Знаете ли вы, что такое ростовская финифть? Вы сомневаетесь, вы точно не уверены? Вы подозреваете, что этим странным словом называются яркие и оригинальные женские украшения?
Хотите точно узнать, что это такое? И почему именно в Ростове зародился этот красивый промысел? В чем необычность техники финифти? Вам интересно из чего и как изготавливается та эмаль, которую расписывают художники-финифтянщики? А, может быть, вас давно мучит вопрос, что за краски используются для финифтевых украшений?
Ваши вопросы просто превосходны, друзья, вы зрите самую суть проблемы! Что же касается ответов, то, в конце концов, вы же читаете эту статью, не правда ли? Все ответы на них находятся здесь и, сверх того, любознательные получат кучу других интересных сведений! Сегодня будет интересный день – для всех нас. Готовы? Начнем с разминки.
Виды народных промыслов
Со школы знаем: страна у нас огромная, живет на ней много людей разных национальностей. Людей талантливых, которые из разных природных материалов, без особых хитроумных приспособлений, создают уникальные и неповторимые предметы.
Эта творческая работа и есть народные промыслы, которые делают нашу культуру столь богатой и разнообразной. А изделия этих промыслов весьма охотно раскупаются иностранными туристами и увозятся домой на память о России. Наиболее известны и любимы творения народных умельцев таких художественных промыслов, как хохломская роспись, дымковская игрушка, пуховые оренбургские платки, палехская миниатюра, вологодское кружево, круглолицые веселые матрешки…
Ростовская финифть тоже является одним из видов народного промысла и промыслом очень красивым. Да еще в нем удивительным образом сохраняется тонкая грань между массовым производством и искусством, между потоком и уникальным ручным творчеством.
Тонкости эмалевой техники
Будущая финифтяная красота начинается с изготовления металлической основы. Чаще всего для этого используются листы меди разной толщины, но в принципе возможно использовать и дорогие металлы золото и серебро. Из металла вырезается заготовка нужной формы и на специальных шаблонах или штампом придается ей небольшая выпуклость. Получаем заготовки – круглые для сережек или запонок, побольше, овальные — для миниатюрных панно. На эту основу ляжет эмалевое покрытие.
Но здесь начинается самое интересное – выбирается техника исполнения эмали. Возможных видов ее много. Пара слов о некоторых:
- При эмалировании изделия можно использовать целый набор цветных эмалей, можно ограничиться каким-либо определенным цветом, например, белым, или только одной прозрачной эмалью.
- Выемчатая — самая древняя техника эмалирования. Она выполняется так: в металлической основе выдавливаются углубления, образующие какой-либо рисунок. Это основная и наиболее трудоемкая часть работы. Когда выемки готовы, в них заливается горячая эмаль.
- Производные от этой техники: отливка пластины-основания вместе с рисунком из углублений или гравирование основания с последующим его эмалированием.
- Техника перегородчатой эмали — дошедшее до нас наследие великой Византии, в работе очень сложная. На основание припаивают поставленные на ребро узенькие ленточки из металла. Часто они делаются из серебра или золота. Ленточки прихотливо изгибаются, образуя разные узоры. В ячейки, образованные этими узорами заливают доверху стекловидную массу эмалей нужных цветов. А потом остывшую поверхность шлифуют, так что металл и эмаль каждой ячейки образуют одну плоскость. Получается неповторимое подобие драгоценного камня: грани блестящих цветных плоскостей, сияющих глубокими цветами радуги и линии металла, пронизывающие их.
- Эмаль по скани – разновидность этой техники. На лист основы выкладывается ажурный орнамент из витой проволочки. В образовавшиеся при этом сегменты заливаются эмали нужных цветов. После обжига их уровень оказывается ниже узора из скани. Изделие не шлифуется.
- Расписная эмаль – когда металлическая основа с помощью кисти сплошь покрывается живописью или росписью. О ней и поговорим подробнее.
