В эти выходные наше автомобильное путешествие пройдет по ближнему Подмосковью. Путешествие всегда должно иметь цель. Лучше всего для этого выбрать какой-нибудь объект историко-культурного наследия, благо их в окрестностях столицы более шести тысяч. Так что смотреть их — не пересмотреть. Место, куда мы отправляемся, можно назвать удивительным, оно, в какой-то мере, загадочное и, пожалуй, даже само его существование в наше время, трудно объяснить.
Вот что мы заметили в своих поездках: часто знакомство с достопримечательностями древнерусских городов превращается в невольное посещение церквей или монастырей. Однако сегодня мы целенаправленно, хотя и не являемся людьми верующими, направляемся в Покровский женский монастырь города Хотьково.
Чудны дела твои, Господи!
Куда бы вы ни отправились, выехав из Престольной, по дороге вас сопровождают елки, березки, липы и, конечно, купола. От Москвы на северо-восток 60 км — и вы в окрестностях Хотьково.
А они весьма живописные: Пажа, речушка прозрачная и мелкая, прихотливо извивается голубой лентой по местности, пока ее воды не сольются с водами реки Воря. Здесь много глубоких оврагов с крутыми склонами и кустами дикой малины, небольших заливных лугов, на кручах холмов растут группки сосен и березовые рощицы. Глаза не устают следить за поминутно переменяющимся пейзажем, душа напитывается впечатлениями и эмоциями – как хороши родные просторы!
В городе на холмах Хотьково – живет около 22 тысяч человек, но нас сейчас интересует не город, а давший ему начало монастырь. На широком раздолье между склоном Комякинского оврага и речкой Пажей языком протянулся высокий мыс.
На нем расположился компактный ансамбль древнего монастыря. Обитель является высотной доминантой округи — не только в духовном смысле, но и в самом прямом смысле. Удивительно, как сооружение культового характера стало гармоничной частью природного ландшафта и главным украшением местности.
Уже после нескольких минут созерцания Хотькова монастыря хочется сказать спасибо ученому и церковному деятелю Александру Сергеевичу Некрасову и его товарищам, что большим трудом добились в 1960 году присвоения погибавшему монастырскому ансамблю статуса памятника истории и культуры.
За годы советской власти исчезло многое из нашего древнего наследия. Сколько тогда было утеряно прекрасных храмов и монастырей (взять хотя бы славный город Калязин, где мы недавно побывали), разрушено дворянских усадеб (как, например, в замечательном селе Тишково), растащено на стройматериалы старинных особняков…
Подходим ко входу в монастырь. Это южные так называемые Водяные ворота. По обе стороны от них симметрично располагаются желтые двухэтажные здания, на них табличка. Читаем – здание богадельни, XIV—XVII век. Над воротами поднимается башней однокупольный храм — желтое, зеленое, белое, а над ним парит маленькая золотая главка.
Сами ворота в женскую обитель охраняет белый мраморный лев с неуместными, но уж очень явно выраженными, признаками его принадлежности к мужскому полу. Отворачиваемся от нескромной зверюги и заходим внутрь Покровского Хотькова монастыря и идем по аккуратным пешеходным дорожкам.
На старой Троицкой дороге
Покровский Хотьков монастырь с его удивительной планировкой словно частица старинного русского города. Вот его главная улица, по обеим сторонам которой стоят двух- и трехэтажные каменные дома. Она представляет собой сохранившийся кусочек старинного тракта, что некогда вел к Троице-Сергиеву монастырю.
Границу территории монастыря по этому тракту обозначали Святые ворота, расположенные «с приезду от троицкия лавры». Их возвели в середине XVIII века, тогда еще Хотьков монастырь находился в подчинении Троице-Сергиева монастыря, а сама Троицкая обитель только-только получила почетное право именоваться лаврой.
Поэтому вид воротам придали торжественный: монументальная арка с тремя пролетами. Через несколько лет над аркой возведут надвратную церковь, посвященную Рождеству Иоанна Предтечи, которая много лет прослужит всей Хотьковской округе в качестве приходского храма.
Если мы на минуту перенесемся в XIX век, то увидим на месте каменных домов россыпь разнокалиберных деревянных келий, при них возделанные огороды и ничем не ограниченный сквозной проезд через всю монастырскую территорию. Увидим бойкую торговлю всяким товаром, что идет вдоль дороги как внутри, так и вне обители. Ароматно пахнут калачи, розовеют боками яблоки, высятся горки коричневых орехов…
Здесь же стоят монахини и предлагают купить свои рукоделья. Здешние инокини были замечательные мастерицы, умели и прясть, и шить, стегали одеяла, плели кружева и вышивали златом, серебром, жемчугом. В музее Свято-Троицой лавры хранятся замечательной красоты церковные облачения, сделанные руками хотьковских рукодельниц.
