Велика, необъятна наша родина, Россия. Прекрасны ее густые леса, цветущие луга, бескрайние степи, широкие реки и глубокие моря. Но славна она и своими сынами, трудом их и их достижениями. Мы, живущие здесь и сейчас, гордимся своими предками. История нашей страны непростая, были в ней времена темные, годины бед и несчастий. Тогда казалось, что уже никогда нашей родине не подняться из бездны падения и не возродиться.
Но всякий раз страна поднималась не сломленной, возрождалась, становясь ее лучше. Наше прошлое, непростая история нашей страны – наше достояние, наша память, частица нашей самобытности! Продолжим наш рассказ и вспомним одно событие смутного времени – осаду Троице-Сергиева монастыря и его героическую оборону.
Русские православные монастыри
Город Сергиев Посад обсыхал после вчерашнего дождя, на фоне синего неба блестели, жаром горели купола храмов, высокая каменная стена, окружающая монастырь, белела чистотой …
Чтобы понять, почему Троице-Сергиева обитель – земное отражение града Небесного – подверглась осаде, сделаем небольшое отступление и поговорим о русских православных монастырях.
Монастыри на Руси появились еще во время княжения Ярослава Мудрого. Зачем? Какие функции они выполняли? Здесь мы уже говорили, что монастырь – это место, где обитает община монахов.
Что вы думаете о нем? Как себе представляете? Может быть считаете, что собралась себе кучка людей, ушедших от мира, не имеющих семьи, без собственности, которые живут в суровых ограничениях и постоянно молятся? Молитва, конечно, для верующих дело очень важное. Но не только ради этого создавались русские православные монастыри! Не-е-ет, не так-то все было просто!
Русские православные монастыри были образования поистине многофункциональные:
- Центр культуры и просвещения, в них переписывались книги, создавались школы иконописи, обучали фресковой живописи.
- Центры, ведущий миссионерскую деятельность, приобщающие новые народы к православию. Так было при мирном освоении русского севера в 15 и 16 веке.
- Монастырь был экономическим оплотом церкви. Сюда поступали богатейшие вклады – в знак благодарности за какое-либо событие, например, за одержанную победу, или при каком-то молении, или просто на помин души. Цари, представители княжеских фамилий, бояре сюда приносили в дар редчайшие фамильные реликвии. Сокровищницы монастыря не пустовали. Это были надежные хранилища для национальных сокровищ.
- Это было место, где готовились все церковные кадры, в том числе само церковное руководство и кадры, которые занимали ключевые позиции в церковной жизни
- Своеобразный социальный центр для содержания сирот, немощных и старых людей. Это по истине бесценная функция, учитывая, что государство тогда не оказывало никакой социальной поддержки своему населению.
- Здесь было средоточие интенсивной религиозной жизни, хранящее церковные традиции. Окрестные крестьяне трудились и молились вместе с монахами, при нужде – воевали рука об руку.
- А воевать приходилось настолько часто, что, скажем, в 15 веке обители представляли собой щиты военные, форпосты государства русского. Мощные стены, военные навыки, героизм монахов надежно защищали о набегов нашу страну. К веку 17, из-за расширения государства, военно-стратегическое значение ряда монастырей естественным образом снижается.
- Когда появился враг внутренний, но монастыри стали местом, куда его изолировали и где его надежно стерегли. Немало несчастных монастырских узников заканчивали свою жизнь в этих суровых узилищах скованными, на одном хлебе и воде. Кто не знает Соловецкий монастырь – известная церковная, а потом и политическая тюрьма.
- Монастыри были и убежищем. За их стенами укрывались во время опасностей. Троицко-Сергиев монастырь дважды укрывал Петра I – его малолетнего, во время бунта стрельцов, и повзрослевшего, когда темной ночью, в одиночку, прискачет он сюда, спасаясь от заговорщиков противостоящей ему сестры царевны Софьи.
События Смутного времени – Россия начала XVII века
Ненадолго перенесемся в начало 17 века. В первые два его десятилетия страну постигли тяжелейшие бедствия. Современники это сложное и трагическое время называли Смутой.
Фактически это была самая первая российская гражданская война, сопряженная с интервенцией польско-литовского государства. Первый Лжедмитрий, с триумфом входящий в Москву… Разорение государства сопоставимо с татарским нашествием… Люди теряют человеческий облик.
На смену одному убитому самозванцу приходит второй. И – новое нашествие пестрого сброда поляков, литовцев, русских и украинских казаков, татар, венгерских и немецких наемников. Захватчики неудержимо и победно идут по стране.
Русские бояре, дворяне и даже представители церкви мечутся, предавая и переходя из одного стана в другой. К 1608 году под властью второго Самозванца – верхнее и среднее Поволжье, многие северные области, области центральной России.
