Миллион людей подъезжал к Ростову со стороны Москвы. И миллион сердец замирал на мгновенье, когда за гладью озера Неро видел стройные колокольни и зеленые купола. Мы ехали по Московской дороге зимой, по правую сторону, там, где полагалось быть озеру, расстилалась белая гладь, за ней открывалось величественное виденье храмов. «Это ростовский кремль», – ахнула я и впилась глазами, стараясь различить подробности. Но дорога сворачивает, и это еще не кремль. А виден был удивительно красивый Спасо-Яковлевский монастырь в Ростове Великом, знаменитый своими святынями. И еще необычным расположением и очень длинным названием.
О расположении и названии
Полное наименование монастыря звучит так – Спасо-Яковлевский Димитриев мужской. Что означает длинный набор слов? И еще вопрос – почему один из его храмов находится за пределами монастырских стен? Начнем с названия. Точнее, с конца названия.
Многие улыбнутся: «Ну, то что мужской – понятно, раз там живут только мужчины».
А вот сами монахи так никогда не скажут. Во-первых, они приходят в монастырь НЕ жить, но – спасаться. А во-вторых, неверно утверждать, что там находятся одни мужчины. Нет обителей только с монахами-мужчинами или исключительно с женщинами-монахинями.
Дело тут вот в чем: любое церковное таинство проводится только священником-мужчиной. Поэтому для совершения обрядов мужское присутствие обязательно в женском монастыре, с другой стороны, в мужских монастырях всегда есть мирские женщины, выполняющие те или иные работы, к примеру, на кухне или в пекарне.
Недавно узнала вовсе удивительное: оказывается, на Житомирщине вот уже полвека существует – и не католический, а православный! – Мужской, и, одновременно, женский монастырь. В тихом пристанище Свято-Георгиевской обители поселка Городница вместе молятся и трудятся 46 сестер и 40 братьев …
Идем дальше. Благодаря обретенным в 1757г. мощам митрополита города Ростова Димитрия, в знак уважения к этому святому, к названию добавилось Димитриев.
А ранее, в 1389 году в Ростове занимал епископскую кафедру Иаков. Любопытный момент: Был он НЕ только современником заступника и молитвенника земли русской преподобного Сергия , но и его земляком.
Высоко взлетел Иаков, выходец из простых крестьян, за благочестивую жизнь свою удостоился быть поставленным епископом. Но судьба предназначила ему неожиданно отложить все апостольские дела и основать маленькую обитель, которая потом пышно разрастется в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого.
Случилось так, что в эту пору была осуждена на казнь некая ростовская женщина. За какие провинности последовало столь строгое наказание, летопись умалчивает, туманно называя их «беззакониями». Но несчастная бросилась к ногам Иакова, умоляя о снисхождении. Глава епархии проявил милосердие и «не выдал ее на смерть», избрав карой преступнице покаяние.
Это так возмутило ростовского князя и граждан города, что они изгнали сразу ставшего неугодным епископа.
Изгнанный Иаков вышел к озеру, снял свою святительскую мантию, расстелил ее на воде, встал на нее и поплыл. Люди бежали по берегу вслед за чудом и умоляли простить их. Плащ пристал к берегу, святой простил раскаявшихся ростовчан, забыл нанесенную ему обиду, но назад в город не вернулся. Так на этом месте возникла святая обитель, в которой соорудили братские кельи с деревянной церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Здесь же в Яковлевском монастыре и закончил Иаков свои дни.
Но, надо заметить, вблизи незапланированно возникшей обители, вот уже больше века существовал еще один монастырь – Спасо-Песоцкий. Его, в самый разгар монгольского нашествия, основала необыкновенная женщина – ростовская княгиня Марья Черниговская. Из всего монастырского ансамбля до нас дошло единственное сооружение – Спасо-Преображенский собор, перестроенный в камне в XVII веке.
В 1765 году императрица Екатерина Великая упразднила древнюю обитель Спаса на Песках. Земли отошли государству, а все храмы и здания, ему принадлежавшие, были приписаны к Спасо-Яковлевскому Дмитриеву мужскому монастырю. Принадлежать-то они стали, но физически так и остались на прежнем месте. Вот почему так оказалось, что Церковь Спаса Преображения находится вне каменной стены с башнями, ограждающей существующую обитель.
