Ну, друзья, всем привет, и продолжим знакомство с Ростовом. Свою экскурсию мы запланировали начать с Соборной площади. Прошли торговые ряды и вот перед нами белые средневековые стены, из-за которых выглядывают купола, купола и колокола. «Направо или налево?» – Спрашивает меня Саня. «Направо», – думаю я, но благоразумно помалкиваю. В наших поездках – я штурман, но вот с определением правильно направления на местности у меня беда: всегда тянет не в ту сторону. Саня решительно направляется налево. Через сто метров в стене ворота, и мы попадаем внутрь. Эта часть кремля называется Соборной.
Ростов Соборная площадь
Ростов ничем не хуже других городов: как и в любом городе, в нем всегда имелась центральная площадь. Когда-то тут собиралось народное вече, решались и обсуждались все жизненно важные городские вопросы, творили суд, на ней гуляли, сюда приходили ростовчане и жители окрестностей торговать.
Здесь же много веков находится Успенский собор, в Ростове – главное культовое здание, потому-то площадь испокон века называлась Соборной. Частые пожары меняли ее размеры и очертания. Но при всей изменчивости, присутствовали на ней неизменно: собор, его звонница, примыкающие торговые ряды и «владычный» двор. Конечно, и они строились и перестраивались.
Ростов – город монастырей, храмов и русской святости
А в конце XVII или начале XVIII века кусок площади вместе с собором обнесли кирпичной стеной, так она стала частью кремля. Теперь, когда говорят о Соборной площади Ростова, подразумевают именно ее кремлевскую составляющую. Чтобы попасть на нее, нужно пройти через какой-либо из четырех входов:
- Главный вход с западной стороны.
- Вход с восточной стороны от церкви Спаса на Торгу.
- С южной стороны находятся еще одни ворота, соединяющие площадь с внутренним Митрополичьим двором. Они пробиты в мощной высоченной стене между двумя башнями, похожими на укрепленные жилища феодалов средневековой Европы. Над проходом находится церковь Вознесения.
- Вход с севера со стороны торговой площади (через церковную лавку).
В северной части Соборной площади Ростова, вблизи кремлевской стены, затмевая и подавляя все вокруг своим величием, сияет пятью куполами Успенский собор. За ним возвышается звонница собора, очень жаль, что в этот торжественный миг знакомства не звонят колокола Ростова.
Может быть, я и не открою Америку, но скажу только – зимой холодно и ветер пронизывает. У входа в Кремль замечаем симпатичную палатку, торгующую горячим глинтвейном. Возле нее кучками толпится и согревается любознательный туристический народ, а также прогуливающиеся горожане. А своевременная порция правильного напитка – вещь реально крутая. Молча и блаженно выпиваем горячую и ароматную жидкость. Хорошо… Да, несомненно, денек сегодня выдался чудесный!
Какие первые впечатления от города? Мы почувствовали сразу, что он нас принял и нам рад! А еще сразу почувствовалось, что Ростов – великий город русской святости.
В 2012 году городу исполнилось 1150 лет. За время своего продолжительного существования довелось ему быть столицей и самым многочисленным городом княжества на северо-востоке, центром политической, культурно-просветительной и духовной жизни. Из этого древнего русского города начало распространяться христианство по всей Северо-Восточной Руси. Впрочем, крупным религиозным центром ему суждено оставаться многие столетья.
Жизнь и деяния множества святых связаны с этим городом. Здесь родился заступник земли русской Сергий Радонежский , жил святитель Димитрий митрополит Ростовский, в честь которого был поименована крепость, ставшая впоследствии Ростовом-на-Дону. К лику святых будет причислено семь епископов Ростова. Двое из них, в том числе Филарет, приходившийся родителем Михаилу Романову, будут патриархами.
Монастыри Ростова Великого
За годы в Ростове Великом было возведено огромное количество монастырей и церквей. Сейчас на Тридцать ТЫСЯЧ ростовских жителей Приходится Пять действующих обителей иноков.
- Вот уже почти тысячу лет в восточной части города стоит Богоявленский монастырь на месте разрушенного преподобным Авраамием языческого капища Велеса.
