Я не очень люблю осень, несмотря на ее яркие краски. Деревья в лесу меняют свою однообразную зелень на пестроту красных, оранжевых, бордовых, золотистых листьев, теплое солнце нежно светит и греет, пронзительно синеет небо. Но все это так мимолетно, осень – это дожди, сырость, холод, грязь. Хотя, наверное, именно этим так драгоценна осень моему мужу Санечке. Порой мне кажется, что он должен был родиться в другое время – во времена землепроходцев. Все силами души своей он любит путешествия, особенно внедорожные, по неизвестным местам, нет предела его тяге к экстриму и жажде преодоления трудностей.
Свой стандартный старенький Toyota Land Cruiser 80, по имени Дамбик, он с любовью апгрейдил на протяжении десяти лет, и превратил его, как мне кажется в настоящий внедорожный танк: лифт, шноркель, веткоотбойники и прочее. (Для интересующихся – TLC 80 “Дамбо” 1994 1HD-T МКПП; 2 бака; OME +4, Simex 36 + Купер СТТ 35; Мехлебедка; ARB в заднем мосту; Пары 4,56; конструкционные изменения зарегистрированы). Мы собирались в Костромскую область на Полную Чухлому.
Что такое офф-роуд
Так называется один видов активного отдыха. Это – поездки на автомобиле по бездорожью, движение вне дорог на полноприводной машине. Мероприятия этого типа бывают разного характера – соревнования или просто отдых. Раньше мы участвовали в обоих форматах офф-роудных мероприятий, ездили в трофи и ралли-рейды по стране, по потом пришла новая страсть – треккинг в Непале и все отпуска мы стали проводить в горах. От многочисленных соревнований пришлось отказаться. Остался, кроме дружеских покатушек, только легендарный проект Полная Чухлома.
Чухлома костромская
Когда я первый раз услышала это смешное слово, то не поверила, что есть такое название у населенного пункта. Да, есть, крохотный районный городок, что в пятидесяти километрах от Галича и 170 км от Костромы, с населением в 5 тысяч человек. Тихая патриархальная Чухлома – это сохранившийся без изменений кусочек 19 века. Но ее известность связана не с чудом законсервированного прошлого, а с популярным экспедиционно-внедорожным фестивалем Полная Чухлома.
Понимаете, у нас такая традиция: каждый год, 31 декабря, мы с друзьями ходим… Ой, то есть не ходим, а ездим . И не декабря, а октября. Каждый год мы с друзьями ездим на Чухлому. Ноябрьские праздники это традиционный слет внедорожников в костромской глуши, настоящем медвежьем углу под названием Чухлома. Намазано там нам медом, то есть, простите, грязью и бездорожьем, а еще старинными теремами, заброшенными деревеньками и возможностью общения с единомышленниками. Праздник души! И вот пятница 31-е: бросаем в багажник спальник, палатку, набор (готовлю на природе), кучу запасных деталек на всякий случай, планшет плюс навигатор. ВСЕ – МЫ ГОТОВЫ!!! Поехали!
Четыреста километров дороги, обед в Ярославле, вот мы уже едем по лесу на точку встречи ( ожидаются 20 машин нашего клуба). Где-то еще по лесу кучкуются джиповоды, уазоводы и прочие команды и группы. Моросит дождик, разводим костер. Под тентом шумят-общаются уже приехавшие, раздается писк раций – это дают о себе знать еще не доехавшие. Вокруг в воздухе разливается, мерцает и реет, словно северное сияние, волнующее предвкушение следующего дня.
Зачем едут на Полную Чухлому?
Сюда едут, чтобы вкусить неповторимого мира приключений. За яркими позитивными впечатлениями. За достопримечательностями глубинки и за открытиями. За захлестывающими и перехлестывающими эмоциями. За чувством взаимопомощи и единения со множеством людей. За новыми друзьями и единомышленниками. За осознанно выбранными трудностями. В зависимости от техники и от желаемой сложности дорог трассы делятся на зеленую – менее сложную, желтую более трудную, красную и пунктир – наивысшую по степени сложности.
Куда Макар телят не гонял
В этом году Полная Чухлома 2013 в привычном формате не состоялась. В клубе ТАМ произошел раскол. Мы – ветераны, практически были на всех мероприятиях с основания, не могли пропустить само мероприятия из-за проблем его бывших огранизаторов. Поразмыслили и выбрали формат и маршрут движения.
Нам с Санечкой больше всего запомнилась Чухлома 10 года – “Путь ледника”, рейд по наиболее глухой части Костромского края. Едем по местам, где Макар телят не гонял, там, где кончается асфальт и грейдер, где ездят одни лесовозы, где без лебедки не проехать… На этом маршруте столько интересных мест, заброшенные храмы, оставленные деревни, резные терема, глубокие колеи, дремучие непролазные леса, сливающиеся с небом, Чухломское озеро с его дивными пейзажами, километры нереальной тишины и покоя.
Это печальная родина моя
Агентство Риф в статье, как они указывают, написанной независимыми экспертами и регулярно ими обновляемой, приводят данные по числу брошенных населением поселков и деревень. По их данным за десять последних лет в стране стало меньше на 214 городов и на 13 740 деревень. За один прошлый год число населенных пунктов стало на 3000 меньше.