Мария Черниговская
Основательница Спасо-Песоцкого или как его называли в народе, Княгининого монастыря, заслуживает хотя бы небольшого рассказа. Кто она и какой она была?
Умная и деятельная женщина. Почтительная дочь князя Михаила Всеволодовича, вошедшего в историю как Михаил Черниговский. Любящая жена князя из Ростова Василько Константиновича. Хорошая мать, вырастившая двух прекрасных сыновей. Дальновидный политик и миротворец. Родственница Александра Ярославовича, того, который станет Невским. Составительница летописей с включенными туда прочувствованными повествованиями о подвигах и доблести людей русских.
Княгиня Марья и князь Василько обвенчались в 1227 году. Как спустя почти восемь веков узнать, что чувствовали друг к другу молодые? Хроники об этом не пишут … Но многое говорит за то, что чета в своей семейной жизни была счастлива. У молодых супругов появился сначала сын Борис, а потом родился второй – Глеб …
Русским князьям в этом веке катастрофически не хватало единства, амбиции и гордыня мешали им действовать сообща. Поэтому имена, данные княжеским детям – Борис, Глеб – имели глубочайший смысл, очевидный людям того времени.
Но пришел 1237 год и на русскую землю обрушилось несчастье – нахлынули орды Батыя. В битве на реке Сить погибает мученической смертью князь Василько Ростовский. Мария Черниговская становится вдовой в 25 лет, детям ее в это время было – старшему 7 лет, младшему не было и двух. Она берет в свои руки управление княжеством и до совершеннолетия сыновей разумно правит им.
Ростовские летописи середины XIII века – необычны, они содержат много поэтичных сведений, касающихся личности князя Василька, подробностей о героической и мученической смерти от рук татар Михаила Черниговского. Мария получила их из первых рук, от сына своего Бориса, бывшего очевидцем гибели деда в орде. Написанные любящей и талантливой рукой, ее летописи имеют прямое отношение к канонизации дорогих ей людей и к почитанию их между прочими общерусскими святыми.
Снова митрополит Иона Сысоевич
Вторая половина XVII века – сложное время церковного раскола. Царь и патриарх сделали трудный выбор – отказаться от некоторых устоявшихся традиций и подчиниться канонам, существующим в остальном православном мире.
Церковные реформы самих основ православной веры не затрагивали, лишь касались унификации обрядов, служб и богослужебных книг. Например, среди большей части православных народов было приято креститься тремя перстами, а в московских традициях было использовать двуперстие.
Нововведения не всеми принимались мирно, была масса недовольных, которых жестоко преследовали.
Иона Сысоевич, как архипастырь, старался удержать паству от возможного падения в ересь, укрепить доверие ее к Русской Церкви, для этого сооружал новые храмы и заботился о проведении в них богослужений, соответствующим установленным канонам. Его зодчие в разных местах епархии возвели и восстановили более пятидесяти храмов.
В ростовском Спасо-Яковлевском монастыре Иона Сысоевич распорядился перестроить деревянный Зачатьевский собор, сделав его каменным, и расписать его стены замечательными фресками. Его стараниями над могилой святого Иакова поднялся каменный придел к церкви.
Димитрий Ростовский
Ростов Великий и, в частности, Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь, привлекает множество туристов и паломников.
Для паломников особый интерес представляют жившие здесь подвижники Русской православной церкви. Именно в этом городе жил особо почитаемый среди них Дмитрий Ростовский – единственный русский святой живший и канонизированный в XVIII веке. Именно в этой обители по сей день хранятся его чудодейственные мощи.
Дмитрий Ростовский появился на свет недалеко от Киева в 1651 году в семье казацкого сотника. Мальчика в одиннадцать лет определили в учебное заведение – Киево-Могилянскую коллегию, получившую к этому времени признание. Многие молодые люди предпочитали учиться в ней, нежели получать образование в Польше. Коллегия прославилась своими выпускниками – проповедниками, учеными, государственными деятелями.
В неполные 17 лет юноша стал монахом. Пошли годы самообразования: чтения, переписывания священных книг, сочинений на заданные темы, опытов проповедничества. Оказалось, что у Дмитрия, кроме глубоких познаний, есть дар живого слова – проповеди его хотели слышать жители всех окрестных мест. Для православия того времени на территории Малороссии это было важно – католическая церковь активно теснила нашу религию.