Сродни древней магии
В переводе с греческого финифть – блестящий камень. Готовое изделие представляет собой медную пластину, покрытое эмалью — стекловидным сплавом и поверху расписанное разными красками.
Оно сохраняет блеск и яркость красок, не выцветает и не желтеет от времени, не деформируется, не боится ни жары, ни сырости, ни растворителей, поверхность его не царапается и не трескается. Единственный недостаток – хрупкость.
Рождается подобное чудо красоты непросто. Сначала нужно приготовить эмаль. В ее состав входит смесь минералов – кварцевого песка, окиси свинца, буры, соды, поташа и других элементов.
Вырезанная из меди пластинка покрывается порошком эмали и обжигается при высокой — до 900 градусов — температуре в печи. Благодаря этому эмаль плавится и ровным стекловидным слоем покрывает пластину. Так делается несколько слоев покрытия. В результате пластина становится молочно-белой и блестящей.
Теперь можно начинать ее расписывать.
Краски готовятся из разноцветных эмалей. Добавление солей золота окрасит их в цвет рубина, соединения кобальта придадут им синеву, зеленый дают минералы, образующиеся при окислении медных руд.
Все измельчается до состояния порошка и разводится маслом. Сейчас для этого используют масло машинное, а раньше в ход шло то, какое было под рукой у художника – льняное, конопляное, лампадное. Рисуют по эмалевому фону беличьими кисточками. Тут нужен острый глаз и верная рука – мелкие мазочки, точечки, пунктирчик…
Каждый слой росписи – обжигается. Чем многоцветнее изображение – тем больше будет число обжигов. После огненной купели краски меняют свои цвета. Надо учитывать эту специфику и безупречно знать все секреты обжига. К примеру, разные краски для своего обжига требуют разные температуры. Вот сколько тонкостей!
И вот финифтяное священнодействие закончилось и перед нами светящаяся изнутри нежная и радостная красота. Ее крепят в подходящую оправу – иногда в совсем простую, иногда в сложную и вычурную.
Кстати, словом «финифть» называют как древнейшую технику эмалирования, а также все те изящные изделия, которые декорированы ею.
Ростовская финифть
Конечно, Ростов Великий город древний, но искусство финифти много старше его. Ювелиры Древнего Египта и Индии в своих работах по металлу, золоту, серебру использовали сияющие цветные вкрапления эмалей в сочетании с самыми разными технологическими приемами. Но финифтяные изделия Византии X—XI – вот подлинное совершенство.
Металл с финифтью шел на красивые и долговечные женские украшения – ожерелья, подвески, обильно использовался в ювелирных изделиях, им декорировалась церковная утварь, иконы, ладанки, украшалась праздничная одежда священнослужителей.
На территорию древней Руси это искусство пришло еще III веке нашей эры, так говорят археологические находки. Но как промысел оно расцвело только в XVII веке в Великом Устюге и Сольвычегодске. А в XVIII веке центр финифтяного промысла переместился в город Ростов Великий.
Вообще-то, зарождение финифти в Ростове покрыто завесой тайны.
Ряд исследователей связывает ее появление с жившим здесь в конце XVII века незаурядным человеком – митрополитом Ионой Сысоевичем. Времена Смуты, подвергшие страну ужасным бедам, оставили после себя тяжелые последствия: государственная казна была пуста, торговля и ремесла повсеместно пришли в упадок.
Вместе со всей страной, Ростов Великий прозябал в нищете и разорении. Время владычества митрополита Ионы III — время возрождения города. Под его покровительством развертывается строительство, расцветают многочисленные ремесла, появляются талантливые мастера. Это время потом будет названо «ростовским ренессансом».
В Ростове, который никогда не был центром ювелирного мастерства, появляются мастера-эмальеры. Они начинают использовать одну из сложнейших ювелирных техник. С годами ростовская финифть получает развитие и становится народным промыслом. Она вбирает лучшее от эмальерных центров Москвы, Киева и со временем сама становится уникальным явлением художественной культуры.
