Мне казалось, что еще не поздно, что все еще можно вернуть вчерашнее беспечально-радостное настроение после завершения хорошо сделанной работы: вчера дописала последнюю статью о путешествии в Стамбул и впереди была пара дней отдыха. Но тут позвонила Леночка, жена моего брата, которая как раз вернулась из поездки по Турции. Полная впечатлений, она стала рассказывать о СВОЕМ Стамбуле.
Я слушала ее, повернувшись к компьютеру, в недрах которого таились мои записи, и с каждой минутой разговора рассыпалась, уходила, как песок сквозь пальцы, уверенность в том, что все главное и интересное было увидено. И нестерпимо захотелось снова в Стамбул, чтобы теперь увидеть еще то, о чем я слушала…
Друзья, а вы были в Стамбуле? О-о, уверена, что многие воскликнут: “Конечно!” И немало голосов добавят: “И не один раз!” А знаете ли вы, что большинство туристов, приезжающих в Стамбул, ограничиваются знакомством только с европейской частью мегаполиса?
Спору нет, здесь много интересного и привлекательного, но азиатская часть Стамбула нечто совсем иное. Эта половина города гораздо в меньшей степени ориентирована на туристов, здесь значительно тише и уютней. Здесь гораздо меньше достопримечательностей, но уличные кварталы более просторны и респектабельны, здесь даже простая незамысловатая прогулка очень приятна, здесь кипит оживленная местная жизнь, со своим ритмом и духом, очарование которой дарит иные ощущения и впечатления. Это – совсем другой Стамбул, но не менее привлекательный и красивый. И – со своим особенным магнетизмом.
В результате мы с Леночкой, дорожа тем кратким моментом, пока все свежо в памяти и живо в сердце, уселись рядом, обложились фотографиями и отправились в совместное виртуальное путешествие по азиатской стороне великого города.
Итак, за окном утро нового чудесного августовского дня. И мы отправляемся на другой континент, наша цель – Азия, Стамбул, древний район анатолийской половины города – Кадыкей. Этот оживленный район отправная точка и конечный пункт всех маршрутов азиатской части Стамбула.
Попасть в азиатскую часть Стамбула можно:
- или водным транспортом
- или по суше и мосту на такси, автобусе или автомобиле.
Выбор за вами! Добраться туда не трудно. Самое же трудное наступит вечером – когда нужно будет заставить себя уехать!
Колоритная паромная пристань Эминеню Стамбул
Мы, без колебаний, выбираем комфорт, быстроту, великолепные виды и морской бриз! Наше путешествие начинается в доках Эминеню, где пролив Босфор встречается с водами Золотого Рога и Мраморного моря. Видна путаница домов Галаты и за ними карандаш Галатской Башни, в отдалении синеватые холмы азиатской стороны Стамбула. Паромы, рыбацкие лодки, частные катера и контейнеровозы теснятся в этих переполненных водных путях. Отсюда паромы уходят во все концы города и на прогулки по Босфору.
Про виды водного транспорта Стамбула
Общественный наземный транспорт… Ответ готов мгновенно – это трамваи, автобусы, маршрутки, такси, метро, электрички, пригородные поезда. Для жителей Стамбула это еще метробусы, фуникулеры, и такая экзотика, как канатные дороги… Но транспорт этого протяженного города у воды имеет еще одну неотъемлемую составляющую – водную. На водном транспорте Стамбула и проехаться очень приятно, и он начисто лишен даже потенциальной опасности пробок.
Стамбульский водный транспорт это:
- Feribot – паром. Они бывают как внутригородские, курсирующие между причалами города, так и междугородние. Есть предназначенные для перевозки исключительно пассажиров, а есть такие, на которых могут ехать как люди, так и перевозиться их автомобили.
- Vapur – в переводе с турецкого вапур означает пароход. Вернее, это катер, вроде речного трамвайчика, который ходит с небольшой скоростью, совершая рейсы между городскими причалами, перевозит исключительно людей.
- Deniz otobus – морской автобус. Это современный скоростной катер. Возит исключительно людей. Курсирует как внутри города, так и между городами.
- Deniz taksi – морское такси. Курсирует по Босфору и Мраморному морю. Перевозит максимально 10 человек. Это относительно новый вид транспорта в Стамбуле, который работает 24 часа в сутки.
Паром и вапур являются наиболее приятным и удобным способом для путешествий:
- Приходят и уходят часто, интервал в среднем минут двадцать
- Проезд недорог
- Сидеть можно как внутри, так и на палубе
Морской автобус своим интерьером с длинными рядами удобных сидений напоминает салон самолета. Такой тип водного транспорта хорошо использовать для поездки на Принцевы острова. Его плюсы и минусы:
- Он гораздо быстрее и удобнее, чем обычный паром
- Курсирует реже – всего несколько раз в день
- Проезд в нем дороже
- Сидеть можно только внутри
Istanbulkart – стамбульская проездная карта
Электронная карта Istanbulkart служит для оплаты проезда по любому виду муниципального транспорта: что на автобусе, или на метро, на пароме, фуникулере, трамвае, включая трамвай-Ностальжи, теперь за проезд в Hatavas, но не используется в маршрутках. Не имеет срока действия, не привязана к конкретному человеку. Действует только в Стамбуле.