Образованный и талантливый молодой человек обратил на себя внимание, и вот уже император Петр I вызывает его в Москву. А оттуда Дмитрий Ростовский направляется в качестве митрополита в Ростов Великий. В то время идет 1702 год.
В ростовской епархии сказаны им известные, самые лучшие и прочувствованные проповеди. Здесь он много ездит и ходит пешком, просвещая и обучая основам православной веры и нравственности, открывает свою знаменитую школу для детей всех сословий, помогает бедным и обездоленным.
Тут он пишет свои богословские трактаты, заканчивает свой двадцатилетний труд по написанию Жития святых – «Четьи Минеи», сборник из 12 томов для ежедневного чтения в каждый месяца года. Гоголь назвал его «любимейшим чтением русского народа», а великий Пушкин – «чтением вечно живым».
Святитель Димитрий преставился в 1709 году и был похоронен в Спасо Яковлевском монастыре Ростова Великого. Через полвека были обретены его мощи, при этом были зафиксированы многочисленные исцеления, а обитель стала известна всей России …
Великая княгиня Елизавета Федоровна
Приходили сюда простые люди, приезжала на обретение мощей святителя Димитрия всероссийская императрица Екатерина II. На трехсотлетие Дома Романовых здесь побывали император Николай II, его дочери и цесаревич.
Из последних Романовых в Спасо-Яковлевском Димитриевом монастыре еще была Великая княгиня Елизавета Федоровна, ныне причисленная к лику святых новомучеников. Два раза приезжала она сюда со своим супругом, потом побывала еще раз, уже будучи настоятельницей Марфо-Мариинской обители. В последний раз она увидит Ростов и поклонится его святыням из арестантского вагона, на пути в Сибирь, к месту своей гибели.
Гордость русской архитектуры Яковлевский монастырь Ростов Великий
На юго-западе города Ростов Великий за каменными стенами с башнями находится Спасо-Яковлевский монастырь. Удивительное впечатление производит он: белоснежный, с зелеными крышами, со стилизованным под готику декором башен, с завершениями храмов в стиле барокко и в традиционном многоглавии.
Древнее озеро Неро добавляет ему очарования и долю таинственности. Никто не останется равнодушным, глядя с крепостной стены на расстилающиеся внизу изумительные виды. Внутри монастыря бросается в глаза, что все здесь обустроено с тщанием и любовью. Замечу, кстати, люди здесь необычайно приветливы …
Важные постройки монастыря:
- Церкви:
- Зачатия Анны
- Иакова Ростовского
- Спаса Преображения
- Собор Димитрия Ростовского
- На стенах:
- Северные ворота
- Южные ворота (Водяные)
- Юго-западная (смотровая) башня
- Колокольня
- Другие строения:
- Часовня с источником Иакова Ростовского
- Настоятельский корпус
- Трапезный корпус
- Келейный корпус
Три храма выстроились в один ряд вдоль восточной стороны Спасо-Яковлевский монастыря Ростова. Это пятиглавый Зачатьевский, вплотную стоящий к нему Иаковлевский и Димитриевский. Наиболее интересными являются храм во имя Зачатия св. Анны и Дмитровская церковь.
Самая старая монастырская постройка – сделанная по заказу митрополита Ионы Зачатьевская церковь. Вид ее с того времени изменился, ее существенно перестраивали в XVIII и XIX веках, но росписи внутри сохранились со времен Ионы III. Она сияет центральным золотым куполом и еще четырьмя малыми – синими со звездами. Что означает эта символика можно Посмотреть в Этой стать е.
Прасковья Жемчугова
Дмитриевский собор – портик со ступенями из белого камня, колонны с капителями, скульптуры мучеников в нишах, лепные барельефы – построен на средства беспримерно богатого графа Шереметьева. Поэтому его иногда называют Шереметьевским.
Считается, что он построен по обету, связанному с трогательной и грешной любовью Николая Петровича к ярославской Золушке – талантливой крепостной актрисе и певице Параше Жемчуговой.
Ярославская она постольку, поскольку все три существующие версии о месте ее рождения ведут к поселку Борисоглебскому, что под Ростовом.
Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская
В 1824 году разобрали каменный придел у Зачатьевского собора и построили Яковлевский храм. Образцом для него послужил Дмитриевский собор. В этом был заложен определенный подтекст – каждый из них посвящен великому святому, которых разделяют века, но объединяет та помощь страждущим, которую оказывают они припадающим с надеждой к их святым мощам.