- Основанный святым Иаковом Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь. Скоро, скоро уже можно будет прочитать о нем.
- Рождественский монастырь, что заложил святитель Феодор, приходившийся племянником Сергию Радонежскому.
- Борисоглебский монастырь, который основали преподобные Павел и Феодор. Находится в поселке Борисоглебском – об этом готовится отдельный рассказ!
- На месте, где жили родители преподобного Сергия стоит Троице-Сергиев монастырь (п.Варницы).
- Есть еще один – Петровский, основанный святым Петром, бывшим ордынским царевичем и почти полностью уничтоженный в советское время.
Следующий день нашего путешествия планируем посвятить осмотру монастырей.
Церкви Ростова Великого
Не все храмы, созданные руками предков ростовчан, дошли до наших дней. Пожирали их беспощадные частые городские пожары, сокрушали в чужеземных нашествиях орды Батыя и польско-литовские интервенты. Но в кремле сохранился возвышающий душу к небесам Успенский собор и еще прекрасные, построенные Ионой Сысоевичем церкви…
Кремль | ||
1. | Успенский собор | Осн. в 991г. |
2. | Воскресенская | 1566г. |
3. | Одигитрия | 1693г. |
4. | Иоанна_Богослова | 1683г. |
5. | Григория_Богослова | 1670г. |
6. | Спас_на_Сенях | 1675г. |
в Ростове, но вне кремля | ||
7. | Вознесения Господня (Исидора_Блаженного_на_валах) | 1566г. |
8. | Спас_на_Торгу | 1690г. |
9. | Никола_на_Всполье | 1813г. |
10. | Толгская Икона Богоматери | 1761г. |
11. | Покровская | 1795г. |
12. | Спаса_на_песках | 1603 г. |
13. | Бориса и Глеба | 1761г. |
14. | Димитрия Ростовского | 1762г. |
15. | Никола_на_Подозерье | 1745г. |
16. | Козьма и Дамиан (Смоленская) | 1775г. |
17. | Иоанна_Богослова_на_Ишне | 1687г. |
Церкви Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря | ||
18. | Зачатьевская | 1686г. |
19. | Яковлевская | 1836г. |
20. | Димитриевская | 1801г. |
Церкви Богоявленского Авраамиева монастыря | ||
21. | Введенская | 1650г. |
22. | Никольская надвратная | XVIIв. |
23. | Богоявленский собор | 1555г. |
Церкви Рождественского монастыря | ||
24. | Рождественский собор | XVIIв. |
25. | Тихвинская | XIXв. |
Церкви Петровского монастыря | ||
26. | Похвалынская | 1696г. |
Успенский собор Ростов Великий
Высота главного ростовского храма – 60 метров. Он – пятый по счету, что стоит на этом месте. Предыдущие губил то огонь, то вражеские набеги.
Первый, деревянный, возвели после памятного лета 989 года, когда великий князь Владимир обратил в христианство жителей-язычников и создал Ростовскую епархию. Тогда по всей земле русской воздвигались монастыри и храмы, как солнце сияла вера православная.
Андрей Боголюбский, сын ростовского князя Юрия, вошедшего в историю с прозвищем Долгорукий, приняв титул великого князя, не отправился в Киев, а остался княжить на земле Ростово-Суздальской. Выдающийся правитель и неординарная личность, он разворачивает здесь грандиозное строительство. В 1116 году строится по его повелению первый каменный храм на месте собора. И его разрушил страшный пожар 1204 года.
Построили новый храм. И в XIII веке у одного из здешний батюшек появился сын Александр, ставший удалым героем русских былин – Алешей Поповичем. В июне 1314 года здесь крестили очередного младенца, который спустя годы станет преподобным Сергием. Своды этого храма рухнули в 1408 году после очередного огненного бедствия.
Тот, что красуется сейчас на площади, освятили примерно в 1512 году. Примерно потому, что точных сведений не сохранилось. Зато достоверно известно, что в 1553 году в дар Успенскому собору Ростова первая супруга Ивана Грозного кроткая царица Анастасия своими руками вышила покров.
