И вот мы в Стокгольме, столице Швеции, красивейшем городе в мире, мерцающем зданиями терракотового и шафранового цвета между синими водами моря и еще более синими небесами. Этот день порадовал нас замечательной солнечной погодой. И, в приподнятом настроении, мы вышли из отеля и прямиком отправились в музей в Стокгольме, смотреть корабль Васа – корабль из далекого прошлого.
Катастрофы на море
Поразив своим ужасом современников, только некоторые из их сохраняются в памяти потомков. Вот, например, гибель британского парохода “Титаник”. Эту трагедию помнят, но, возможно, и это благодаря фильму Камерона. А само название корабля стало нарицательным, даже синонимом катастроф, происходящих на водных просторах. Но о других, не менее масштабных несчастьях на морях и океанах, порой с гораздо большими человеческими жертвами, люди не помнят. Они быстро забывают беды, таково уж свойство человеческой памяти, и о них помнят только историки.
А между тем список катастроф огромен. Были они и в прошлом веке, и в девятнадцатом, а уж во времена парусных судов это было закономерное явление. И вот одна из таких катастроф, Титаник 17 века, дала нам возможность своими глазами видеть судно далекого прошлого, галеон, единственный в мире сохранившийся деревянный парусник. Это музей Васа в Стокгольме, музей единственного корабля.
История гибели корабля Васа
Это было в 1628 году, 10 августа, в воскресенье. Стояла прекрасная летняя погода, было ясно, время от времени налетал порывами легкий ветер. На берегу у причалов собралось, казалось, все население столицы. Горожане собрались, чтобы увидеть, как великолепный и не имеющий равных королевский корабль Васа будет спущен на воду и отправится в свой первый рейс.
Он должен был дойти до морской базы Эльвснаббен, что юго-западнее Стокгольма, где взять на борт 300 солдат и отправиться к берегам Польши, где его с нетерпением ожидал ведущий там боевые действия король. На берегу, ввиду значимости события, присутствовала сама королева Кристина. А с борта судна зрителей приветствовало больше полутора сотен человек: члены команды и их семьи, дети и жены, которых по случаю большого торжества – первого плавания было разрешено взять на борт до базы. Предполагалось великолепное торжество.
Но корабль никогда не достигнет места своего назначения. Едва галеон вышел на открытое пространство гавани Стокгольма, капитан приказал поднять 4 паруса из десяти – фок, фор-марсель, грот-марсель и бизань и отсалютовать из орудий с обоих бортов Васа. И в этот момент налетел порыв ветра, корабль накренился, но выровнялся и продолжил свой путь. Но тут налетел новый порыв ветра, который стал гибельным. Судно сильно накренилось на подветренную сторону, вода хлынула в открытые порты пушек, от этого судно легло на бок, стало медленно и неотвратимо тонуть, оставаясь по-прежнему с развевающимися флагами и поднятыми парусами.
Обезумевшие от страха, под истошные крики и плач детей и женщин, люди заживо погребались в пучине моря… На глазах у сотен людей, пройдя путь меньше морской мили, корабль в считанные минуты ушел на дно, погубив жизни, по разным оценкам, от 30 до 50 мужчин, женщин и детей, многих из которых были попросту раздавлены. Быстро подоспевшая помощь спасла уцелевших.
О короле Густаве II Адольфе из династии Васа
Это был выдающийся человек и незаурядный король, один из наиболее образованных правителей своего времени, гениальный стратег и военачальник. Император Франции Наполеон I среди полководцев всех времен и народов ставил его рядом с Юлием Цезарем. У него была превосходная память, феноменальное трудолюбие, дар убеждения, немалые познания в различных областях. С первых дней правления ему приходилось вести войны то с Данией, то с Россией, сейчас он воевал с Польшей и нуждался для победы в могучем и впечатляющем флагманском корабле.
В это время лучшие мастера судостроители были в Голландии. Оттуда и пригласили одного из опытных корабелов. В это время наука кораблестроения только нащупывала свои законы, мастера не имели ни точных чертежей, ни точных расчетов. Мастера умели делать только так называемые “подсчеты” – весьма грубые расчеты, которые держались в секрете друг от друга.
Король лично курировал строительство, сам утверждал размеры судна, его вооружение. Поэтому корабль был ‘королевским’, да и название ему он дал в честь своей династии – Васа.
В те времена строительство судна было весьма долгим процессом, оно продолжалось два – два с половиной года. И вот во время этой работы, когда ее немалая часть уже была сделана, король узнает о датской военной новинке – корабле с двумя пушечными палубами. И поэтому он вносит коррективы в строительство. А мастеру-корабелу не хватает то ли храбрости, то ли у него нет веских аргументов противостоять королю в его задумке, и он просто выполняет полученные указания.
Строительство судна близко к завершению, когда неожиданно мастер-судостроитель умирает, и его вынужденно заменяют на другого голландца.
И вот корабль готов и оснащен. Огромные суммы дополнительно потрачены на его великолепное, поистине королевское убранство.
Однако, прежде чем принять его, адмирал счел нужным провести определенный тест на остойчивость галеона. Суть этого теста была в том, что человек 30 матросов несколько раз перебегали от борта к борту. Но тестирование пришлось в два счета прекратить, так как корабль едва не перевернулся.