Строили этот храм на деньги молодой графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, единственной дочери знаменитого сподвижника Екатерины II – Алехана Орлова, вероятного убийцы ее супруга Петра III и похитителя несчастной княжны Таракановой.
Второй такой невесты не было в России. Рядом с ней всегда было много претендентов на ее девичье сердце, и, будем говорить прямо, на то многомиллионное приданое, что шло в комплекте с сердцем. Но отец не торопил ее с замужеством.
А потом Алексей Григорьевич неожиданно быстро умер. Анне в это время было 22 года. С его смертью привычный мир девушки рухнул и все вокруг для нее опустело – так много значил в ее жизни отец, укрывавший ее ото всех жизненных невзгод, словно могучий дуб под своей кроной.
Нет слов, чтобы выразить масштаб того богатства, что стало принадлежать этой девушке. Но она унаследовала от отца не только огромное состояние, но выдержку и твердость характера. Толпа воздыхателей продолжала расти, но сердце ее затрепетало только один раз – тогда, когда она встретила графа Николая Каменского. Но что-то не сложилось в их отношениях …
Тогда графиня, отвергнув всех женихов, решает посвятить себя делам благотворительности и религии. Она отправляется по монастырям на богомолье – сначала в Киев, а потом в Ростов в Спасо-Яковлевский монастырь. Сюда она будет регулярно ездить до 1820 года.
Пока в ее жизни не произойдет знакомство с одиозным Петром Никитичем Спасским, известным как архимандрит Фотий. Он будет оказывать на графиню мощнейшее влияние, подчинит ее волю, поработит душу, получит в свои руки ее состояние.
Их отношения станут неразрешимой загадкой, объектом пристального интереса и сплетен для современников. Но это уже другая тема и монастырь другой …
Другие достопримечательности
Существующая ныне каменная стена с четырьмя восьмигранниками башен сооружена в XVIII веке. Для входа в монастырь предусмотрены двое ворот. В стену ограды встроена высотная доминанта обители – трехъярусная колокольня со шпилем. Между нею и храмами расположен древний монастырский погост. У противоположной монастырской стены разместились братские кельи и покои наместника. За стеной находятся хозяйственные постройки и Спасо-Преображенский храм.
В центре двора стоит небольшая часовенка, в которой бьет святой источник. Водичку можно набрать бесплатно, на вкус она своеобразная, говорят в ней большое количество железа.
История обители насчитывает немало перенесенных бед: ее грабили и жгли татары, во времена смуты – польские интервенты, после революции закрыли и запретили здесь богослужения. Долгое время в ее зданиях были склады, жилые помещения, учреждения.
С 1991 года здесь снова живут монахи. Их 18 человек, они ведут службы, занимаются хозяйством, пишут иконы.
Ростов Великий Спасо-Яковлевский монастырь и его святыни
Главными святынями, хранящимися здесь, считаются:
- Митрополита Ростовского Димитрия святые мощи.
- Епископа Ростовского Иакова мощи, покоящиеся под спудом.
- Архимандрита Ростовского преподобного Авраамия, сокрушившего идола Велеса и основавшего Богоявленский монастырь, перенесенные сюда мощи.
- Особенно чтимый список с чудотворной иконы Божьей матери из Ватопедского монастыря, что на Афоне.
Ничего не поделаешь: проходит время, тускнеют и уходят из памяти какие-то детали поездки в Ростов Великий, но вот в чем я уверена – то общее радостное и светлое впечатление, полученное от посещения Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря, еще долго будет греть душу. ..
В тему:
- Что могут поведать старинные особняки волшебного Саратова
- Поездки за гранью будней: по бездорожью и грязи на машинах. Внедорожные приключения
- Из Москвы в Ростов Великий на машине – как доехать, что посмотреть и еще много интересного
- Сплетение судеб француженки Инессы и семейства Арманд из Пушкино
- Твердыня в честь святых Бориса и Глеба — Ростовский Борисоглебский мужской монастырь
Комментарии к статье
Мы совсем недавно посетили Новгород, там в музее деревянного зодчества как раз стоит особняк Орловой-Чесменской. А совсем рядом расположен Юрьев монастырь, который и был почти заново отстроен и украшен на деньги Орловой под руководством архимандрита Фотия.
Юрьев монастырь! Как хочется туда съездить!
Оставить комментарий