Окна — их так много, и все они такие разные. И по форме, и по размеру, и по оформлению… А потому и классифицировать их можно по разным признакам. Например, можно поделить их на две группы в зависимости от формы оконного проема: прямоугольные окна и окна с полукруглым завершением. Сегодня наше внимание будет отдано окнам прямоугольной формы. И хотя наш выбор уже наполовину сократил количество объектов для рассмотрения, но не уменьшил в массе их разнообразия.
Интересно, что когда мы думаем об окнах, которые служат для поступления света и воздуха в помещение, в нашем воображении возникает прямоугольник. Причем такой, у которого высота больше ширины. Подобная конфигурация оконных проемов является наиболее распространенной и по сей день.
Простая и гармоничная прямоугольная форма окон подходит большинству зданий, и что особенно важно, при строительстве домов не требуется особых усилий ни для воссоздания таких проемов, ни для изготовления и установки соответствующих им рам.
Еще в далекие времена античности и эпохи Возрождения архитекторы задумывались о красивом оформлении прямоугольных окон. В качестве украшений использовались наличники, фризы, сандрики, консоли. В Саратове есть немало старинных зданий с такой отделкой…
Прямоугольная классика на фото
В связи с особенностями градостроительства Саратова, о которых мы говорили в предыдущей статье, самые старые здания в городе являются образцами архитектуры классицизма. Законами этого стиля выступают симметрия, ритмичность и пропорциональность, а формообразующими элементами считаются правильные фигуры: прямоугольник и полукруг.
Поэтому оконные проемы в зданиях этого стиля имеют вид обычного прямоугольника или прямоугольника, завершенного полуциркульной аркой. Причем радиус округлой дуги должен быть равен половине ширины окна.
Позднее полуциркульные окна зданий классицизма стали выполняться с завершением в виде арок других типов, например лучковой формы.
Удлиненные окна, утвердившиеся с приходом эры классицизма, имели свои особенности. Они отличались от окон предыдущих архитектурных эпох своей простотой и скромным оформлением с минимальным количеством деталей. Их переплет состоял из одной вертикальной стойки и двух или трех горизонтальных планок, образуя подобие креста.
Крестообразные детали рамы делили оконное пространство на равномерные части. Иногда переплеты дополнялись горбыльками на нижних створках, а в случае полуциркульных окон — прямыми или изогнутыми перемычками в арке.
Законами классицизма выступают симметрия, ритмичность и пропорциональность. Что касается окна как архитектурного элемента, то под пропорциональностью следует понимать правильное соотношение его высоты и ширины, в классической архитектуре оно составляет два к одному.
Усовершенствование технологий позволило создавать в традиционном классическом стиле двустворчатые окна. Подобный вид окон быстро набирал популярность.
Несмотря на свой непритязательный вид, прямоугольные окна классицизма стали той базовой моделью, по которой в дальнейшем будут конструироваться современные окна.
В Саратове, как и в Греции, все есть
Чаще всего прямоугольный оконный проем в домах ориентирован вертикально, гораздо реже длинная сторона прямоугольника расположена горизонтально. Но чего только не отыщется в Саратове — городе старых купеческих домов. И среди них нашелся тот, на фасаде которого есть оба вида размещения прямоугольных окон.
Этот колоритный дом когда-то принадлежал владельцу пивзавода из Самары Альфреду Филипповичу фон Вакано. Что и говорить, господину досталась фамилия редкая не только по масштабам Саратовской губернии, но и, пожалуй, по России в целом. Впрочем, чему тут удивляться, если ее обладатель по происхождению был австро-венгерским подданным, впоследствии принявшим русское подданство.
Любопытен дополнительный штришок: приставка «фон» перед фамилией Вакано указывала на него, как на человека голубых кровей. Однако австрийский аристократ, обосновавшись в России, проявил себя талантливым предпринимателем, став в недалеком времени купцом 1-й гильдии.
Как известно, «Жигулевское» было лучшим пивом страны Советов. Но не все знают, что оно впервые было сварено задолго до Октябрьской революции — в 1881 году на самарском пивоваренном заводе дворянином фон Вакано. Пивной король, занимаясь расширением географии поставок, прикупил саратовской недвижимости. В частности, данное здание служило конторой предприятия и складом продукции.
На фасаде дома между парными окнами видна маленькая табличка с первыми буквами имени владельца — «А.Ф.Ф.В.», а выше еще одна, на которой указан год постройки здания — 1901 год.
Эклектика и ее окна
С середины XIX века в архитектуре Российской империи начал стремительно распространяться творческий метод, получивший название эклектизма. Этот стиль, вобравший в себя черты всех направлений, успешно сочетал и смешивал их, создавая новые формы. Главным достижением эклектики стал отказ от строгих классических форм и утверждение творческой свободы архитекторов.
Особенности окон в стиле эклектика:
- Они продолжают сохранять удлиненный вид;
- Верхняя часть окна выполняется из цельного стекла, поскольку рама наверху утрачивает разделение;
- Благодаря такому дизайну окна стиля эклектика приобретают «Т-образную» форму.
Проявлением эклектических мотивов стало использование скругленных краев в окнах. Скругленные элементы легче для восприятия глазом.
