшие в силу своей конструкции отличными теплоизоляционными свойствами, прекрасной шумоизоляцией, герметичностью и долговечностью, они быстро вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой частью быта. И это вызывает двойственные чувства: с одной стороны, пластиковые окна имеют массу преимуществ, превосходя обычные деревянные.
Но с другой стороны… Все плюсы меркнут, поскольку при установке пластиковых окон приходится жертвовать внешним видом дома. Получается разнобой — кто-то поменял окна, кто-то нет.
К тому же часто из финансовых соображений владельцы выбирают на замену простейшую конструкцию из пластика, теряя при этом аутентичный и порой очень красивый вид исходного окна.
Вот вы сами можете сравнить — было и стало, как замена деревянных переплетов на стеклопакеты в стандартных рамах из пластика привела к утере оригинальной расстекловки окон.
Нередко в современных домах, чтобы упростить и удешевить конструкцию окон, а также увеличить световой проем, отказываются от дополнительных оконных элементов, таких как горбыльки, делящих полотно остекления на части. А между тем устройство переплета является цельным художественным произведением, в котором важны все его детали. Сохранение членения оконных переплетов линиями различной толщины и направленности — не только дань старой архитектуре, оно имеет большое значение для масштабного восприятия здания.
Горе от ума
В апреле 2023 года некоей даме пришла в голову идея установить в своем жилище современные пластиковые окна. Казалось бы, дело житейское. Пикантность истории придавало то обстоятельство, что дама была владелицей квартиры в объекте культурного наследия регионального значения. «Дом травников Соколовых» славился изумительно красивыми окнами необычной формы.
Причем в демонтаже существующих окон не было никакой необходимости. «Я своими руками ощупал каждый сантиметр уникальных старинных рам. Даже не верилось, что материалу больше ста лет, в таком потрясающем состоянии было дерево. Там гвоздям по 120 лет, и они словно только что выкованы», — волновался, рассказывая журналист и краевед Алексей Голицын.
Уговоры общественности не помогли, хозяйка настояла на своем, и в результате дом утратил свой неповторимый облик, а город потерял такую красоту. Кстати, на верхнем этаже этого дома с роскошным окном разобрались еще раньше.
При замене окон в памятниках архитектуры важно не нарушать внешнего облика здания. Сейчас существует огромное количество вариантов оформления пластиковых окон, при которых не составляет труда полное воссоздание архитектурных особенностей прошлых столетий. Пластиковому профилю можно придать любую форму, его можно изгибать, разрезать, сваривать, получая арочные, квадратные, треугольные, многогранные окна. То же касается разнообразия цветовых решений — на любой вкус, вплоть до имитации дерева. Весь вопрос в цене…
Особняк губернатора Кожевникова — печальный пример полной утери исторического вида здания. Пример варварского отношения к архитектурному памятнику и полной безнаказанности виновных хотя бы всколыхнул общественность. Но бывает и хуже, когда стоит полная тишина. Смотрите сами…
Если дом не является памятником архитектуры, то уж тут его можно уродовать, как душе угодно, и никто слова не скажет. Вот и в этом маленьком особнячке когда-то было симпатичное круглое окно, а стала дверь.
Хочется надеяться, что в ближайшем будущем появятся какие-либо действенные меры для охраны окон. Но на данный момент на это трудно рассчитывать. Поэтому, дорогие друзья, спешите видеть и фотографировать. Продолжение следует…
В тему:
- Маленькая рыбка снеток в большой компании селигерских рыб
- О колоколах, знаменитых звонах Ростова Великого, веселых бубенцах и танках
- Пять необычных и странных барельефов из тех, что украшают саратовские дома
- Что общего у плутоватого Гермеса, юных пионеров и кота Матроскина
- Встречи сквозь столетия за чашкой чая в Саратове
Оставить комментарий