Из оставшихся лоскутков мастерили игрушки – маленьких тряпичных куколок с раскрашенными лицами, белочек и зайцев с глазами-бусинками. А еще делали красивейшие тканевые мячики «гремотушки». Их украшали витой канителью, бисером, вышивкой, ленточками, набивали высушенным мхом, а внутрь прятали берестяную коробочку с сухим горохом. Весело гремели в руках ребятни мячики, похожие на граненые мозаичные шары! Несколько штук таких лоскутных поделок хранится в музее игрушки Сергиева Посада.
Вы спрашиваете, что за нужда заставляет этих искусниц стоять в рядах селян, торгующих на рынке? Вот именно, что нужда. Дело в том, что Хотьков монастырь имел особножительный устав по которому государственное содержание обители было минимальным. Каждая инокиня должна была сама заботиться о себе: вести собственное маленькое хозяйство, на свои средства кормиться, выстроить келью и поддерживать ее в порядке.
Только к середине XIX века происходит переход к новой форме существования – к монастырскому общежитию. При нем порядки такие: содержание его насельниц идет за счет монастыря, живут все с общей трапезой и трудом уже на благо всей обители, а не только для себя, с проживанием в предоставленных обителью кельях. Для этого возводятся каменные келейные корпуса.
В это время прокладывают объездную дорогу вокруг монастыря и из обители исчезает рыночное многолюдство, выкрики, гомонящий шум торгующихся.
Что интересно, в этом красивом и спокойном месте мы не заметили ни обилия туристов, ни присутствия торгашей от туризма. Зато в церковной лавке у проворных и доброжелательных молодых монахинь можно купить свечи, книги, календарики, сувениры, выпечку.
В центре Покровского Хотькова монастыря — два красивых храма. Покровский собор в камне сооружен в XIX веке, он заменил собой деревянный храм XVII века. Второй храм – громада из красного кирпича — собор Николая Чудотворца, его построили в начале XX века на месте его предшественника XVIII века. Своим роскошным великолепием напомнил нам византийские храмы Стамбула…
Купола в России кроют чистым золотом
Так пел Владимир Высоцкий. Но бард ошибался – чистым золотом ни купола, ни кресты, ни церковную утварь не покрывают. Всегда используют сплав металлов – 96 частей золота и две — серебра и меди. Именно такой состав заставляет «гореть» маковки с крестами, разбрасывая окрест россыпи солнечных зайчиков.
Я смотрю вверх и размышляю, как же было трудно позолотчикам работать на куполе Никольского собора – оступись, а за спиной 44 метра высоты!
Там, наверху, из полиэтилена они выстраивают домик – защита от птиц, дождя и пыли. Мастера выполняют работу в альпинистской обвязке, словно верхолазы, на лицах их марлевые повязки. Летом купол раскаляется, под полиэтиленом духота и жара. Просоленные люди выполняют работу ювелирную: на специальный лак они накладывают внахлест, чтобы не было заметно швов, звенящие лепестки золотой фольги…
Звонница и шок, полученный около нее
Перед желтым Покровским собором небольшая площадка. На ней похожая на беседку очень скромная маленькая звонница. А на открытках конца XIX века можно увидеть величественную четырехъярусную колокольню, перегораживающую дорогу, в нижнем ярусе которой сделана проездная арка, а верхний ярус украшен часами. Ее разобрали в 30-х годах, когда монастырские постройки были заняты школой механизаторов и отданы под общежитие для рабочей молодежи.
К звоннице можно подойти вплотную и рассмотреть, с помощью каких приспособлений управляется с одиннадцатью колоколами одна сестра, выполняющая функции звонаря.
Рядом мемориальный знак, отмечающий место, где были захоронены мощи преподобных Кирилла и Марии в тяжкий период закрытия монастыря и резной поклонный крест. На нем написано, что «на сем кладбище в обители Покрова Пресвятой Богородицы на Хотькове погребены сродники преподобного Сергия». Летом наверняка здесь масса цветов, а сейчас все вокруг было голо и пусто, зато отлично все просматривалось.
Вдруг к поклонному кресту подошла особа в черном – наверное, монашенка? – приподняла скрывающийся за ним, но в непосредственной близости, люк ливневки и выплеснула туда ведро грязной воды. Как в могилу. Мы потеряли дар речи.