Причины осады Троице-Сергиева монастыря
Мы стоим у стен монастыря… Поднимаю голову вверх. И нет у меня впечатления, что за такой стеной можно укрыться в безопасности. Вот в фильме «Игры престолов» стена была так стена! Мой муж смеется надо мной, моим невежеством в фортификационных сооружениях и говорит, что и сейчас стена весьма внушительна, а уж для своего времени…
Правда, в начале 17 века она была не такая. Это после осады ее перестроили. Сейчас башни и стена гораздо выше и шире. На стенах три яруса идут бойницы – для нижнего, для среднего и линии для верхнего боя. Башни пятиярусные. Сейчас их насчитывается 11 штук.
А возведена стена, взамен первоначальной деревянной, была в середине 16 века. Сделана из камня и кирпича. Белая, аки голубь, так писал о ней очевидец. Неправильный четырехугольник двухъярусных стен протяженностью 1300 метров и высотой, которая колебалась от 5 до 6 метров. В придачу – двенадцать башен в три боевых яруса.
Да, для того времени это было мощное сооружение, но к моменту осады монастыря поляками высота стен уже не соответствует военным требованиям.
Поляки не считают эту защиту “крепкой”, у них нет ни малейших сомнений в своей победе. Чтобы было более наглядно все представить, посмотрите на фотографию Пятницкой башни. Сегодняшняя ее высота – 22 метра, а тогда ее высота была 9 метров. Но на башнях и стенах – сотня грозных пушек, котлы и приспособления к ним, чтоб на головы неприятеля лить кипяток или огненную смолу.
Лето 1608 года. Тушинский вор создал свой двор, альтернативу царскому в Москве. Его лагерь находится в Тушино, что всего в семнадцати километрах от столицы. В стране фактически двоевластие, даже два патриарха. Разорены многие русские города, захвачены Суздаль, Вологда, Владимир, Ростов Великий, Ярославль. В стране орудуют разбойники и мародеры.
Москва в полублокаде войск Лжедмитрия II. Чтобы блокировать столицу полностью, лишив ее подвоза припасов и продовольствия с севера, нужно лишь взять Троице-Сергиев монастырь. Он занимает важное стратегическое положение.
Вторая причина – алчная. Ах, как манила грабителей святая обитель своей казной, богатыми вкладами царей и бояр, драгоценными окладами икон, с бесценной церковной утварью! А как сильно выиграло бы от этого финансовое положение самого Лжедмитрия II… Устоять невозможно!
И была третья, чисто идеологическая, причина у захватчиков стереть с лица земли эту обитель: она – духовный центр России, у нее высокий моральный авторитет.
Границы московского царства ужались до стен кремля, царь Василий Шуйский не имеет ни уважения, ни поддержки народа. Но ему, как царю, как законной власти, остаются верными иноки Троице-Сергиева монастыря. Этим они подают нравственный пример и удерживают многих от измены. Сокрушение же Троице-Сергиевой твердыни окончательно сокрушит авторитет царя, а тогда уже ничто не помешает венчать на царство самозванца.
В это время предательства и корысти только одна эта обитель стоит в стороне от борьбы за власть и деньги, только из нее исходит призыв Руси объединиться.
Осада и оборона Троице-Сергиева монастыря
И вот случилось. 23 сентября – по старому стилю – 1608 года встали под стенами Троице-Сергиева монастыря литовский гетман Петр Сапега и пан Александр Лисовский с поляками, литовцами, русскими изменниками.
Под командой Лисовского непобедимая и легендарная легкая кавалерия Речи Посполитой – лисовчики, прославившиеся своей храбростью, удалью и жестокостью. Лисовчики не получают жалование, а кормятся повсюду, даже на своей родине, исключительно трофеям и грабежами. Не раз они разбивали превосходящие силы противника, ими взяты Ростов, Суздаль, Кинешма.
Под командой Сапеги – гордость шляхты, тяжелая кавалерия – крылатые гусары, немецкие пехотинцы, полевая артиллерия, русские дворяне, вставшие на сторону Тушинского вора.
У Сапеги и Лисовского внушительная армия, точная численность которой неизвестна, но по данным историков, колеблется в пределах от десяти до 30 тысяч. Профессиональное многоопытное войско.
И – противостоящие ему за этими стенами 2500 защитников: монахи (без ратной выучки), крестьяне-беженцы из окрестных деревень и горстка воинов – присланных в крепость царем Василием Шуйским дворян, казаков, стрельцов с воеводами. Очевидец Авраамий Палицын говорит о 609 ратниках и трехстах представителях монашеской братии.
