Мы пришли сюда, в Троице-Сергиеву лавру посетителями абсолютно неискушенными, поэтому ничего нет удивительного, что у нас создалось впечатление, будто бы самый главный храм здесь – Успенский. Так ошибаются многие. Впрочем, это совсем неудивительно. Ведь, закладывая этот собор в 1559 году, могучий, неистовый и загадочный Иван Грозный планировал создание не просто храма, а храма грандиозного, затмевающего прочие своей красотой и величием.
Даже подумывал, со временем, перенести в него мощи Сергия Радонежского. Однако от задуманного вскоре отказался. Грозный царь оробел, убоявшись гнева святого, и не решился тронуть его мощи. Нда, если бы что-то так же напугало большевиков, когда они разоряли лавру и вскрывали мощи святителя…
С ощущением легкой эйфории, вернее особого душевного подъема, мы вышли из Троицкого собора, и наша маленькая толпа, по камушкам старинной брусчатки, двинулась в сторону следующего собора Сергиевой лавры – Успенского, правильное название которого звучит как Собор Успения Пресвятой Богородицы.
Это его купола блестят-переливаются, так издалека видные за пределами лавры. Да и отсюда – красота несказанная! Синее небо, ласковое солнышко, огромные зеленые ели, кипенно-белые стены храма, одна глава золотая и четыре неотразимых сине-голубых, в звездах… Стоп! А, собственно, почему купола голубые? Почему не все золотые, что означает такая метаморфоза? Кстати, а почему Успенский собор Троице-Сергиевой лавры украшают пять глав?
Внимательно оглядываемся. Проверяем – над Троицким собором – один купол, на церкви Сошествия Святого Духа – один, над церковью Рождества Иоанна Предтечи – тоже пять. Интересно… Потом покопались в интернете и все выяснили. Если же вы, друзья, тоже не знаете разгадки этого, то слушайте…
Золотые купола душу мою радуют
Как ни крути, храм – сооружение земное. Но предназначено оно, чтобы видеть небесное. Этой цели подчинено все, внутреннее убранство, росписи, в том числе и храмовая архитектура.
Купола над православными церквями достались нам в наследство от Византии. Они – символ, символизируют небесную сферу. И все остальное – форма куполов, их количество, цвет – тоже не просто так, все это тоже имеет свои смыслы.
О чем говорит форма купола
- Тот вид, который мы называем луковицей, это стилизованная форма пламени свечи, символ молитвенного горения и божественного огня
- Форма купола в виде воинского шлема должна напоминать, что церковь ведет непрестанную духовную битву с силами зла
- Ребристые, волнистые и прочие самые замысловатые формы купола, окрашенные яркими оптимистическими цветами призваны напомнить всем, созерцающим их, о красоте небесного Иерусалима.
Какое значение у количества куполов
Количество глав у храма может варьироваться, начиная с единственной и доходить до 33 – таково было число лет, прожитых на земле Христом.
- Единственный купол означает единого Бога
- Две главы – знаменуют два естества Христа
- Три – память о святой Троице
- Пять глав – в честь Спасителя и четырех его апостолов-евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна
- Семь – напоминание о семи православных таинствах
О чем говорит цвет купола
Да, конечно, существует определенная символика в выборе цвета купола. По канонам его окраска должна бы соответствовать каждому конкретному виду православного храма. Однако, в реальной жизни при выборе покрытия руководствуются, по большей части, не столько символикой, сколько теми денежными средствами, которыми располагает данный приход. Ну, а по правилам:
- Золотые купола у храмов, посвященным либо Спасителю либо одному из двадцати самых наиглавнейших православных праздников
- Синие или голубые, со звездами, – у храмов, посвященных Богородице
- Зеленые – такой цвет должны иметь купола храмов, посвященных Троице
- Серебряные – у церквей, носящих имя какого-нибудь святого
Но чаще на Руси купола все-таки золотили. Всем известно, что Русь – златоглавая. И сияли они, отражая свет божественной славы на земле. На сайте Свято-Троицкой Сергиевой лавры пишут, что главка Успенского собора в 18 веке была покрыта листами червонного золота, уже потом, в 19 веке, это богатство заменили на вызолоченную медь.
Царь Борис Годунов
И вот, стоя перед центральным входом в собор, я получила знак свыше, что не зря приехала сюда. Около этого мощного и объемного сооружения сиротливо приткнулась низенькая и маленькая палатка – усыпальница Годуновых.
