Май всегда прекрасен. Его брат июнь тоже хорош, но все-таки уже не то. Но в этом году май выдался совершенно невероятным – то просыпался новогодний снег, то пронесся разрушительный ураган, то стало так тепло и солнечно, что вместе с птахами песни весенние петь хочется и совершенно невозможно сидеть на работе. И вот утром прекрасного, почти летнего, дня громом с ясного неба нас настигли слова: «Бывали ли вы в Архангельском? Ежели нет — поезжайте». Сказанные двести лет назад Александром Ивановичем Герценом, они прозвучали весьма своевременно.
Мы переглянулись и отправились в Красногорский район Московской области, туда, где находится музей-усадьба «Архангельское».
Тот самый Юсупов, которого знают все
После революции Архангельское, красивейшая подмосковная усадьба вместе с прилежащим к ней прекрасным парком, достались советской власти и стали числиться музеем, но долгое время здесь было родовое гнездо князей Юсуповых.
Не уверена, что всех, но, по крайней мере, уж одного представителя этого знатного семейства в нашей стране знают абсолютно все. Да-да, вы не ошиблись, вспомнив Феликса Юсупова, участника давней и до сих пор не вполне ясной истории с убийством Григория Распутина.
Бывали ли вы в Архангельском?
Кружило голову нежнейшее благоухание сирени, солнечные зайчики резвились среди зелени молодой листвы, когда по аллее, идущей от Ильинского шоссе, мы вышли к боковой части Большого дома — главного здания княжеской усадьбы. И замерли в восхищении…
Однако нарядные гости того, оставшегося в прошлом, Архангельского прибывали к сиятельным владельцам не окольными боковыми дорожками, вроде нас. Господа, свернув в сторону с московской дороги, долго следовали через лес по прямой и широкой Императорской аллее. Лесная дорога, идущая в гору, позволяла сначала видеть только высокий шпиль и изящную башенку на крыше дворцовой постройки.
В свою очередь, с нее тоже велось наблюдение: дворовые высматривали приближение важных гостей, чтобы потом — в париках и перчатках — выстроиться для церемонии их встречи. На флагштоке изящной башенки, когда хозяева были дома, всегда развевался белый флаг с гербом Юсуповых.
А потом сосны и березы расступались, открывая меж зеленых кулис массивное строение въездной арки, в проеме которой просматривался дворец – величественное творение в духе классицизма с его симметрией и строгими геометрическими канонами…
Парадный двор
И вот экипажи торжественно въезжают через высокую с ажурными воротами арку на Парадный двор. Он, вместе с флигелями и колоннадами по обе стороны, представляет собой своеобразную прихожую под открытым небом к Большому дому. Играет музыка, разносится аромат цветов от пестрой клумбы, двери дома распахнуты настежь, щебечут разнаряженные дамы, вежливо раскланиваются господа. Витает радостное предвкушение праздника…
А в сиреневых сумерках, когда слуги зажгут у дома эти чудные светильники и иллюминацию по всему парку, начнется бал, а затем будет непременный в таких случаях фейерверк.
Но чем объяснить, что у меня поднялось настроение? Стоило лишь пройтись по колоннаде, да потрогать малютки-пушки, из которых производили в честь гостей салюты.
Их здесь две разновидности – пехотная однофунтовая 1742 года и трехфунтовая полковая, на стволе которой ручки сделаны в виде красивых рыб. Между прочим, и та, и другая в середине XVIII века представляли собой серьезные орудия.
Интересно, но почему на ней герб графа А.Г. Разумовского? И что означает надпись «АННО 1749»?
Впрочем, это не самые интересные из загадок и секретов, которыми богата усадьба Юсуповых в Архангельском.
Владельцы усадьбы Архангельское
Знаете ли вы, сколько в начале XX века насчитывалось дворянских родов по Российской империи? Десятки тысяч! Точнее – без малого 65 тысяч. В этом астрономическом множестве звездой первой величины почитался клан Юсуповых – известнейшего и богатейшего семейства.
С середины XVI века его представители занимали видные военные должности, важные государственные посты, были успешными предпринимателями, щедрыми меценатами и увлеченными коллекционерами. Усадьба Архангельское стала одним из хранилищ произведений искусства, собранных поколениями семьи.
А мы тем временем обойдем усадьбу, пока заходить внутрь не будем. У бокового фасада мраморные львы заперты в аквариумы. Удобно устроившись на своих постаментах, они глядят оттуда c удивительной улыбкой Джоконды на мордах.