Древние корни Хотьково
Хотьково стало городом совсем недавно — в 1949 году, но начало его существованию положил Покровский монастырь, имеющий древние корни.
Все что касается истории возникновения монастыря – представляет собой ворох загадок. Даже прохождение название Хотьков имеет много различных версий. Некоторые выводят его от древнеславянского имени Хот, а кто образует из «ходаков». Кто основал обитель? Неизвестно. Когда основал? Неизвестно тоже. Почти не сохранилось никаких документальных сведений начального периода его существования…
Зато известно, что в начале тридцатых годов XIV века перебралось из села Варницы Ростовского княжества в Радонеж все семейство боярина Кирилла, включая отрока Варфоломея – будущего великого святого. Через несколько лет его престарелые отец и мать, «впав в бедность», принимают постриг в Покровском монастыре в селе Хотьково, что неподалеку от Радонежа. Здесь уже живет в монашестве их ранее овдовевший сын Степан.
XIV век – иные времена, другие обычаи: в это время существует особый тип монастырей – так называемый мирской, который содержит на свои средства крестьянская община. В них постригались люди немолодые, одинокие, больные, увечные, не имеющие средств для существования в старости. Правила мирского монастыря позволяли не разлучаться супругам, вместе прожившим жизнь. Родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария неразлучно проживут здесь до самой своей смерти. Тут и будут погребены.
Но в самом начале XVI века совместное проживание мужчин и женщин во всех монастырях церковным начальством будет запрещено. А в сороковых годах этого же века Покровский Хотьков преобразуется в монастырь девичий.
Главной святыней Покровского Хотькова монастыря почитаются пребывающие здесь вот уже почти семь веков мощи родителей преподобного Сергия — преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Рака, в которой они почивают, сберегается в старейшем, после Святых ворот, гармоничном с пятью сферическими куполами Покровском соборе.
О старой традиции
Об окрестностях Хотьково известно: там есть интересная церковь в селе Воздвиженском, совсем рядом, в десяти километрах от города, находится Радонеж и пятнадцать километров разделяют его с городом Сергиев-Посад и ансамблем Троице-Сергиевой лавры.
В наше время в России возрождается традиция паломнического посещения святых мест и монастырей, организуются даже специальные экскурсионные туры. Всегда был и остается наиболее посещаемым Троице-Сергиев монастырь.
Существует старая традиция: верующие, желающие поклониться святому Сергию Радонежскому в лавре, начинают свое паломничество с села Радонеж. Это вторая родина преподобного, здешние места с детства были исхожены им вдоль и поперек. Прозрачная речка, кругом пригорки с лесами, в памяти оживает картина Нестерова и вот, кажется, та самая молодая березка и елочки, близ которых беседовали мальчик Варфоломей и святой старец…
Среди верующих бытует такая легенда, что нераскаявшиеся грешники ни при каких условиях не попадут в Радонеж. Особенность у него такая. Ну там машина у них сломается, или еще какое препятствие на пути возникнет, но благословенное место их к себе не допустит. Пока не осознают проступок и не покаются.
Затем паломники отправляются на поклон родителям великого святого, а уж затем направляются в лавру.
О вере в Бога, несчастной любви и о жизни в монастыре
При советской власти всегда считалось, что верить в бога удел совсем отсталых и малограмотных старушек, становившихся объектами для осмеяния. Разве могла наша передовая и образованная молодежь из которой государство старательно формировало нового человека верить в опиум для народа.
Случаи, когда кто-то из молодых поступал в монастырь, были настоящим ЧП. Компетентные люди долго и тщательно разбирались — не стал ли молодой человек или девушка жертвой религиозного дурмана? Не насильно ли его удерживают в монастыре? Что за причины побудили оставить мир? Если речь шла о девушке, то чаще всего такой поступок связывали с несчастной любовью.
Потом пришло новое время, кончились годы гонений на религию. Государство стало возвращать религиозным конфессиям храмы и монастыри, когда-то отобранные у них. И вдруг оказалось, что все вокруг сплошь верующие. Атеистов стало можно найти лишь в Красной книге исчезающих видов.
Православие полезло изо всех щелей, как тесто из квашни. В монастыри хлынул целый поток молодежи, жаждущей иночества, и разной степени готовности к нему.
Но и это скоро прекратилось. Сейчас все по-другому. Если теперь и приходят люди в монастыри в поисках иноческой жизни, чувствуя тягу к горнему – то у них все серьезно. Но таких мало. Сейчас — время равнодушия к духовным исканиям.