C Борисом Годуновым в своей жизни я повстречалась неожиданно. Я тогда училась, наверное, еще в начальной школе, когда однажды совершенно случайно услышала оперную арию. Мощный бас с характерным тембром пел: “И все тошнит, и голова кружится, И мальчики кровавые в глазах”. Я замерла, по коже побежали мурашки, колотилось сердце. Вот тогда я и запомнила – Борис Годунов, человек, уровень злодейства которого зашкаливает все возможные пределы.
Запомнила и не забывала. Интерес к нему не пропал с годами. Теперь я читала о нем все, что попадалось под руку. И неожиданно оказалось, что это вовсе не патологический злодей, а даже не самый плохой из царей, что фигура его в нашей отечественной истории одна из самых интересных и трагических.
Страница нашей истории – драматичная и забытая
У большинства наших сограждан после школьного курса истории Отечества нашего в памяти остались две правящие династии: Рюриковичи и пришедшие им на смену родственные Романовы. О Романовых худо-бедно еще помнят, уж о трагической судьбе последнего императора известно всем. Рюриковичей знают на порядок меньше, упомянут разве только о царя Грозного, или князя Александра Невского, ну, возможно, припомнят еще великого князя Дмитрия Донского.
О Годунове же помнят в основном благодаря кинокомедии Гайдая с неподражаемым Яковлевым в роли Ивана Васильевича, где он восклицает: «Бориску – на царство?!!!»
Когда пресеклась правящая ветвь Рюриковичей, разразился политический и социальный кризис, вызвавший череду, сменяющих друг друга верховных правителей, пока не утвердилась династия Романовых. Вот среди этих вклинившихся государей и был царь Борис Годунов.
Править он собирался долго, предполагая, что с него начнется новая и долговременная династия. За государственные дела взялся рьяно. Перед ним стояла неимоверно сложная задача – вывести Россию из кризиса.
Но новый царь – талантлив, у него могучий и изворотливый ум, сильная воля. Он снижает налоги, освобождает крестьян от податей на год. В его время продолжается энергичная колонизация территорий Западной Сибири, основывается Архангельск – главный порт допетровской России.
Во внешней политике он – сторонник мира. Заключает мирные договора с Польшей и Швецией. На юге для обороны от татар строит цепи новых сторожевых постов, которые глубоко проникают в “дикое поле”. Так называли примыкающие к Крыму и протянувшиеся на сотни километров, необитаемые пространства. В степях которых нет ни воды, ни жилья, ни корма для лошадей.
При нем возникают новые города – Белгород, Воронеж, Самара, Саратов и другие. Он проводит разумную торговую политику. Приглашает в страну разных иностранных специалистов, которые могли бы помочь в его преобразованиях. Посылает для учебы за границей молодых дворян. В общем, сами видите, для страны сделал он немало хорошего.
Бывший любимец Ивана Грозного, умный и лукавый Борис, к тому же не любил крови. Да и зачем боярам рубить головы, когда их можно ссылать и лишать вотчин?
Десять спокойных лет – и, с его умением находить эффективные ответы на вызовы времени, все в стране пришло бы в порядок. Но нет, не случилось этих лет. Трон царя стоял на вулкане.
Против него ополчилось все – природа, неурожаи, когда от проливных дождей и неожиданно-ранних заморозков три года подряд на корню гибли все посадки, возникший в стране страшный голод, обернувшийся катастрофический мором, бунтующие низы, недовольная знать, даже загадочная гибель царевича Дмитрия.
Череда несчастий продолжилась появлением на нашей территории польских войск во главе с Лжедмитрием.
И в 1605 году, в самый разгар войны с Лжедмитрием Борис скоропостижно умер. Он – надорвался. С почетом его похоронили в Кремле, в Архангельском соборе, а Москва присягнула его сыну – шестнадцатилетнему Федору.
Семья Годунова
Что мы знаем о судьбе семьи Бориса Годунова? На плитах усыпальницы написано, что царь Борис Федорович Годунов преставился 1 мая 1605г. А 10 июня этого же года за ним последовали его супруга и их сын Федор Борисович. Написано, что эти двое тоже “преставились”. Но нет, преставиться – значит умереть, а с ними случилось нечто ужасное.
Надо заметить, современников Бориса Годунова просто поражало его постоянство в семейной жизни и нежная привязанность плюс дальновидная забота о своих детях – Федоре и Ксении. Но сначала о супруге Бориса.