В 2005 году на Святой Земле Иерусалима храму Гроба Господня потребовалась реставрация финифтяного оформления входа в Кувуклию. Для этого пригласили именно ростовских мастеров эмали. И те с честью выполнили заказ — сень над входом украшают тринадцать безукоризненных овальных икон в технике ростовской финифти.
История ростовского финифтяного художества
Ростов Великий в качестве центра эмальерного искусства формировался несколько веков.
- В первый раз о мастерской ростовской финифти упоминается в документах архиерейского дома в 1760 году.
Основой искусства ростовской финифти становится практика иконописи. На протяжении веков иконы были неотъемлемой принадлежностью не только православных церквей, но и домов на Руси. Их берегли, передавали из поколения в поколение, лучшей памятью о паломничестве была привезенная из святого места икона.
Появляются мастерские в Спасо-Яковлевском монастыре, где создаются финифтевые иконы чудесной красоты. Эти мастерские разрастаются до центра производства финифти в Ростове.
Кроме икон мастера делают эмалевые миниатюры для облачения священнослужителей, например на митры, украшают ими церковную утварь – потиры, оклады евангелий. Ювелирных украшений пока еще не делают.
К концу XVIII века в городе действует целый цех мастеров ростовской финифти, слава о которых расходится по России. Изделия этого периода есть в Оружейной палате Москвы и коллекции Эрмитажа. - XIX век. На это время приходятся расцвет промысла и наивысшие достижения в ростовской эмалевой миниатюре. Ростовские финифтянщики пишут миниатюры с образами святых и персонажей евангелия, со сценами священной истории. Прекрасные многоцветные работы, богатые, нарядные и яркие. Появляются изделия светского характера. Сердца женщин того времени прочно завоевали изготовленные здесь пудреницы, броши, ручные зеркальца, расписанные всякими бесподобными цветочками, букетиками и гирляндами.
- Конец XIX — начало XX веков. В стране появляются иконы, изготовленные машинным способом. Это наносит удар иконописным центрам, включая промысел финифти в Ростове Великом. Он переживает кризис и спад, как следствие вместо уникальных вещей начинают производиться неинтересные шаблонные изделия.
- С 20-х годов XX века начинается возрождение промысла. Мастера переходят на изготовление вместо икон, всевозможных финифтяных украшений и ювелирных изделий, декоративных шкатулок. Новые времена приносят с собой новые песни. И среди изделий появляются бесчисленные эмалевые миниатюрные портреты вождей, номенклатурных деятелей разного уровня, исторических личностей и знаменитых ученых. Казенный патриотизм играет первую скрипку.
Но в это время начали возрождаться интересные и забытые приемы и формы прошлых веков.
Созданная после революции артель к середине века становится фабрикой «Ростовская финифть». Эта фабрика существует и поныне, хотя и перестала быть монополистом производства. - XXI век. Ростовская финифть, чуть не погибнув как промысел и пройдя круги ада XX века, вновь возвратилась к своему тематическому первоистоку – иконе и образам святых. Но это традиционное направление возродились уже на совершенно ином уровне. Кроме него эмальерное искусство сегодня представляют миниатюры с видами Ростова, кремля, узорами, цветами, сказочными картинами и панно.
История промысла представлена выставками двух ростовских музеев
Музей финифти | В Ростовском кремле Работает с 10.00 до 17.00 |
Музей финифти при фабрике «Ростовская финифть» |
Борисоглебское шоссе,3 Работает вторник — пятница с 9.00 до 16.00, перерыв с 12 до 13 Для взрослых вход – 70 р., детям – 50 р. Экскурсия длится – один час |
Ростов музей финифти на территории кремля
Почему он находится в кладовой церкви Вознесения? Потому что именно там нашли первые миниатюры ростовских финифтянщиков XVIII века.
Музей финифти Ростова Великого открылся в 2000 году на правах музейного отдела в заповеднике «Ростовский кремль». Он состоит из 4 залов. В первом знакомят с техниками эмальерного искусства и технологиями изготовления финифти. В следующих залах в хронологическом порядке излагается история ростовской финифти: зарождение и развитие промысла в XVIII, XIX и XX веках. Коллекция очень богатая, здесь больше двух тысяч эмалей.