Но, тем не менее Покровский женский монастырь в Хотьково объединяет жизнь и судьбы 80 женщин, и 33 девочек от 3-х до 16 лет – круглых сирот, не имеющих родителей, или таких, у которых мамы и папы пьют горькую да по тюрьмам сидят.
В одном из интервью матушке-игуменье Олимпиаде задали вопрос, есть ли среди подопечных ей сестер такие, что покинули мир из-за разбитого сердца. Настоятельница улыбнулась: «Такое бывает только в романах. История знает случаи, когда цари насильно постригали своих жен, когда они становились неугодны, но чтобы сегодня… Из-за неразделенного чувства пойти на такой подвиг – да просто девушка не приживется в монастыре».
Иноческая жизнь предполагает соблюдение определенных монашеских обетов – нестяжания, безбрачия и послушания, когда надо постоянно обуздывать свое «я». А обет послушания для современных людей является самым трудным.
Жить в монастыре – означает отказаться от развлечений, удовольствий, нарядной одежды и при этом много работать, выполнять монастырские послушания: убирать храм, готовить пищу, трудиться в швейной и иконописной мастерских, в подсобном хозяйстве, на скотном дворе.
За время существования приюта, существующего с 2000 года, многие девочки-воспитанницы выросли и вступили во взрослую жизнь. Как вы думаете, сколько из них предпочло опасному миру жизнь тихую монастырскую, которая им известна от и до? В своем интервью матушка-игуменья упомянула только об одной такой, хотя подчеркнула, что девушки-выпускницы связей с обителью не теряют.
О христианских добродетелях
Вдруг откуда-то возле меня возникла одетая в черное девушка. Что вы делаете?! Как вы сюда попали! Как – да по дорожке. И ничего я не делаю такого, из-за чего стоит шум поднимать: медленно иду, смотрю влево и вниз – около тропинки крутой склон, внизу остатки какого-то сооружения и в старинной каменной кладке пробита дыра.
Молодая монахиня летела ко мне на скоростях. Она взволнованно квохтала, что сюда нельзя, и уж ни в коем случае не допустимо фотографировать. Но почему? Я снова обернулась к стене с дыркой. Оберегает мой взор от неприглядной картины строительства? Да ладно – подобное встречается на каждом шагу, видели — перевидели. Вряд ли. Или… тут скрыта какая-то тайна и я ненароком приблизилась к ней?
Девушка в черном, дыша на меня чесноком, теснила и лопотала: «Только по благословению матушки Олимпиады!» Особа в ангельском чине обладала ухватками настоящего секьюрити.
Делать нечего, я вышла на центральную дорожку и, раздумывая о происшедшем, тихо шла к выходу.
Тут из дома чуть впереди меня одна за другой вышли две женщины в клобуках. Я тут же забыла о происшедшем. У одной на груди висел крест — так ходили по Троицкой лавре церковные иерархи. Было невыразимо интересно – я в первый раз в жизни лицом к лицу встречаюсь с генералом от церкви. Мы поравнялись и я заглянула ей в глаза. Чисто как женщина женщине.
Что я думала увидеть? Ну не знаю. Ведь не только одежда отличает ее? Ведь она Инокиня, то есть иная. Не такая, как все, знакомые мне до сих пор, женщины. Она — с другой орбиты. Что-то такое открылось ей, ради чего отказалась она от создания семьи, любви, от детей, которых могла родить. А каково это — отказаться от мирского? Что заставляет сиять ее глаза?
Она ответила мне немигающим и жестким взглядом продолговатых глаз. В них не было ни грана кротости, смирения, доброты и вселенской любви к человечеству, это были глаза воина уже воздевшего меч для битвы. Или взгляд требовательного и полновластного директора завода, увидевшего в рабочее время в цеху балбесничающих учеников, своевременно не опознавших начальство.
Взгляды скрестились и я первая отвела взор. Потом я нашла в интернете – это и была та самая матушка-игуменья Олимпиада. Но, знаете, ее взгляд я не могу забыть. И думаю, что для сохранения возвышенного отношения к институту церкви полезна солидная дистанция от высокопоставленных слуг божьих. Чтобы не видеть, сколько в них насквозь земного.
Что и как едят в монастырях России
В церквях возле канунов стоят поминальные столы. Прихожане кладут на них продукты. Я почему-то думала, что их передают в монастыри на пропитание братии. В действительности оказалось, идут они или служащим храма, или передаются в дома престарелых.