После Кижей я всегда смотрю на купола церквей – из чего они сделаны. У ростовского Успенского собора маковки крыты луженым железом, украшены сверху сияющими золотом крестами, а понизу резными подзорами.
Внутри белокаменных стен холодно и тихо. Идут работы по реставрации – время сильно повредило штукатурку и фрески. Чудотворная икона «Ростовско-Владимирской» Божией Матери, что должна находиться на главном иконостасе, сейчас не видна – она теперь хранится в музее.
Справа от алтаря идут вниз каменные ступеньки. Там, в хорошей компании почивших князей и митрополитов, находится гробница святителя Леонтия, епископа Ростовского. Грек из Царьграда, ставший одним из наиболее почитаемых русских святых, которому молятся об обретении мудрости и терпения. В день обретения его мощей 23 мая по старому стилю ежегодно проходит крестный ход от кремля до Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
История и колокола
Летописи говорят, вместе с крещением на Русь пришли колокола. Во время царствования Ивана Грозного , сына его Федора, царя и великого князя всея Руси Бориса Феодоровича Годунова колокольное дело в Москве процветало. В одной столице в то время насчитывалось больше пяти тысяч колоколов. С царствованием Романовых литейное дело стало развиваться и совершенствоваться. Русские мастера научились искусно лить экземпляры всех размеров – от небольших до огромных. Например, в 1622 г. мастер Чохов изготовил весящий 2000 пудов гигант «Реут».
В чем красота православного храма? В лицах молящихся людей, торжественных богослужениях, в замечательной архитектуре. Но ведь православный храм немыслим без колоколов. Поэтому мастера всегда их украшали: нарядной резьбой, орнаментами, священными изображениями, их серебрили, золотили, или делали бронзовое напыление. И отношение к колоколам на Руси было особенное, их считали гласом Божьим, любили и очеловечивали.
Но пришло время печали: Петр I, как известно, изымал церковные колокола и переплавлял их для насущных нужд армии. Еще одним темным пятном на, в общем-то, благополучную историю колокололитейного производство, легло время власти большевиков.
В начале 30-х годов замолчали все церкви, страна стала быстро терять свое колокольное богатство. Здесь я рассказывала об истории уничтожения знаменитых Колоколов Свято-Троицкой Сергиевой лавры. К счастью, колокола Успенского собора миновала печальная участь, провидение сберегло их во время войн, разрухи и целенаправленного уничтожения.
По церковным праздникам и по воскресным дням разносятся мощные колокольные звоны Ростова Великого по окрестностям чуть не на двадцать километров…
Колокольни и звонницы
Представьте себе, вот перед нами новенький, только что отлитый колокол. Что теперь с ним делать? Подвесить, конечно. В давние времена проблема решалась просто – на церковном дворе устраивали перекладину, на которую и определяли колокол. Позднее появились звонницы.
Сначала это были звонницы в виде простой стены с арочными окнами, в каждое окно подвешивали колокол. Звонницы совершенствовались и появились их разновидности в виде галереи. Возводили специальное строение или использовали для этой цели верхние этажи церквей, где к верхним балкам крепили много колоколов. Иногда такие потолочные балки шли в несколько рядов. Но существенным было то, что в звонницах горизонтальное расположение колоколов. Именно такое нужно для создания чудесных звонов.
Иное решение предлагало устройство колокольни. В ней колокола располагались по вертикали, поэтому все сооружение старались сделать повыше, чтобы звук разносился дальше.
По традиции, в Новгороде и Пскове строили звонницы, а в Москве и окрестностях возводили колокольни.
Звонница Ростов Великий
Мы вышли из собора. Справа от него на стуле сидел мужичок с табличкой «50 ре подъем на колокольню». Правильная табличка! Уважаю. Обзор красоты необходим, и желательно это делать с высоты птичьего полета.
Платим и, задевая плечами стены красного кирпича, идем по узкой и крутой каменной лесенке, что извивается внутри тела колокольни. «Мам, а ступеньки такие же, как в Непале? Как вокруг Аннапурны?» – пыхтя, интересуется моя дочка. «Почти. Только их больше – на целый день подъема», – улыбаюсь я в ответ. Моя Катя подросла, занимается спортом, и очень интересуется нашими непальскими трекингами.