Размер этого кусочка пластика, точно такой же, как у обычной кредитки. Istanbulkart прекрасно размещается в бумажнике.
- Одной картой можно оплачивать проезд нескольких человек – до 5 пассажиров.
- Проезд с ее помощью обойдется дешевле, чем по одноразовым жетонам. При использовании карточки предоставляется скидка по сравнению с нормальным тарифом. Если между пересадками на транспорте интервал времени не превышает 2-х часов, то дается прогрессирующая, скидка. При групповом использовании одной Istanbulkart скидка дается только один раз. Размеры скидок и стоимость проезда разные для разных видов транспорта.
- Ею легко пользоваться: при оплате, не доставая из бумажника или кошелька, ее подносят к считывающему устройству.
Продают Istanbulkart в аэропортах, в автоматах по продаже этих карточек, что на остановках автобусов и трамваев и на ряде станций в метро, а также в специальных киосках. Сразу же на проездную карту нужно положить деньги для оплаты проезда и по мере необходимости пополнять остаток. Это можно сделать через такие же киоски или в автоматах пополнения на остановках. За пользование картой надо заплатить некую сумму в TL. Замечание. Все так быстро меняется – и стоимость карточки, и стоимость проезда и размеры скидок. Поэтому я сочла более разумным убрать цифры, чтобы не вводить в заблуждение своих читателей, возможно, уже устаревшими цифрами. На время написания, было: стоимость Istanbulkart 6 TL, проезд по жетону – 3 TL, по карте 1,95. При сдаче карты можно вернуть ее залоговую стоимость, но остаток средств от поездок – нет.
О звуках и запахах Эминеню
Здесь снуют толпы гостей и жителей 13-миллионного города, уличные торговцы и нищие. В этом людском множестве видно все разнообразие населения: четки и платки его консервативной части соседствуют с плеерами и дизайнерскими солнцезащитными очками модных щеголей. Многие непринужденно жуют. Здесь, как и везде на набережных, продают вкуснейшую жареную рыбу и мидии. Бутерброды с рыбой готовятся прямо на борту небольших турецких суденышек, пришвартованных рядом с паромами. Достойного размера кусок хлеба, только что пожаренная ароматная рыба, порезанный лук и салат. На столах для желающих – соль и лимонный сок… Но об уличной вкуснотище – попозже.
Стамбульские запахи способны свести с ума. По большей части это вкуснейшие запахи, связанные с едой. Букет свежеиспеченного хлеба, жареного мяса или рыбы, подгоревших каштанов, пряных специй, аппетитных сладостей, благоухающего кофе. На берегах Босфора в коктейль ароматов вплетается запах соли, йода и свежей рыбы. Разные запахи, соединяясь в сложные комбинации щекочут нос, и ты вдыхаешь воздух полной грудью, пытаясь расшифровать входящие в его состав компоненты. Но все мы разные, поэтому иных городское амбре заставляет морщить нос (фуу, пахнет пережаренным!).
Еще выдающийся философ древности, Аристотель, утверждал, что человек получает сведения об окружающем его мире посредством имеющихся у него 5 отдельных чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Удивительный Стамбул воздействует на каждое из чувств в полной мере и не дает ни минуты продыху соответствующим органам. Особенно достается ушам.
Голоса муэдзинов, призывающие к молитве и славящие Аллаха, звучат по несколько раз в день. Многоголосый нестройный хор торговцев, соблазняющий прохожих своими товарами, звучит на ужасной смеси трех языков: турецкого, английского, русского. Сюда добавляется гомон прохожих, звенящие трели трамваев, шум от транспорта, водители, по делу и без дела, жмущие на клаксоны и оглушительно сигналящие. А чем ближе к воде, тем слышнее звуки гулких корабельных гудков. Зычные голоса зазывал на набережной. А чего стоят чайки! От их истошных криков не возможно укрыться. Под их аккомпанемент проходят прогулки по городу, под их визгливую какофонию плывешь на пароме.
В какой-то момент у тебя, оглушенного звуками, появляется тяга к тишине, желание обрести ее в каком-нибудь парке или чайном саду. И такая прогулка тоже входит в наши планы!
В порту, как ни в каком другом месте, особенные звуки и запахи. А мы шагаем к причалу номер два «Эминеню – Кадыкей (Азиатская сторона Стамбул)», легко находим нужную пристань.
Затем, держа в руке бесподобный душистый симит – турецкий бублик с кунжутом – ступаем на паром…
Ну, что, дорогие друзья, передохнем немного? А азиатская часть Стамбула пусть немного подождет нас. Мы скоро продолжим…
Оставить комментарий