Однако никто не запрещает прямые пожертвования продуктов в монастырские обители. Ведь народу там кормить нужно – ой-ей-ей сколько: и иноки, и трудники, и паломники, и гости.
Хотя, конечно, монастырю принять дар можно далеко не все продукты. Растительное масло, мука, крупы, сахар – с ними проблем нет никаких, а вот, например, мясо в монастыре не едят никогда, копченую колбасу, крепкое спиртное – тоже не возьмут.
Но главным, за счет чего кормятся обители, является наличие собственного крепкого подсобного хозяйства. В Хотьково Покровский монастырь заслуженно гордится своим – здесь и сыры варят, и масло сбивают, гостей угощают парным молоком, сметаной, домашним творогом. Чудесно благоухает свежая выпечка. Мы пробовали монастырские пряники — вкусно.
Подсобное хозяйство находится не только в стенах Хотькова монастыря, но и на его подворье в Горошково: там рыбные пруды, огороды, теплицы, растет клубника, яблоневый сад, имеется пасека. Кстати, одно замечание, касающееся меда. Он продукт жизнедеятельности пчел, которые не являются животными, поэтому его можно употреблять в пищу даже в пост – ну, во всяком случае, это не возбраняется мирянам.
У православных христиан почти 200 дней в году считаются постными. Есть посты однодневные, есть – многодневные. Порядок проведения каждого из них и все соответствующие ему правила, сложившиеся из вековых традиций и постановлений, принятых на Вселенских соборах, прописаны в церковной литературе.
Но общее правило, что во время поста верующие не употребляют в пищу яйца, молоко и продукты из него, а в определенные дни еще и рыбу. Некоторые монастыри вносят еще дополнительные, более строгие, коррективы в свой рацион.
Трапезничают монахи два раза в день. Монастырская еда простая и вкусная, даже в постные дни. Для таких дней разработаны в обителях тысячи оригинальных и аппетитных блюд.
Но даже если с едой, поданной в монастырской трапезной, будет что-то не так – к примеру, она пересолена или пригорела – доедать надо все, оставлять на тарелке ничего нельзя. Это еще одно из иноческих упражнений по воспитанию в себе смирения. Перед едой и после нее – обязательна молитва.
В интернете можно найти множество рецептов блюд по-монастырски, данных не кем-нибудь, а келарями обителей. Келарь – инок, что заведует монастырским столом и съестными припасами. Но к сожалению, я не нашла ни одного с авторством Покровского Хотькова монастыря, иначе непременно привела бы его здесь.
Другие достопримечательности Хотьково
Раз уж вы оказались в Хотьково и посмотрели его главную достопримечательность – старейший в Московской области Покровский женский монастырь, то воспользуйтесь случаем и посмотрите еще одну примечательную вещь – уникальный железнодорожный мост через речку Пажа. Он одновременно и мост над автомобильной дорогой.
Ищите его на карте рядом с круглой дорожной развязкой. С одной его стороны видна кольцевая развязка и город, с другой — открывается великолепный вид на Покровский Хотьков монастырь и окрестности.
Высота моста над протекающей где-то внизу Пажей – 35 метров. Настоящее чудо инженерной мысли. Построен он был в XIX веке, а реконструирован в середине прошлого столетия. Хотя дедушке мостостроения уже 150 лет, но каждый день проезжают по нему сотни груженых составов.
Справедливости ради надо заметить, что и сам мост, и создавший его человек — конструктор А. Рехневский, заслуживают отдельного рассказа.
Ну а мы отправляемся дальше, к еще одной хотьковской достопримечательности – Этнопарку «Кочевник». До скорой встречи, друзья!
В тему:
- Маршрутом выходного дня в Музей техники Красногорск
- Из Москвы в Ростов Великий на машине – как доехать, что посмотреть и еще много интересного
- Маленькая рыбка снеток в большой компании селигерских рыб
- Сейчас и 150 лет назад: магазин Чай и кинотеатр Пионер на проспекте Кирова в Саратове
- Проникнутый романтикой арочный мир старого Саратова
Комментарии к статье
Дарья, вот истину глаголите! "Путешествие должно иметь цель!" Полностью согласен. 🙂
А насчет Вашей встречи взглядами с "генералом" я, к сожалению, все больше укореняюсь в мысли, что и вера и церковь не есть одно и тоже.
Здравствуйте, уважаемый Александр! Я тоже умом понимаю, что церковь представляют разные люди. Но среди священников так мало подвижников, разве что те, что живут на селе, зато полно таких, кто разъезжает на лексусе. Мне кажется, что современный мир проглотил церковь.
Оставить комментарий