Квадраты окон, сколько ни смотри по сторонам
Известно, что окна играют важную роль в формировании внешнего вида здания и его визуального восприятия. В какой-то момент архитекторы поняли, что прямоугольными оконными проемами уже никого не удивить, пора искать и пробовать что-то новое. И обратили свое внимание на квадрат.
Равное соотношение длины и ширины, характерное для любой квадратной конструкции, открывало перед зодчими интересные возможности как при выборе дизайна окон, так и при формировании архитектурного облика дома в целом.
При проектировании здания с окнами-квадратами архитектор может:
- выбрать практически любой размер оконного проема;
- использовать квадратные окна для придания оригинальности и гармонии оформлению фасада:
- подчеркнуть геометрию здания.
Обычно задний фасад здания весьма скупо украшен. Но посмотрите, как заиграла непарадная сторона дома, благодаря неожиданному решению архитектора, разместившего на стене окна разных видов: прямоугольные, квадратные.
Интересно, что до XX века окна квадратной формы встречались крайне редко. 1920-е годы — наступило время конструктивизма и рационализма. В момент становления этих направлений их адепты, опираясь на различные исходные принципы, серьезно конкурировали друг с другом. Однако, несмотря на все разногласия, общим для этих двух стилей стало использование квадратных окон в своих проектах.
Прошло время, и оказалось, что неспециалисту практически невозможно отличить здания одного течения от другого. Возможно, поэтому сегодня всю советскую авангардную архитектуру принято называть конструктивистской.
Недолгий век конструктивизма в Саратове отметился рядом интересных построек. На фото пара примеров таких домов с квадратными окнами.
К данному стилю относятся жилой дом с названием «Новый быт» на фасаде и здание красивейшего Дома книги — совместная работа зодчих Д.В. Карпова и В.П. Дыбова.
Памятью о конструктивизме стали два жилых здания домов ИТР. Из особо примечательного к них — новаторский прием использования квадратных окон на углу здания и решение с ленточным остеклением подъездов.
От простых — к сложным: парные и тройные
Окно, этот важный компонент конструкции здания, может быть простым и сложным. Сложное представляет собой комбинацию оконных отверстий, объединенную в единое целое охватывающей их обработкой. Парным окном называется комбинация из двух окон, из трех – тройное.
Важно отметить, что без архитектурного объединения, как бы близко друг к другу ни располагались оконные проемы, их сочетание не будет считаться ни двойным, ни тройным окном.
Украшение здания — окна большого размера
К неоспоримым преимуществам больших окон можно отнести обилие естественного света в помещении и открывающиеся из них превосходные виды. Кроме того, они открывают широкий простор для дизайнерского оформления здания. Такие конструкции в принципе преображают внешний вид здания, придавая ему особую привлекательность. Большие окна стали визитной карточкой современной архитектуры. А как обстояли дела в прошлом?
Большие окна были характерны и для классицизма. Классические дворцы, загородные усадьбы и городские особняки часто имели большие окна, что в мелком рисунке переплета шли от пола до потолка. Геометрия старинных окон узнаваема в ряде особняков Саратова.
Например, огромные квадратные окна Дома со сфинксом. Вообще-то он был создан в стиле модерн (о котором речь пойдет в одной из следующих статей), но, как мне кажется, окна выполнены близко к подобной расстекловочной схеме.
Изобретение листового стекла привело к появлению витринного остекления. Ярким примером этого могут послужить большие окна в выставочном зале здания, еще одной архитектурной достопримечательности Саратова. Когда-то здесь размещалась контора, магазин и склад земледельческих машин, принадлежавшие купцу и предпринимателю Степану Петрову.
Крупногабаритные окна вполне могут быть отнесены к нестандартным по своей форме конструкциям.
Нестандартные окна
Было бы странно, если в своих размышлениях о том, как должны выглядеть окна, зодчие ограничились бы только прямоугольниками и квадратами, забыв о существовании иных геометрических фигур. К счастью, даже мир простых четырехугольников не был обделен вниманием. Среди саратовских памятников архитектуры встречаются обладатели интересных оконных конструкций. Например окна в форме трапеции, такие, как в особняке бывшего присяжного поверенного Дыбова.
Нестандартные формы окон являются одним из наиболее выразительных архитектурных приемов. Так выглядят окна в домовладении, некогда принадлежащем вице-губернатору Адольфу Тилло.
Вот еще один пример отступления от устоявшихся канонов — историческая достопримечательность города конца XIX века, которая когда-то была шоколадной фабрикой братьев Миллер.
Вот уж действительно: окна всегда придают постройке уникальный характер. Закончив с прямоугольными и многоугольными образцами, в следующий раз обратимся к окнам арочным.
В тему:
- Барельефы Пушкина и Мицкевича на фасаде дома в Москве и Саратове
- Летнее путешествие в Троице-Сергиеву Лавру Сергиев Посад
- Какие есть достопримечательности в Сергиевом Посаде Церкви, святые источники, матрешки и музеи города
- Современные встречи со старым городом Саратовом – исчезнувшем и сохранившимся
- Встречи с Чернышевским в Саратове наших дней
Оставить комментарий