Живопись многих мастеров ростовской финифти отличалась яркой индивидуальностью. Однако большинство произведений XVIII–XIX веков анонимны. Одно из сложнейших, но интересных направлений работы музея — определение авторства миниатюр.
Особенно любопытный экспонат – календарь («минея») за 1864 год. Обратите внимание, все изготовлено без увеличительных приспособлений!
Музей финифти при фабрике “Ростовская финифть”
Если вы захотите посмотреть, как ростовские профессионалы производят красоту в старинной технике финифти, вам непременно нужно будет попасть на фабрику, что на Борисоглебском шоссе. Если большинство достопримечательностей города сосредоточено возле кремля, то сюда надо ехать. Утешает, правда, то, добраться можно на любом автобусе и маршрутные такси. У них здесь конечная остановка. Но, обратите внимание – экскурсию нужно предварительно заказывать.
В обыкновенном, ничем не примечательном здании находится фабрика «Ростовская финифть». При ней — музей и сувенирный магазин. Иногда можно, узнав у продавца, заказать экскурсию прямо здесь.
Вам расскажут о многолетней истории фабрики ростовской финифти, покажут и работы старинных мастеров, и условия, в каких они трудились. И самое интересное, можно увидеть своими глазами весь современный процесс рождения финифтяного узора. И сравнить старинные и современные образцы изделий ростовской финифти – уступают ли друг другу по сочности красок, оформлению, какие интереснее по темам.
Мастер-класс на фабрике
А увидев трудно удержаться от желания собственными руками расписать какую-нибудь вещицу. Это удовольствие стоит от 200 рублей. Свое творение можно забрать.
Другие ростовские радости
Главный сувенир из Ростова – конечно же, ростовская финифть. Я даже не ожидала, что меня так очаруют сделанные в этой технике серьги, браслеты, кулоны, кольца, шкатулочки. Удивительно тонкая и нежная роспись на них вызывала желание скупить абсолютно все. Скромные полевые цветы, ромашки и колокольчики, пышные георгины на красочной эмали окружены тонкой филигранью из серебра… И все работа ручная, не существует двух одинаковых вещиц.
Где купить финифть? Снаружи кремля – торговые ряды. Там изобилие сувениров – никто не уйдет обиженным. Все они сделаны местными умельцами в кустарных условиях. Цены здесь почти вдвое дешевле, чем в фабричном магазине. Но зато ассортимент фабрики более чем солиден – четыре сотни наименований изделий. Это иконы, ювелирные изделия, предметы интерьера, сувениры и подарки. Что впечатлило – так уж впечатлило: икона в магазине за полтора миллиона рублей.
Простые изделия, без сложной технологической обработки, что на лотках от художников-частников, что в заводском магазине – практически одинаковы. Но дорогие изделия все же предпочтительней брать заводского качества.
Чтобы обычному человеку определить принадлежность изделий, следует посмотреть на обратную сторону пластины: у фабричных эмаль голубоватая из-за добавок кобальта. Ну и, конечно, они снабжены биркой-сертификатом с фамилией автора и описанием производства. На некоторые изделия ставится клеймо с логотипом фабрики.
Украшения из ростовской финифти против Фрай Вилле
Недавно наш близкий знакомый купил в подарок своей жене эмалевое колечко, производства знаменитого Frey Wille — ювелирного дома из Вены. Элегантная вещица была чудо как хороша, так и притягивала взгляд. Сразу захотелось и себе такую же на день варенья. Но до дня рождения было еще очень далеко, а цена украшения просто зашкаливала.
А тут я очень кстати вспомнила, что лучшие друзья девушек все-таки бриллианты, а не фрейвайловское очарование. Поэтому быстро передумала. Да тут еще узнала, что обращаться с приобретенными изделиями фрай вилле нужно очень осторожно: беречь от ударов и царапин, они не любят воду, поэтому купаться с ними ни-ни, недопустим их контакт ни с моющими средствами, ни с лосьонами. Даже носить их надо правильно. Надо же, я думала просто носить их, а надо – правильно.