Статуи львов – символы власти, мощи, богатства — в традициях русской усадьбы, здесь их много самых разных. Княжеский герб рода Юсуповых не только украшают вздыбленные львы-щитодержатели, сверх того, есть еще два воинственных льва «натурального цвета».
А сколько колоритных личностей было в этом роду — о каждом писать можно целые тома! Особенно это касается женщин — прекрасных и удивительных представительниц клана Юсуповых.
Но беда в том, что в революционном пылу малограмотные победители безжалостно уничтожили практически все юсуповские архивы, которые содержали массу интереснейших документов. И многие из них никогда не публиковались! А часть вообще представляла строго конфиденциальную информацию, тщательно скрываемую от посторонних.
Теперь исследователям приходится полагаться только на общепринятую фамильную историю, подготовленную и отредактированную рукой Н.Б. Юсупова-младшего. Есть еще написанные в эмиграции мемуары князя Ф.Ф. Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон, но достоверность изложенного там – полностью на совести автора.
А между тем существующая история династии князей Юсуповых полна тайн, недомолвок и легенд.
Истоки династии Юсуповых и прекрасная Суюмбике
В семье русских князей Юсуповых бытовала генеалогическая легенда, по которой они вели происхождение от племянника пророка Мухаммеда, но, подтвержденная документами, их родословная на несколько веков короче и начинается от ногайских князей.
Имя родоначальника — бия Юсуфа, отправившего в 1563 году на службу к Ивану Грозному двух своих сыновей, послужило основой, от которой образовалось фамильное прозвище.
Кроме сыновей, у того далекого тюркского предка была дочь — легендарная Суюмбека, последняя царица Казанского ханства. Встречается также написание ее имени как Сумбека, Сююмбека или Суюмбике. Когда войско Ивана Грозного подступило под стены Казани, царица, облачившись в шлем и латы, лично возглавила оборону города.
Взятая в плен, Суюмбека с почетом проживала в одном из кремлевских дворцов, а после нового замужества — в рязанском Касимове. Прожив короткий век — всего 37 лет, она там и скончалась. Место ее упокоения к настоящему времени утеряно, и теперь только «алый шиповник с млечной черемухой осыпают сию забытую гробницу цветами…»
В начале 1850-х годов живописец Алоиз Густав Рокштуль, работавший в Петербурге, написал серию миниатюрных портретов предков Юсуповых, которые сейчас представлены в музее-усадьбе Архангельское. Конечно, облики хана Юсуфа, царицы Суюмбеки на них не являются подлинными портретами исторических личностей, их такими увидел живописец XIX века, но другие написаны по сохранившимся старинным изображениям.
Незаурядная женщина, умница и красавица Суюмбике вошла в историю татарского народа и стала любимым персонажем преданий, пьес, поэм и даже балетных спектаклей. Ее имя носит семиярусная башня в Казанском кремле.
Память о тюркских истоках рода нашла свое отражение в гербе Юсуповых, где изображен мужчина в татарском одеянии, стрела и натянутый лук, а надо всем — шестиконечная серебряная звезда на голубом поле, что олицетворяет собой прекрасную Суюмбеку.
За поворотом перед нами открывается то, благодаря чему усадьбу Архангельское называют «Подмосковным Версалем».
Подмосковный Версаль
Бело-желтый Большой дворец стоит на низком цоколе. В центре фасада полукруглый выступ полуротонды, за ее стенами — Овальный зал, где проходили балы и приемы. Через застекленные окна и двери гости могли любоваться красотой живой природы, а, при желании, спуститься прямо на зеленый ковер паркового газона.
Отсюда начинается каскад террас, что гигантскими пологими ступенями спускается вниз по склону к реке.
Обрамленные балюстрадами и укрепленные подпорными стенами, террасы украшены более чем сотней статуй белого мрамора – ряды собак, львов, античных богов, героев, философов. Полная иллюзия Италии…
Взгляните на эту лестницу! Ее марши сначала расходятся в разные стороны, чтобы потом, где-то посредине подпорной стены, повернуть к другу и согласно опуститься на землю, обнимая три входа в гроты. Что там, за перегородившими их решетками и замками? Таинственные помещения? Подземные залы? Даже если так, то сейчас они, скорее всего, пусты. Однако, как всегда — особенно хочется туда, куда не пускают.
Руинные арки, что по сторонам подпорной стены нижней террасы, манят в подсвеченные солнцем зеленые лабиринты «огибной дороги».
Огромный прямоугольник засаженного травой партера уходит вдаль до корпусов санатория. По обеим сторонам его обрамляют боскеты.