Жены царей, да и русских князей, как-то привычно остаются за кадром, о том, какие они были – мало что известно, А жаль. Ведь женой царя Бориса была дочь Бельского Григория Лукьяновича. Говорит вам это что-нибудь? Да-да, дочка того самого Малюты Скуратова, всесильного любимца Ивана Грозного, хитрого, расчетливого, человека звериной жестокости, одного из самых знаменитых средневековых злодеев. Мучительно интересно, какая же она была, эта его дочка? Что было в ней от папы? Искала долго, но нашла лишь, что известна она была своей благотворительностью.
История полна загадок и неожиданностей…
Сын Бориса – Федор Годунов был умен, обладал незаурядными способностями и талантами, трудолюбием, был прекрасно образован, его эрудиции можно было бы позавидовать. Его и сестру учили лучшие учителя. Отец готовил из него не просто государя, но государя просвещенного, и он наверняка стал бы замечательным русским правителем. Но процарствовал Федор Годунов всего 49 дней. Самое короткое царствование в отечественной истории.
10 июня 1605 года в Москву вошел Лжедмитрий. То ли по его приказу, толи нашлись желающие услужить ему, толи так кому-то захотелось свести счеты с Годуновыми, но свои же, русские люди задушили царя, которого укрывали иконами мать и сестра, а потом расправились и с его матерью. Вот вам и “преставились”. Народу, конечно, объявили правду – Федор и Мария сами отравились ядом.
Дочь царя, умную, красивую, несчастную Ксению, на глазах которой были убиты мать и брат, самозванец возьмет в наложницы. Потом ее постригут монахини и, безотрадно дожив до 40 лет, Ксения Годунова в 1622 году скончается.
Царя Бориса Годунова, после расправы над его семьей, из монаршей усыпальницы Архангельского собора, конечно, тут же убрали.
В большой и красивой Троице-Сергиевой лавре, в этом невзрачном, низком сооружении около Успенского Собора закончилась история некогда блестящей семьи, которую, казалось, ожидает только радужное будущее. В Википедии написано, что Борис, жена его и сын погребены не в горизонтальном, как требует православный обычай, а в сидячем положении. Почему? Мало того, что покоятся они вне храма, на улице?
Династия Романовых была на престоле 300 лет. Но то, что врагом ее – главным, опасным, едва не погубившим в смутные времена – был Борис Годунов, она так и не забыла. И не простила. Поэтому искажения и корректировки истории этого периода в удобном для новой династии направлении наверняка были.
Светло и божественно – внутри Успенского собора Сергиевой лавры
Свою задачу монументально отображать достоинство древней, прославленной на всю Русь, обители зодчие и мастера каменных дел выполнили на сто процентов. Массивный, белый, с прекрасной простотой гладких стен, практически лишенных украшений, кажется он необычайно величественным. И вместить, пожалуй, сможет пятьсот, а то и больше, человек. Так думала я.
Однако оказалось, что по этому вопросу единства в наших рядах нет! Мнения были разные и отстаивались они, особенно мужской половиной, весьма горячо и уверено.
Спор наш разрешился статьей об Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры в журнале Московской Патриархии, где черным по белом было написано, что собраться в храме может даже никакая не тысяча человек, а все пять. Но и написанному поверили не все спорщики, предпочитая оставаться при своем мнении и убеждая прочих в его правоте.
Вот какие дела, друзья мои, нет мира под оливами. Может быть кто из вас захочет высказать свое мнение?
“Какая же это удача, наша поездка в Сергиеву Лавру!” – думала, поднимаясь по ступеням Успенского собора. Четкие ступени казались совсем новыми, словно по ним еще вовсе не ступали человеческие ноги. Так отреставрировали?
Но ведь главные реставрационные заботы были внутри храма! Там вот уже больше ста лет не проводилось серьезных работ, на стенах скопился слой пыли, внутри барабанов куполов ее наросло толщиной аж в три сантиметра, срочно нуждались в реставрации росписи 17 века, требовали восстановления элементы иконостаса…
Старинное медное кольцо на входной двери храма своей древностью внушало почтение. Сразу как-то поверилось, что оно молчаливо висит здесь с самого 16 века.
Внутри – великолепие убранства, обилие света и простор. Прошло сто лет после освящения храма, пока его украсили изнутри.
Стены в росписи – светлые фрески голубоватых, синих, фиолетовых, сиреневатых тонов, дивная фантасмагория нежных красок. Когда-то эти росписи сделали лучшие мастера, которыми руководил знаменитый Дмитрий Плеханов, руке которого принадлежат некоторые фрески в Архангельском соборе и живопись на стенах храмов московских, ростовских, вологодских.