Одна из лучших российских школ расписной эмали — ростовская финифть, ее украшения красивы, куда менее требовательны в уходе и, практически, вечны. И стоимость ростовских ювелирных изделий вполне разумная, уж точно, что во много-много раз ниже эмалей Frey Wille. Друзья, делайте выводы и не ведитесь на щедро проплаченную производителями рекламу.
Когда я увидела серьги фабрики «Ростовская финифть», так напомнившие мне некупленный фрайвиль, то устоять не смогла. Глаза разбегались. Но ведь у девушки должно быть много украшений, правда? В этом ведь нет ничего плохого??? Любимый муж пришел мне на помощь – избавил от проблемы выбора и покупки, ну может быть, и не совсем нужной мне кучи роскошного великолепия. Он выбрал и купил мне пару серег.
Подарок дорогого мне человека, теперь я ношу их каждый день. Они приносят мне радость, в трудные моменты улучшают настроение и напоминают ту приятную поездку в Ростов Великий… Кстати, приятель наш, после покупки подарка жене почитающий себя уверенным знатоком украшений этого стиля, тоже принял мои серьги за фрай вилле. И он был просто ошарашен, узнав, что в ушах у меня ростовская финифть, а узнав ее цену потерял дар речи.
В тему:
- Разгаданные и неразгаданные тайны старинных кирпичей Саратова
- Какие есть достопримечательности в Сергиевом Посаде Церкви, святые источники, матрешки и музеи города
- Роковая Зинаида Ивановна Юсупова и ее скучный муж Сахар Боринька
- Мимолетный модерн, оставивший примечательные следы в дизайне саратовских окон
- Окно как элемент архитектуры
Комментарии к статье
Очень интересно. К моему стыду я даже не знала об этом. Теперь буду искать информацию и узнавать подробнее. Знай и учи свою историю и культуру !!!! Вам спасибо !!!
И вам спасибо, Ирина!
Финифтью заинтересовалась недавно, но уже успела полюбить. Очень красивые украшения на долгие годы!
И правда Елена! Финифть превосходна!
Отличная статья, чем больше таких текстов будет появляться, тем больше людей узнают об этом древнем искусстве! Русфинифть.
Обожаю ростовскую финифть и с удовольствием ее ношу. Не перевелись мастера и в наши дни. http://vakinaolga77.wixsite.com/russkie-mastera и продолжают радовать нас своим искусством.
Автор статьи не ответил на главные вопросы- от куда такое изобилие ручной работы фабрики РФ? От сюда следует вопрос-какова структура фабрики,количество работников,особенно художников и ювелиров и какое количество продукции они могут произвести за месяц?Тогда поймём какие серьги купил супруг автору статьи. Могу сказать со 100% уверенностью,что финифтяных вставки не ручной росписи, а Серги выполнены литейным способом- гальванопластика.
Федор, вы такой строгий! Простите меня, ну откуда же мне знать такие тонкости о структуре фабрики и о прочем? Вот вы – это сразу ясно – человек, который разбирается в теме, но почему-то не захотели объяснить мне и всем другим заинтересованным девушкам, как выбрать именно ручную роспись. А литейный способ изготовления серег – это плохо? Расскажите поподробнее, пожалуйста! Девушки просят…
Финифть это всегда ручная работа . Сначала делается набросок , потом остальной рисунок . Я видела видео производства на Ютуб . Там художники могут расписывать несколько похожих украшений одновременно.
Вот тут подробно рассказывают
ttps://youtu.be/cz7gDPd2nY0
Имею ввиду ,что они партию похожих украшений расписывают сразу ) И Финифть запекают три раза . Первый вариант черновой , второй детали , третий финальный . Посмотрите видео . Там все понятно .
Спасибо, Княгиня, за дополнение.
Оставить комментарий