Что такое трельяжи и боскеты
Знаете ли вы, что называется боскетом? Не смущайтесь, друзья, мы тоже не знали. А что такое трельяж? Нет, не зеркало из трех частей, а решетка, увитая вьющимися или стелющимися растениями. Особую прелесть прогулке по усадьбе Архангельское придает зеленый полумрак протяженных туннелей, увитых гибкими ветками липы особой породы.
Боскет – декоративная стрижка листвы и ветвей деревьев, с помощью которой им придаются самые причудливые формы. Такого рода стрижка, как и парикмахерское дело, целое искусство. Оно называется топиарным. Прямые аллеи тянутся в сторону Москвы-реки, деревья с фигурной стрижкой – формы в виде шара, параллелепипеда.
Боскеты, трельяжи — неотъемлемые атрибуты регулярных или геометрических парков.
По обе стороны от регулярного французского разбит парк другого вида — пейзажный, с лужайками и кривыми дорожками, более похожий на природную лесную чащу…
У санатория «Архангельское» — большая терраса над обрывистом берегом, с которой открывается вид на много километров в округе, а внизу под обрывом — река.
История парка в Архангельском
Москва-река сразу от своего истока начинает кружить прихотливыми петлями. В том месте, где стоит сейчас музей-усадьба, она своим привольным ходом еще в стародавние времена сформировала живописную долину с высоким берегом, прямо созданным для удобного расположения поместья.
Но в те времена, когда в Москве обосновались сыновья бия Юсуфа, здесь было пусто. Лишь на месте, где сейчас храм Михаила Архангела стояла «церковь без пения», к которой жались «два двора вотчинниковы» бедного сельца Уполозы, принадлежащего теперь неведомому владельцу.
В середине XVIII века хозяином этих мест был один из образованнейших людей своего времени – князь Голицын. Отстраненный императрицей Анной Иоанновной от государственных дел, Дмитрий Михайлович оценил необыкновенную красоту окрестностей — обрывистый берег, откуда взгляду открывается перспектива на луга, рощи, пшеничные поля с васильками, водную гладь с белыми лилиями на поверхности и нескончаемые заречные дали.
И вот уже на вершине холма построен барский дом, ставший ядром ансамбля усадьбы Архангельское. Вскоре возникли тепличные павильоны, склон превратился в произведение ландшафтного искусства и разбит парк с регулярной и пейзажной частью.
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы…
Вот тогда и были посажены огромные лиственницы, что мы видим на верхней террасе.
Скоро за свои «коварства и бессовестные вымышленные поступки» опальный старый верховник из милого Архангельского отправится под крепкий караул в Шлиссельбург. Оттуда князь Голицын уже не вернется, а его усадьбу в 1810 году приобретет потрясающий человек — князь Николай Борисович Юсупов, известный коллекционер, любитель и знаток искусств, а также личный друг Екатерины Великой.
Но пока еще идет 1730 год, и в это самое время с одной из женщин семейства Юсуповых происходит странная и трагическая история.
Несчастная княжна Прасковья Юсупова и ее тайна
Это событие до сих пор считается одной их загадочных страниц российской истории. О нем почти не сохранилось документов, историки даже не располагают достоверным изображением ее главной героини, тем не менее оно случилось.
Итак, идет самое начало царствования Анны Иоанновны. Племянница Петра Великого оказалась на российском престоле благодаря политическим хитросплетениям кучки высшей аристократии. По замыслу знати, власть новой императрицы должна быть ограничена «кондициями». Автором значительной части текста ограничительных условий был член Верховного тайного совета Дмитрий Михайлович Голицын.
Потомков ногайского бия Юсуфа сейчас представлял Григорий Дмитриевич Юсупов, прославленный в сражениях сподвижник Петра. Князь, находясь в оппозиции к аристократам, был одним из тех, кто убедил императрицу порвать «кондиции». В день коронации Григорий Дмитриевич за преданность был осыпан наградами…
Князь имел взрослого сына Бориса и дочь – юную княжну Прасковью. Сын – человек большого ума, получивший образование во Франции, пожалован в камергеры. Дочь – девятнадцатилетняя девушка – бывает при дворе.
Но совершенно неожиданно князь умирает, а через две недели после этого молодая девушка прямо из царского дворца под конвоем оказывается перевезена в Тихвинский монастырь с наказом: держать накрепко, никого к ней не допускать.