Над нами квадрат света, еще пара ступенек и Саня, за ним Катя, и я – последняя, поднимаемся на самый верх. После тесноты подъема – простор, воздух и свобода. Народу почти нет, только на противоположной стороне площадки фотограф щелкает девушку. Звонница Ростова молчит. Колокола висят на уровне груди. Хоть и предупреждали, но удержаться невозможно: легонько хлопаю по одному колоколу и он отвечает мне мелодичным гулом старины. Хорошо-то как…
На белоснежной ростовской звоннице, украшенной четырьмя главами, в четырех пролетах в один ряд висят 15 колоколов. Длина-ширина-высота ее указаны в литературе в саженях: 15-5-10, но перевести размеры в метры я не смогла. Оказывается, существуют три сажени: казенная, равная 2133 метра, маховая – 1,76 и косая – 2,48. И какую из них надо брать?
Конечно, это не первая звонница, построенная на этом месте. Колокола звонили в Ростове и раньше, только прежние звонницы были деревянными. Под центральным пролетом колокольни затаилась маленькая церковка, служба в которой проходит только один раз в году – в Вербное воскресенье, так как она посвящена Входу Господню в Иерусалим.
Строительство каменной звонницы началось в 1682 и закончилось в 1687 году. Происходило оно под эгидой необыкновенного человека – Ионы Сысоевича, митрополита Ростовского. Очень уж любил владыка звон колоколов. По его заказу были отлиты почти все колокола ростовской звонницы, в том числе «Полиелейный», «Лебедь» и басовитый «Сысой». Последний назван в честь родного батюшки митрополита – обычного деревенского священника Сысоя. Каждый колокол на звоннице Успенского собора в Ростове имеет собственное имя, только у четырех оно одинаковое – «Безымянный».
Сколько весит танк
Для наглядности, сравните вес колокола с весом танка времени Второй мировой войны:
- Т-34 – (. Образец 1940г) 26,3т
- Т-34 – (. Образец 1941г) 28,0т
- Т-34 – (. Образец 1942г) 28,5т
- Т-34 – (. Образец 1943г) 30,9т
Сысой | 1681 год | 32760 кг |
Полиелейный | 1687 год | 16380 кг |
Лебедь | 1687 год | 8100 кг |
Баран | 1654 год | 1280 кг |
Голодарь | 1807 год | 2240 кг |
Красный | XVII век | 480 кг |
Козел | XVII век | 320 кг |
Ионафановский | 1894 год | 106 кг |
Безымянный | XVII век | 177 кг |
Безымянный | XVII век | 141 кг |
Безымянный | XVII век | 81 кг |
Безымянный | XVII век | 71 кг |
Зазвонный первый | XVII век | 77 кг |
Зазвонный второй | XVII век | 42 кг |
Ясак | XVII век | 24 кг |
В звоннице важно все: ее величина, форма, число проемов, вес колоколов, их количество. Главный колокол – он же самый большой – Благовест. У него самый низкий голос, он задает ритм колокольной мелодии. Обычно Благовест один, а вот колоколов-малышей чем больше, тем богаче и музыкальней звоны.
Интересно, что крепятся колокола только на деревянные балки. И еще одна тонкость – близкие по размеру колокола рядом не навешиваются, чтобы звуки не забивали друг друга. А языки колоколов крепятся лентами моржовой кожи, их раскачивают прирожденные музыканты – звонари, и колокол выпевает мелодии и мотивы.
И еще для хорошего звука нужно пустое пространство на звоннице.
Колокольные звоны Ростова Великого слушать…
Звоны – так называют музыкальные композиции, исполняемые с помощью уникального инструмента – набора колоколов. Они неповторимы: манера звона определяется разными местными традициями, да и каждый колокол уникален.
Однако специалисты из этого многообразия обычно выделяют только два – ростовский и московский звоны, их считают достоянием русской и мировой культуры.
Какой голос у города и звучащий Ростов
Голосом города на Руси всегда был звон колоколов…
Знаменитый ростовский звон мы услышали на следующий день. Хотя надо бы сказать: нам посчастливилось услышать. Что живших столетия назад простых крестьян, купцов и князей, так и нас, людей XXI века, потрясла древняя музыка многотонных колоколов.