Людей для обороны катастрофически мало. Хорошо, что в Троице-Сергиевом монастыре на случай осады было достаточное количество орудий, ядер и пороха.
63 вражеских орудия с соседних высот начинают обстреливать стены и башни твердыни, простреливается все пространство монастыря. Одно из польских ядер пробивает железную дверь в пяти метрах от раки преподобного Сергия. Мы потом, когда пойдем поклониться мощам святого, увидим этот отголосок смутного времени и надпись около него 1608-1610. Мерцающие огоньки лампад, красные, зеленые, священные останки… И такое зримое свидетельство прошлого – воспринимается по-особому.
Осаждающие роют под стены подкопы, чтобы взорвать там мины, ходят на приступы, чтобы штурмом взять стены обители. Осажденные со стен обороняются и неоднократно совершают отважные вылазки, отбивая у неприятеля пушки, захватывая пищали, порох, продовольствие. В одну из таких вылазок два крестьянина обнаруживают очередной подкоп и героически жертвуют собой, подрывая подкоп и себя в нем.
Так раз за разом рушатся планы неприятеля. Свидетельства уверяют, что защитникам много раз помогал сам святой Сергий Радонежский. Защита Троице-Сергиева монастыря, его стойкая оборона становится символом стояния за всю Русь.
Осаде нет конца. Неумолим Сапега.
А в Лавре хворь-цинга защитников морит.
Уж отгорел закат. Тревожный час ночлега,
Под башнею подкоп, и землю лях сверлит…
Жизнь защитников Троице-Сергиева монастыря в период осады была невероятно тяжела, силы их неуклонно тают – люди гибнут в бою, умирают от ран. В обители – недостаток продовольствия, отсутствие овощей, почти голод, за ним следом приходит беспощадная цинга, уносящая ежечасно по несколько десятков жизней. Мало воды, а та, что есть – скверного качества.
Монастырь переполнен больными и ранеными. Скученность, теснота, грязь, смрад, болезни, отсутствие ухода за большинством хворых. Вопли – вот единственное, чем могут облегчать свои страдания несчастные больные.
Зимой добавился ужасный холод. Необходимо совершать вылазки за дровами и платить за них высокую цену многими человеческими жизнями.
Главное монашеское занятие – это молитва. Она продолжается и в осаде, все 16 трудных месяцев осады продолжаются богослужения. Вот уже много веков, не прерываясь ни на день, у раки преподобного Сергия читают Евангелие и поют акафист. Но иноки еще ходят и на вылазки, и стоят на стенах вместе с ратниками.
Осада продолжалась один год, три месяца и двадцать дней. В обезлюдевшей крепости съедено все, даже птицы и кошки. Наконец, 12 января 1610 года осада Троице-Сергиева монастыря кончилась, осаждающие уходят с ничем – обитель выстояла. К этому моменту в монастыре остается не более 200 защитников, похожих больше на живые скелеты…
Около стен обители
Постояли у каменного свидетеля осады и обороны Троице-Сергиева монастыря – Пятницкой башни. Это та самая башня, под которую поляки рыли подкоп. Когда стоишь около нее, все представляется совсем иначе: каково это сидеть в крепости, ожидая, что вот-вот, прямо сейчас рванет. Искать подкоп и не находить его. А потом жертвовать собой, спасая други своя.
Прошли вдоль стены вверх до Уточьей башни. Пожалуй, изо всех башен Троице-Сергиевой лавры она самая красивая. Бойницы у нее какой-то необычной, каплевидно-сложной формы. Название она получила от каменной уточки, венчающей шпиль этого фигурного и богато декорированного сооружения. Говорят, что уточкой наверху она обязана Петру Первому: еще подростком, будущий государь забирался на эту башню и отчаянно палил из мушкета по уткам в Белом пруду.
Все, кто проходит в Троице-Сергиев монастырь через Святые ворота, обратите внимание на чугунные плиты по обеим их сторонам – они установлены в память об осаде. О ней же рассказывают два щита на памятном обелиске внутри Лавры.
А во время Северной войны, когда русская армия отступала и Петр I всерьез опасался, что шведский король Карл XII пойдет на Москву, Троице-Сергиев монастырь вновь изготовился к обороне…
В тему:
- В деревне Алешино — с Армандами, до них и без них
- Ростов Великий – мужской Спасо-Яковлевский монастырь и Четыре женских судьбы
- Что могут поведать старинные особняки волшебного Саратова
- О подмосковной усадьбе Архангельское, ее истории и необыкновенных владельцах. Начало.
- О чем могут поведать ризница, колокольня и храмы Троице Сергиевой лавры
Оставить комментарий