Княжне много пришлось претерпеть – ужасы допросов в тайной канцелярии, наказание за непокорство «кошками» и «шелепами». Она вынуждено сменила дорогие бальные платья и бриллианты на суровое монашеское облачение и ножные железа, многолюдство блестящих залов – на уединенное заточение под караулом. Как однажды бедняжка молила, чтобы ей дали хотя бы посмотреть на жареную курицу! Не позволили…
А впереди ее ждала долгая жизнь в неволе, однообразие, тоска и безнадежность… Известно, что при воцарении Елизаветы Петровны она все еще томилась в сибирском монастыре, но ее велено было не возвращать. Далее следы несчастной теряются…
В чем же провинилась бедная девушка перед Анной Иоанновной? Этого никто не узнал. Тайна, так и оставшаяся неразгаданной. Все последующие поколения семьи ни словом не обмолвились о причине жестокой опалы княжны Прасковьи Юсуповой.
Тогда как в обществе слухи ходили об этом самые разные – кем-то при этом упоминалось имя цесаревны Елизаветы Петровны, кто-то намекал на некие интриги покойного отца княжны, иные упоминали о колдовских чарах, что девушка пыталась наложить на императрицу, а некоторые считали произошедшее происками брата ее, камергера Бориса Юсупова, пожелавшего воспользоваться безраздельно всем отцовским наследством.
Кстати, сама Прасковья Юсупова почему-то именно его винила в своем несчастье. И совсем удивительно, что случившее с сестрой на карьере Бориса Григорьевича никак не отразилось. А ведь как бывало на Руси? Обычно в подобных случаях вся ближняя и дальняя родня, без разбора на безвинных и виноватых, огребала полной мерой.
Борис же, как ни в чем не бывало, продолжал преуспевать, занимая все более высокие государственные посты. И уж совсем в гору пошла его карьера на государственной службе, и когда на русский престол вступила императрица, которую современники называли «прекрасныя Елисавет».
А в 1886 году художник-передвижник Николай Неврев, написал картину «Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением». Ныне она хранится Третьяковской галерее.
Еще одна княжна Юсупова
Счастливчик Борис Григорьевич женился поздно, но не опоздал – у него успеет появиться долгожданный сын Николай (тот самый, что потом купит усадьбу Архангельское и при котором она станет «Подмосковным Версалем») и куча дочек.
Одна из них –- княжна Евдокия, обворожительная красавица, образованная и милая, сделает, казалось бы, отличную партию. Ее мужем станет герцог Курляндский и Семигальский Петр Бирон, необузданный сынок фаворита Анны Иоанновны. И он сумеет превратить жизнь кроткой жены в ад.
В Большом дворце один из залов с красивой серебристо-голубой мебелью называется Парадной спальней. Но на этой атласной постели с расшитым серебром балдахином никто и никогда не спал, помещение всегда использовалось не как опочивальня, а в качестве малой гостиной.
Считается, что здесь находится обстановка парадной спальни Евдокии Борисовны, герцогини Курляндской, присланная после ее кончины супругом из Митавы на память брату.
Высокие гости
Огромный зеленый массив регулярной центральной части парка музея-усадьбы Архангельское пересекают геометрически правильные аллеи. Иногда места их пересечения отмечают какие-нибудь элементы – например, вот такие пятиметровые мемориальные колонны, увенчанные орлами – символами самодержавия и императорской власти.
Их было пять, установленных в память о визитах пяти монархов в Архангельское, но две из них в 30-е годы прошлого века были утрачены.
В конце одной из аллей восточной части парка, в компании бюстов античных личностей, стоит памятник великому поэту А.С. Пушкину, который приезжал в усадьбу к Николаю Борисовичу Юсупову.
Документально подтверждены только два визита – в 1827 и 1830 годах, но, вполне возможно, их было больше. По собственному признанию поэта, он любил как само Архангельское, так и его хозяина, беседами с которым наслаждался. А уж как высоко ценил личность самого Александра Сергеевича проницательный владелец усадьбы – умница Н.Б. Юсупов!
Божественная Екатерина
Самую широкую и длинную аллею, проходящую параллельно подпорной стене нижней террасы, с западной стороны замыкает интересное сооружение. Оно посвящено Екатерине II, которая никогда не навещала усадьбу.
Портик с четырьмя колоннами представляет собой храм-памятник великой императрице. Это дань безмерного уважения к ней от князя Николая Борисовича, которого, к тому же по слухам, в молодости связывали с государыней самые нежные чувства. Надпись на фризе «D. Ekaterina» на латыни означает «Божественная Екатерина».