Басовитый, сиплый, напористый, веселый, величавый, звонкий, рассыпчатый, трелеобразный, с пересечками, праздничный, трезвонный – такими эпитетами описывают ростовские звоны.
Насчитывается более десятка произведений, которые исполняет уникальный ансамбль ростовской звонницы – Ионинский, Колязинский, Акимовский, Звон с Сысоем… Если уж услышать их невтерпеж, то можно заказать малый звон: цена вопроса 250 ре – и звон твой.Чтобы отмерять ритм у звонарей были свои забавные припевки. Например, начинает колокол басом: «У нас денежки украли! У нас денежки украли!». Подключается второй: «А мы знаем, да не скажем! А мы знаем, да не скажем!». Вступают в общий хор малые: «Без числа мы согрешили! Без числа мы согрешили!». Звенит их разноголосая музыка…
Серебристые и веселые
Забегая вперед, скажу, что в кремле мы побывали в крошечном музейчике личных коллекций, посвященном бубенцам и колокольчикам. После больших колоколов интересно было посмотреть и послушать их маленьких собратьев, очаровательных и звонких. Малышей здесь больше двух тысяч. Кому разрешалось повесить на дугу своей тройки колокольчик? Когда появились бубенцы? Сколько штук их может быть на одной лошадке? Сюда стоит зайти даже для того, чтобы узнать ответы на эти вопросы.
Эту коллекцию собрал бывший директор музея В. А. Ким. Когда я услышала эту фамилию, то удивилась: фамилия вроде корейская? Какие ветры судьбы занесли сюда ее обладателя? Сразу померещилась история, достойная романа, с какими-то невероятными обстоятельствами, вызванными коловращениями жизни во время революции. Оказалось все было гораздо проще, хотя действительно, имело некоторое отношение к революции. Юные родители Вячеслава Александровича, местные уроженцы, поменяли свою сугубо русскую фамилию на популярную в те годы аббревиатуру Ким.
Пора идти дальше
Катя и Саня разбредаются в поисках правильных ракурсов, я тоже брожу, поедая глазами необъятное, ибо за два дня все осмотреть и потрогать невозможно. Вдалеке виднеются купола двух монастырей: Спасо-Яковлевского и Богоявленского Авраамиева монастыря.
Фотограф, кончил фотографировать девушку и теперь беседует с Саней. Он – местный, и рекомендует нам именно Спасо-Яковлевский. Но это уже завтра, а сейчас Кремль. Озеро Неро, колыбель Ростова, все в снегу. Хорошо бы летом глянуть на него…
«Даша, дай мне другой объектив», – вырывает меня из раздумий санин голос, и я иду к нему. А глаза прикованы к кремлю, вижу расписную церквушку – вот уж воистину пряничный домик! Желтовато-коричневая, с рисунком по фасаду и стенам… Хочуууу!
В тему:
- Тот самый Углич, откуда пошла по Руси смута гулять
- О чем может поведать золото осенней листвы в Тишково
- Окно как элемент архитектуры
- Современные встречи со старым городом Саратовом – исчезнувшем и сохранившимся
- О городе Ярославле и Ярославе Мудром, о медведях и о кремле – главной достопримечательности
Комментарии к статье
Действительно старые церкви, их (наверно) тяжеловато реконструировать и ремонтировать.
О да, Артем. Безусловно, трудно.
Daria, в очередной раз с огромным удовольствием совершил с Вами увлекательную виртуальную прогулку. Я обожаю колокола! Есть в них что-то магическое. Очень люблю колокольные звоны. По своим флотским делам я 6 месяцев жил в Ярославле и всегда стремился попасть на еженедельные звоны. Когда звук колокола проходит сквозь тебя, то ты становишься составной частью мелодии. И это дивные ощущения. Придет время я обязательно услышу звоны Ростова.:) Спасибо, за дивный рассказ!
Если бы знали, Александр, как мне приятно было получить ваш отзыв. Я тоже так люблю колокола. Спасибо вам большое.
Оставить комментарий