На трех стенах – в пять горизонтальных рядов ведут фрески свое повествование, на четвертой стене – со множеством деталей и фигур изображен Страшный суд. Благоверные князья, мученики, святые в рост изображены на шести столбах, подпирающих своды. Расписаны религиозными картинами оконные откосы, паруса, барабаны, своды. Нереально сказочная, торжественная, тоже какая-то голубая, высь храма.
Пара свисающих сверху несравненной красоты чеканных паникадил. Пятиярусный иконостас с золочеными оправами икон и резными, обвитыми виноградными лозами, столбиками. Возвышенная и торжественная красота…
Откуда-то возникло живое чувство сопричастности к великой истории христианства и многовековой истории православной России. У меня закружилась голова.
Про ангелов-хранителей и святых покровителей
Я в церковном отношении человек совсем малограмотный. Вот хочу с вами поделиться новыми познаниями. Известно, что при крещении каждый христианин получает ангела-хранителя, оберегающего его и не оставляющего всю жизнь. Почти для всех он остается невидим. Лишь немногим избранным дается бесценный дар видеть своего небесного покровителя. Например, известно, что преподобный Сергий Радонежский общался со своим ангелом.
Но имя своего хранителя человеку остается неведомым. Зато когда дается имя человеку, то дается оно в честь какого-либо святого.
И тот день, в который церковь отмечает память этого святого называется именинами или днем Ангела. Отмечать этот праздник начали на Руси очень давно. А уж царские именины всегда праздновались особенно пышно, в более поздние времена именины царя станут государственным праздником.
Собор строился долго. За это время умер Иван Грозный, горячий почитатель преподобного Сергия Радонежского. Достраивать и обустраивать храм выпало сыну Грозного – царю Федору, женатому на сестре Годунова Ирине. Поэтому два придела к главному алтарю Успенского собора лавры носят имена их святых, их небесных тезок – великомученика Феодора Стратилата и мученицы Ирины.
Жаль, мы не попали на богослужении в Успенском соборе. Но один иностранец, побывав на нем, написал, “оно столь невероятно прекрасно, что ведет прямо на небо, в царство небесное”.
Заговорив о царстве небесном, вспомнила, что еще не сказала: в этом храме тоже хранятся святыни. Здесь тоже покоятся мощи святых и хранится та самая деревянная рака преподобного Сергия, в которой были обретены его нетленные мощи. Сами же мощи теперь в серебряной гробнице находятся в Троицком соборе лавры. А от дубового гроба, пока он не был укрыт под стеклом, богомольцы своими зубами откусывали щепочки. Их, как драгоценные реликвии, счастливцы уносили домой.
А в конце – поразительное. По словам специалистов-архитекторов, именно собор Успенский Сергиевой лавры, несмотря ни на что, изучен недостаточно хорошо. В нем еще могут поджидать пытливых исследователей новые открытия и, возможно даже, какие-нибудь спрятанные сюрпризы…
В тему:
- Неспешная прогулка с друзьями по улице Радищева в Саратове
- Окна прямоугольного формата: от лаконичной геометрии к нетипичным конструкциям
- Какие есть достопримечательности в Сергиевом Посаде Церкви, святые источники, матрешки и музеи города
- О каких секретах могут поведать круглые крышки канализационных люков в саратовских двориках
- Ростов Великий – мужской Спасо-Яковлевский монастырь и Четыре женских судьбы
Комментарии к статье
Спасибо Вам за интереснейшие статьи и замечательные фотографии! Как и Вы, услышала оперу "Борис Годунов" в начальной школе, но запомнились из нее другие слова: "Обидели юродивого…". Прошло очень много лет, прежде чем я узнала, кто такие юродивые, и съездила к святым местам. Жизнь полна чудес!
Спасибо вам, Елена, за добрые слова. Вы правы – жизнь полна чудес!
Дарья, если позволите – небольшой комментарий по поводу погребения в сидячем положении. Для русской культуры такой способ, действительно, необычен, но он не противоречит православной традиции. Так, в сидячем положении хоронили восточных патриархов. Например, святые мощи святителя Афанасия, Патриарха Константинопольского покоятся в Харьковском соборе в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. За необычное для России погребение святой получил впоследствии наименование «Сидящий».
Надо же, я не знала! Спасибо за интересные сведения, Елена! Только не могу отделаться от предубеждения, что в отношении Годуновых это было сделано с целью некоего принижения нелюбимого знатью и неоцененного народом монарха.
Оставить комментарий