А между тем король настоятельно требует прибытии своего галеона на театр военных действий без малейшего промедления. И адмирал, полный дурных предчувствий, не осмеливается противиться монаршей воле.
Королевские разборки
И вот самый великолепный корабль шведского флота отправляется в свой первый рейс. Дальше известно, что произошло. Гнев короля был ужасен. Пошли разборки. Адмирал сказал, что все парусные суда до некоторой степени нестабильны, но это дело капитана соответствующим количеством балласта отрегулировать этот момент. Капитан в свою очередь заявил, что балласт был полностью загружен, и что здесь скорее всего какая-то недоработка судостроителя. Ну а тот заявил, что в точности следовал королевским указаниям. И что удивительно, не стали искать стрелочника в этом деле. Все тихо сошло на нет.
Но символ мощи королевского флота, несостоявшаяся морская гордость короля Густава II Адольфа, опрокинутый ветром словно игрушка и проделавший огромную дыру в бюджете, лежал на дне в прозрачной воде гавани.
Прошло время, и люди забыли и место, где находился затопленный Васа, да и саму эту катастрофу, и корабль остался на дне океана на 333 года.
Несколько цифр:
- Корпус вес: 1200 т;
- Балласт вес: 120 т;
- Длина полная: 69 м;
- Ширина максимальная: 11,7 м;
- Расстояние от верхушки грот-мачты до киля: 52,5 м;
- Осадка: около 5 м;
- Количество парусов: 10 шт;
- Количество пушек :64 шт.
Визит в музей Васа Трагическая красота
Не часто беда, случившая на море становится темой музея. Но Музей Васа именно такой, в нем воссоздается самым захватывающим образом история создания, гибели и поднятия со дна одного единственного корабля.
Если говорить о первом впечатлении, то, пожалуй, никакой из музеев не сможет сравниться с Музеем Васа по его силе. Необычен даже внешний вид самого здания музея, его медная крыша со стилизованными мачтами, высота которых равна мачтам галеона.
Проходишь через сильно тонированные двери и видишь скудно освещенный огромный выставочный зал и внушительную фигуру корабля, которому много веков. Просто кожей чувствуешь некую жуткую ауру. Часть здания покрыта деревянными панелями окрашенными в темно-красный, синий, дегтярно-черный, желто-охряный и темно-зеленый цвета. Но большая часть стен голая, это неокрашенный бетон, таков и весь потолок.
И видишь, и это главное впечатление, невероятная огромность парусного корабля. Это понимаешь в полной мере, только тогда, когда стоишь рядом с ним, ни цифры, ни слова описания, не дают такого ощущения колоссальных размеров судна, как собственные глаза.
Музей Васа в Стокгольме продержал нас в плену несколько часов, но это было время, которого не жалко, оно быстро и без скуки пролетело, среди интересных экспозиций за получением новых знаний и новых впечатлений.
Красота Васа, сохраненная спустя столетия после давней трагедии морем, словно своеобразной машиной времени, просто потрясает: корабль украшен более чем 700 деревянными фигурами и скульптурами. Это библейские персонажи, изображения морских чудовищ, герои греческой мифологии и т.д. Сейчас они потеряли свои яркие цвета, стали просто деревянными, но некогда они были красными, золотыми, синими. Но макеты показывают их былую красоту.
Посетители могут увидеть, как жили люди на таком корабле 17 века. Медицинское оборудование, деревянные ложки, оловянная посуда, изделия из стекла, личные вещи моряков… Экипаж спал рядом с пушками, прямо на палубе, у них не было и в помине никаких одеял или там матрацев, гамак был еще не изобретен. Ели они хлеб, горох, каши, сушеное мясо, рыбу. Запивали пивом. Оно было 3-х сортов: лучшее для высших офицеров, похуже для низших офицеров, ну и так далее для матросов. Еда была, в общем, плохая, гигиена напрочь отсутствовала, поэтому люди часто болели. Их лечил цирюльник, совмещавший свою основную специальность с медицинским обслуживанием.
Можно воочию увидеть и матросов этого корабля. Были обнаружены при подъеме судна скелеты людей, и по ним была проведена реконструкция, их одели так, как тогда одевались моряки.
Внутри музей состоит из шести уровней, с которых можно видеть Васа, начиная от киля до самой верхней части кормы корабля. А вокруг расположены многочисленные модели и экспонаты, по которым можно проследить этапы строительства и гибели галеона. Много экспонатов, касающихся вообще истории Швеции 17 века. А в музейном кинотеатре можно посмотреть фильм на своем родном языке о восстановлении Васа.
В музее рассказывается не только о том, как строили корабль, почему и как он затонул, но и можно узнать интереснейшую историю того, как его нашли и как его подняли из темных глубин, каких трудов и усилий стоило его законсервировать, чтобы им теперь могли полюбоваться мы и будущие поколения.
Музей корабля Васа в Стокгольме – это великолепный музей, по данным газеты “Таймс” – это один из двенадцати самых лучших музеев в мире. А о галеоне, находящимся в нем, можно привести один такой забавный факт. Он произвел на создателей фильма “Пираты Карибского моря” такое сильное впечатление, что в их фильме “Летучий Голландец” приобрел облик именно этого покрытого романтикой корабля Васа. Не упустите возможности самим увидеть этот прекрасный Васа корабль!
Оставить комментарий