Непередаваемо ощущение такой брошенной деревни. Пронзительное чувство Апокалипсиса, слабости и незащищенности человека. Некогда прочные красивые дома с искусной резьбою. Люди любовно строили их и собирались там жить сами, а потом, чтоб там жили их дети и внуки. Грустно видеть эти навсегда покинутые жилища, но еще более нестерпимо, когда в обезлюдевшей деревушке еще живет один-два человека. Вернее не живет, а автономно выживает, кто как умеет.
Люди ушли, а вещи остались. Смотрят на пришельцев чужие фотографии, лежат чьи-то открытые письма, еще висят занавески. Дома не раз обшарены в поисках добычи бессовестными руками мародеров. А ведь, как говорит опыт человечества, заброшенные дома – места, к которых заводятся иные “хозяева”. Заходя в них, нужно соблюдать определенный кодекс поведения: мысленно спросить разрешения при входе, входя, снять шапку, и не следует там что-нибудь брать. Но, похоже, даже потусторонним силам не справиться с людьми без чести и совести. Дома, покинутые жителями, словно от отчаянья, стремительно ветшают, разрушаются, превращаясь в руины. Брошенные деревни зарастают лесом. Порой среди поросли видны разрушающиеся каменные церкви – большие, величественные, но уже давно никому не нужные.
Вместо дорог – направления
Утро, моросит дождь, по плану грязь и достопримечательности, разбросанные в лесу. Смотрим монастырское подворье, петляем между заброшенными старинными домишками и вот – терем в Погорелово. От некогда цветущего селенья Погорелово остался единственный дом … Но не просто дом, а хоромы! Вернее – терем! Нет, пожалуй, правильнее – дворец бревенчатый. Его лет пять назад выкупил за 500 рублей один художник, поселился в нем и пускает желающих посмотреть красоты изнутри.
Вечером не очень грязные – увы, не особо накапало на правильную грязь в этом году! – но довольные, сидим у костра. Хотя, по правде, все-таки были такие благоприятные места, в которых пропитанная влагой предыдущих дождей земля, превратила и зеленые треки в красные.
Утро, едем дальше к деревянному терему в Осташево. Он стоит весь в строительных лесах, началась его реставрация. Наконец-то будет восстановлен этот величественный терем с неповторимой архитектурой, с поразительной и изящной кружевной деревянной резьбой, тщательно проработанными и изысканными мельчайшими деталями. У него терраса, есть балкон, на верху здания башенка, бельведер, благодаря ей двухэтажная постройка вырастает до уровня пяти этажей… В прошлом году, когда мы сюда приезжали, башня упала, а сейчас вновь стоит на месте.
Не успело солнце показаться, а дорога призывно зовет и плутает по лесу… Едем на Чухломское озеро. Оно – эхо ледникового периода, существует больше двадцати тысяч лет, считается природным памятником. Почти круглое, оно занимает территорию около 50 кв. км. В озере водился эндемичный, то есть не обитающий более нигде, вид рыбы – чухломской карась, который подавался как деликатес на столы высочайших особ. А теперь золотой карасик толи вымер и-за нарушений в экологии озера, толи стал настолько редок, что его надо искать днем с огнем. А на гербе Чухломы изображены две остроги – символизирующие рыбную ловлю некогда в промышленном масштабе.
Проехали по дороге, сделанной еще по приказу Екатерины II, из булыжников. Дорога жива и накатана. Вечереет. Едем в финишный лагерь. Костер. Спать. Завтра возвращаемся к реальности…
Что было и что будет
Год от года мероприятие Чухлома набирало силу, популярность и известность. Собирались люди с самых разных городов – Москвы, Санкт-Петербурга, Воронежа, Нижнего Новгорода, Костромы. Все больше было участников разной степени подготовки, приезжали энергичные опытные экипажи и неподготовленные одиночки без команды. Ехали обремененные женами, детьми, собаками, говорят, даже кто-то привозил хорька. Были увлекательные маршруты, отличная организация рейдов и стоянок, вечерние коллективные посиделки у костра с бутылочкой, традиционно отвалившееся у кого-то колесо, сгоревшие сцепления, пробитые радиаторы, интересные броды через реки и замечательно липкая, похожая на сгущенку, грязь.
И тут этот непонятный кризис. Но это непонятность только кажущаяся. Оказывается, что все произошедшее с Полной Чухломой укладывается в общую схему развития любого сообщества. А эта схема такова: возникнув, любое сообщество в своем развитии доходит до максимума – на что в среднем уходит порядка трех лет. А затем любое сообщество, будь то кружок любителей вышивания гладью, или внедорожный клуб, начинает расслаиваться по интересам, а потом или совсем распадается или, сохранившись, значительно видоизменяется. Есть люди, которые очень хотели бы сохранить этот внедорожный проект. Есть желающие взять в свои руки его реорганизацию. Да и сами организаторы вроде не теряют энтузиазм.
Но скорее всего, это уже будет что-то совсем другое. Даже если сохранится название. А, может быть, и не стоит с тоской вспоминать прошедшие время, вся жизнь построена на переменах. У людей меняются интересы, меняются жизненные обстоятельства, да и сами люди меняются. И у всего на свете есть конец.
Но ведь сам офф-роуд не умирает! Пусть не Полная Чухлома, но сама-то Чухлома костромская ведь никуда не исчезает! И БЕЗДОРОЖЬЕ – нас непременно ждет!
Оставить комментарий