У задней стены мемориала, приподнятая на пьедестале, сидит величественная бронзовая фигура – аллегорическое изображение Екатерины в виде богини правосудия Фемиды, за ней прославляющая надпись уже на итальянском языке.
Это строки из «Освобожденного Иерусалима» – «Ты, которой послало небо и даровала судьба желать справедливого и достигнуть желаемого». В начале XIX века среди российских аристократов своеобразная мода на поэта эпохи Возрождения Торквато Тассо, от которой не остался в стороне полиглот и знаток литературы Н.Б. Юсупов. Кстати, он долго прожил в Италии и читал в подлиннике поэзию этой прекрасной страны.
Во времена князя вперед статуей боготворимой государыни в павильоне источал ароматный дым бронзовый треножник – все, как и полагается, в античном храме. Бог весть, когда его убрали за ненадобностью…
Ее Величество на протяжении всей своей жизни отвечала Николаю Борисовичу чувством искренней привязанности. Галантный, прекрасно воспитанный, приятный в общении человек, он входил круг ее ближайших друзей и мог в любой день без предварительного приглашения отобедать с царицей в Зимнем дворце.
И вот однажды во время такого обеда на стол был подан гусь. Разрезая птицу, князь заметил: «Да уж, нашей фамилии гусь весьма памятен!» И рассказал семейное предание…
Неприятность с гусем и ее фатальные последствия
Гордые потомки Юсуфа появившись в Москве, были щедро пожалованы крестьянами и деревнями. Со временем там обжились, привыкли, а следующие поколения уже Россию стали почитать за отечество. А в конце XVII века Юсуповы и вовсе поменяли свое мусульманское вероисповедание на православие. Но случилось это не совсем добровольно…
Шел православный пост, когда московский патриарх навестил прадеда Николая Борисовича в его доме. Радушный хозяин на славу угостил высокопоставленного гостя, которому особенно понравилась поданная рыба. Вот тут-то и выяснилось, что съеденное блюдо не имело к рыбе никакого отношения, поскольку на стол был подан искусно приготовленный гусь.
У патриарха перехватило дыхание – в пост ему пришлось есть скоромное! Не знаю, удержался ли съеденный шедевр поварского искусства в желудке церковного иерарха, но Его Святейшество в гневе обратился к царю.
Наказание последовало незамедлительно. Виновного тут же лишили всех пожалований, так что он в одночасье из богача стал нищим. В такой непростой ситуации требовался какой-то мощный и нетривиальный ход. Вот тогда-то и было принято предком Юсупова судьбоносное решение о перемене веры. Новоиспеченный христианин стал именоваться Дмитрием Сеюшевичем.
Той же ночью, как он крестился, ему было явлено пророчество. Некто возгласил: «За отступничество от веры предков в каждом колене рода будет оставаться в живых только единственный наследник мужского пола, прочие же не перешагнут рубежа в 26 лет». Впрочем о проклятье мы еще поговорим чуть позже, а пока закончим тему юсуповского гуся.
Гуси как украшения усадьбы
Как-то специально высматривать гусей в музее-усадьбе Архангельское я не собиралась, они сами бросились мне в глаза что в интерьере Большого дома, что в скульптуре мальчика с гусем в фонтане Розовой беседки.
Кстати, я долго гадала, почему она называется розовой: толи из-за букетов роз, нарисованных внутри купола, толи из-за слегка розоватого оттенка мраморных колонн?
Да еще вот эта троица шаловливых амурчиков из другого фонтана, оседлавших некую крупную водоплавающую птицу. Может быть, конечно это и лебедь, но я все же решила, что логичнее и эту птичку числить гусем.
Экскурсию по усадьбе Архангельское скоро продолжим, и дальше будет еще интересней…
В тему:
- Что могут поведать старинные особняки волшебного Саратова
- Троице-Сергиев монастырь и игумен земли русской Сергий Радонежский
- Окно как элемент архитектуры
- В Углич – к белокаменным церквям, древним монастырям и веселым зимним забавам
- Окруженный почестями и странностями памятник борцам революции в Саратове
Комментарии к статье
Даша, как всегда – зачитаешься!!! Очень увлекательно, информативно и красиво. Очень люблю усадьбы. А в этой так ни разу еще и не бывал.
Спасибо, Саша за добрые слова! Мне это Архангельское прямо запало в душу.
Спасибо , за статью ! Восхищен прочитанным !Как всё интересно !
И вам спасибо, уважаемый Георгий!
Оставить комментарий